Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]

Рад снова приветствовать читателей рубрики #ProСвет от Photar.ru! В первом блоке статей мы делимся с подписчиками полезными советами по студийной съемке с использованием всего одного источника света. В одном из прошлых выпусков я рассказывал о работе со всеми любимым октабоксом 150 см на примере Profoto RFI Octabox 5’, а сегодня я хочу рассказать вам о том, как легко получить красивую картинку используя эту насадку и соты. Октабокс 150 см можно легко отнести к базовым насадкам, так как он встречается практически в каждой студии, а соты позволяют существенно расширить возможности его использования.

Бекстейдж со съемок видео

Необходимо отметить одну важную отличительную черту приборов Profoto. Практически любую насадку можно передвигать по голове прибора, тем самым фокусируя или расфокусируя свет.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Положение 4 это крайнее дальнее положение прибора, а положение 10 — крайнее ближнее. В нашем случае мы использовали генераторную голову Profoto ProHead plus UV 500W.

Итак, давайте для начала посмотрим сравнительные «синтетические» снимки.

Реклама

Положение 4:


Без сот / С сотами

Положение 10:


Без сот / С сотами

Абсолютно очевидно, что соты сильно уменьшили площадь светового пятна и существенно снизили интенсивность света. Кроме этого, собственная тень объекта становится более выраженной, что делает освещение более контрастным. Давайте посмотрим на цифры:

В положении 4:

  • На объекте -1 ступень
  • За объектом -1,4 ступени
  • Перед объектом -1,6 ступени
  • Слева на стене -2,4 ступени
  • Справа на стене -2 ступени

В положении 10:

  • На объекте -1 ступень
  • За объектом -1,2 ступени
  • Перед объектом -1,7 ступени
  • Слева на стене -2,4 ступени
  • Справа на стене -2 ступени

Октабокс с сотами: положение 4 / положение 10

При визуальном сравнении двух снимков с сотами видно, что в положении 10 световое пятно имеет более выраженный яркий центр, светлые участки в целом светлее (примерно на 0,3 ступени), что делает изображение более контрастным, и менее однородным по площади.

Очень важно! Необходимо учитывать окружение (в нашем случае студию), в которой ведётся съёмка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то всё это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!

Давайте ещё раз посмотрим, как выглядит освещение октабокса 150 см без сот:

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Схема:

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Освещение мягкое, довольно однородное, но скучноватое. Чтобы сделать свет более выразительным и объёмным наденем соты, оставив положение прибора прежним.

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Ещё раз обращу ваше внимание, что соты поглотили достаточно много света и это нужно не забыть компенсировать. Увеличив мощность прибора, получаем уже совсем другой результат.

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Немного изменив положение прибора, картинка становится более выразительной, появляется большая разница экспозиции между фоном и моделью.

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Схема:

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Подобная постановка света может привести к «проваленным» в тени глазам и с этим нужно быть внимательными. В подобной ситуации придётся либо опустить прибор по штативу и поднять по лучу, либо просить модель держать подбородок ровно или чуть вверх (с этим тоже желательно не перестараться). Однако, подобный приём можно отлично использовать и как художественный.

Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
© Павел Молчанов / Photar.ru
Самые распространённые ошибки, которые можно допустить, работая с насадками мягкого света, вы можете посмотреть в наших предыдущих выпусках (их список вы найдете внизу).

Подводя итог, хочу отметить, что использование сот всегда делает картинку контрастнее и позволяет лучше отделить модель от окружения. Подобная насадка прекрасно подойдёт для съёмки не только крупных, средних и общих планов, но и для освещения нескольких человек. За счёт своего большого размера, с ней не всегда удобно работать на обычной стойке, а вот журавль существенно расширяет возможности.

Несмотря на то, что октабокс даёт мягкий свет, контраст, получаемый при использовании сот, заставляет внимательнее следить за направлением освещения, чтобы не исказить или испортить черты модели. Стоит помнить, что размер и глубина сот влияют на итоговый рисунок. Учтите, что у разных производителей соты отличаются. Чем меньше и глубже соты, тем уже будет световой поток и контрастнее освещение.

Предыдущие выпуски #ProСвет:

Спасибо, за внимание! Не забудьте подписаться на YouTube-канал, чтобы не пропустить наши новые выпуски! Отставляйте в коменнатриях свои вопросы и делитесь результатами, которые у вас получаются после просмотра наших видео!