Снимаем в студии только с софтбоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №4]

Рад снова приветствовать читателей журнала PHOTAR.RU и тех кто следит за нашей рубрикой #ProСвет. В этих статьях мы рассказываем, как не усложнять себе жизнь и получать классный результат, работая всего с одной вспышкой. Каждый выпуск состоит из двух частей: видеоформат, в котором вживую видно как получился тот или иной результат, и текстовая часть с более подробным разбором технических аспектов и советами. И как обычно советую подписаться на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые выпуски!

Наше самое первое видео было посвящено съемке с использованием софтбокса размером 120×90, а в сегодняшнем выпуске я хочу рассказать о том, как правильно использовать соты на этом софтбоксе, зачем вообще они нужны и какие ошибки не нужно совершать.

Софтбокс 90х120. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Итак, существует мнение, что сотовые решетки «направляют» свет, но это полнейшее заблуждение. Ничего они не направляют. К слову, направляют свет только линзовые насадки, у Profoto это ProFresnel Spot, Profoto MultiSpot и Dedolight DP-1 Attachment. У сот другое предназначеие, они отсекают свет, разлетающийся в разные стороны. И это приводит к меньшему по площади пятну света, меньшей интенсивности светового потока и увеличению контраста. Соты являются аксессуаром, и чаще всего не идут в комплекте с софтбоксом, а докупаются отдельно.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

У сторонних производителей соты бывают разного размера и глубины. А это очень сильно влияет на рисунок! Чем ячейки сотовой решетки меньше и глубже, тем более контрастный свет вы получите. Чаще всего сторонние производители экономят и делают сотовые ячейки достаточно большими (порядка 10 на 10 см) и неглубокими (ширина около 2,5 см). Безусловно, результат будет достаточно сильно отличаться от фирменных решеток Profoto, он будет менее контрастным и поле света будет больше. Но, опять же, старайтесь все использовать себе во благо!

Реклама

Давайте посмотрим как ведет себя софтбокс 120 на 90 с сотами и без.

С сотами и без. Положение 4 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru

Как вы видите по снимкам, соты очень сильно уменьшают площадь светового пятна. И кроме этого, по сравнению с софтбоксом без сот, интенсивность освещения также падает на 1 ступень на самом объекте, на 1,6 ступени на фоне позади объекта и на 1,9 ступени на фоне справа (для насадки установленной в положение 4 на приборе Profoto D2).

Софтбокс 90х120 в положении 4 на приборе Profoto D2. © Илья Кайгородов / Photar.ru

При зуммировании насадки в положение 10 сохраняется та же разница в 1 ступень на самом объекте, фон за объектом темнее на 1,3 ступени, а фон справа на 1,7 ступени.

С сотами и без. Положение 10 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru

В положении 10 пятно света получается чуть более широким и ярким, визуально картинка кажется более контрастной. Таким образом, зуммируя насадку по голове прибора, можно дополнительно акцентировать свет на объекте.

Софтбокс с сотами. Положение 4 и положение 10 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru

Без правильного распределения контраста невозможно добиться объемной картинки. Но и чересчур контрастное освещение подходит далеко не всем сюжетам. Используя соты, стоит более внимательно обращать внимание на положение и направление света от прибора, так как теневая сторона будет выражена значительно сильнее. В данном случае мы используем соты на насадке мягкого света, но, поскольку освещение контрастное, ошибки оно прощает неохотно Давайте еще раз сравним освещение с сотами и без.

Софтбокс 120х90 без сот. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 120х90 без сот. © Павел Молчанов / Photar.ru

Схема:

© Павел Молчанов / Photar.ru

После того как надели соты экспозиция и характер света изменились. При той же настройки мощности, диафрагмы и положения прибора мы получаем вот такой результат:

Софтбокс 90х120 с сотами без коррекции. © Павел Молчанов / Photar.ru

Экспозиция на модели изменилась на 2 ступени, но контраст возрос. Теперь я изменил направление прибора, и открыл диафрагму с 6.3 до 4.5.

Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru

Схема:

© Павел Молчанов / Photar.ru

Как видите, освещение осталось равномерным, но стало более контрастным, что повлияло на восприятие объема на фото.

Софтбокс 90х120 без сот и с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 без сот и с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru

Таким образом, мы получаем контрастное освещение модели с не очень близкого расстояния (напоминаю, что чем ближе свет, тем он контрастнее), и плюс к этому освещение фона становится менее интенсивным примерно на 1/2 ступени.

Для съемки ростового портрета будем использовать стандартную схему работы, а именно отодвинем прибор от модели, чтобы акцентированное пятно света в центре стало менее выраженным и дало более однородное освещение по всему росту модели. Далее, компенсируем увеличение расстояния увеличением мощности прибора (или диафрагмой), не забывая также об изменении угла освещения.

Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru

Схема:

© Павел Молчанов / Photar.ru

Как видите, соты позволяют достичь очень объемной картинки даже при довольно большом расстоянии между источником света и моделью, которое необходимо для равномерного освещения модели в рост. Также, обратите внимание, что фон остается достаточно темным, что дает нам возможность осветить его как нам хочется (но об этом в следующих выпусках).

Ошибки при съемке софтбоксом с сотами

А теперь давайте разберемся с самыми распространёнными ошибками при использовании сот на софтбоксах стандартного размера (около 90 на 120 см).

Итак, к ошибкам относятся все те, что верны для съемки с софтом без сот (почитайте нашу предыдущую статью про съемку с софтом 90 на 120 ). Единственное, что может стать исключением, это съемка при большом расстоянии от источника до модели, ведь при использовании сот световое пятно значительно меньше, а следовательно, контраст уменьшается не так сильно, как при съемке без сот. Но самым главным отличием является невозможность светить «мимо» перед моделью (об этом приеме настоятельно рекомендую посмотреть в нашем видео о съемке с софтом 90 на 120), так как соты отсекают свет, исходящий под нужным в этом случае углом! И еще один нюанс – при слишком высоком положении прибора, опустив голову модели немного вниз, мы получим «проваленные» в тени глаза, что далеко не всегда подходит и смотрится не эстетично.

Заключение

Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru

Соты — это отличный инструмент, который позволяет не только увеличить контраст на модели, но и заметно снизить освещение фона или переднего плана. В зависимости от размера ячеек сотовой решетки эффект от ее применения будет разным. Чем меньше и глубже ячейки, тем контрастнее свет и уже пятно света. Соты поглощают достаточно много света, что необходимо учитывать. Сфера применения сот очень широка, начиная от портретной и предметной фотографии и заканчивая интерьерными съемками с аккуратной подсветкой нужных деталей. Соты существуют практически на все светоформирующие насадки как мягкого, так и жесткого света.

В следующих выпусках мы расскажем о работе и с другими насадками с сотами, так что подписывайтесь на наш канал! Спасибо за уделенное время! Будем очень рады ответить на ваши вопросы в комментариях и не стесняйтесь присылать ваши работы снятые после просмотра наших видео!

Другие выпуски #ProСвет: