Снимаем в студии только с софтбоксом [#ProСвет №1]

Этой публикацией мы открываем цикл #ProСвет, в котором будем будем рассказывать об интересных и полезных приемах при работе со студийным импульсным освещением. В первой части этого цикла мы покажем и расскажем как делать крутую картинку используя всего один прибор и одну насадку. Каждый выпуск будет содержать видео и текстовую часть с пояснениями и схемами. Так что подписывайтесь на наш YouTube-канал и следите за обновлениями.

Сегодня мы поговорим о Profoto Softbox RFi 90×120см/3×4′. Эту насадку можно назвать базовой, так как она есть в большинстве студий. Софтбокс применяется от портретной до предметной и интерьерной фотографии. Обусловлено это не только распространенностью этой насадки, удобством использования, но и характером ее светотеневого рисунка.

Profoto ProHead plus UV 500W + Profoto Softbox RFi 90×120см/3×4′

Одной важной отличительной чертой приборов Profoto является то, что практически любую насадку можно передвигать по голове моноблока, тем самым фокусируя или расфокусируя свет. Положение 4 это крайнее дальнее положение прибора, а положение 10 — крайнее ближнее. В нашем случае мы использовали генераторную голову Profoto ProHead plus UV 500W.

Софтбокс установлен в положении 4

Итак, первые тестовые примеры ниже показывают распределение поля света и характер теней (контраст и жесткость).

Реклама

Первый снимок сделан в положении 4, а второй в положении 10.

Как вы видите, интенсивность света также меняется. В положении 10 свет интенсивнее примерно на 1/3-1/2 ступени. В положении 10 также очевидным становится чуть больший контраст. В положении 4 световое пятно более однородное. Теперь мне хотелось бы собрать все основные характеристики, которыми мы будем оперировать далее в один небольшой блок.

Softbox 90×120:

  • Тип освещения (при стандарнтых условиях использования): мягкий, средней контрастности
  • Интенсивность (по сравнению со стандартным рефлетокром zoom reflector): приблизительно -1 и 1/3 ступени
  • Изменение баланса белого: незначительно в теплую сторону
  • Акцентированность пятна в центре:  слабо выражена

Очень важно! Необходимо учитывать окружение (в нашем случае студию), в которой ведется съемка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то все это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!

Как правильно использовать софтбокс в портретной съемке

Теперь давайте посмотрим, как себя ведет эта насадка при съемке портрета.

Здесь использовались следующая схема постановки света:

Для получения красивого контраста и во избежание сильного ограничения позирования модели старайтесь располагать освещение перед моделью и направлять основную часть света насадки перед ней. Меняя расстояние стоит помнить и об изменении контраста и интенсивности. Также, стоит обратить внимание на то, как свет падает на фон и нужен ли он вам на нем. Если свет на фон не желателен, то стоит больше отвернуть прибор от него, скомпенсировав это расстоянием углом прибора. 

Схема:

При съемке более общих планов важно помнить о равномерности освещения по всему объекту съемки (если не предусмотрена иная задумка). Чтобы выровнять свет лучше сдвинуть насадку в положение 4 и отодвинуть прибор дальше от модели, слегка сдвинув его к камере и подняв выше стойку. Также, старайтесь направлять центральную часть света источника не на лицо модели, а примерно на область талии. Последняя рекомендация будет полезна не только в средних планах, но и в крупных и общих. Интенсивность света изменится и это необходимо скомпенсировать либо мощностью, либо диафрагмой.

Схема:

В съемках ростовых портретов очень часто можно увидеть сильное падение экспозиции от лица модели к ее ногам. Исправляется это также расстоянием и поворотом насадки. При большом расстоянии модели от вспышки стоит выбирать угол направления света внимательнее, стараясь получить выразительную собственную тень на модели, но не делать ее излишне контрастной. При правильной постановке света вы легко сможете менять крупность съемки в процессе, не вмешиваясь в световую схему.

Как не нужно устанавливать софтбокс

Для ростового портрета прибор находится слишком высоко. Это приведет к очень сильному падению экспозиции по телу модели.

Старайтесь не располагать прибор очень далеко от модели (без явной необходимости), так как это приведет к сильной потере контраста, и как  в следствие к “плоскому” изображению. Кроме того, в этом случае фон будет освещен примерно с такой же интенсивностью что и модель.

Прибор находится за моделью и светит ей «в ухо», что будет очень сильно деформировать черты лица модели.

Заключение

Softbox 90×120 является очень удобной и распространенной насадкой, которая прекрасно подходит для портретной и предметной фотографии за счет того, что имеет мягкий и довольно однородный поток света. Управлять контрастом этой насадки также очень просто, для этого меняйте расстояние от источника до модели и не забывайте направлять основное пятно света перед моделью. В зависимости от размеров софтбокса характер светотеневого рисунка будет меняться. Так, для насадок с большей площадью, свет будет мягче и менее контрастным, а для насадок меньшего размера свет будет более жестким и контрастным. Кроме этого, на контраст будет влиять наличие сотовой решетки на источнике, но об этом мы расскажем в следующих статьях. Также стоит помнить, что площадь насадки “меняется” и с расстоянием. К примеру, даже насадка два на два метра, отдаленная от модели на 15 метров, превратится в источник жесткого и неконтрастного света, и наоборот, софт размером 60 на 60 см, придвинутый практически вплотную, даст контрастное и мягкое освещение на объекте.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Отдельно хочу отметить, что стандартный софтбокс 90×120 не очень хорошо подходит для съемки больших групп людей (и особенно в рост). Для этого понадобится насадка с большей площадью или даже дополнительные приборы.

Спасибо, что уделили внимание текстовой части блока! Видео о том, как это все снималось смотрите вначале статьи или на Youtube-канале здесь. Обязательно задавайте вопросы в комментариях, присылайте свои работы с использованием этой техники съемки. В следующих выпусках мы расскажем о работе с другими насадками, так что не забудьте подписаться на наш канал!