Снимаем в студии только с рефлектором [#ProСвет №2]

В этом выпуске мы продолжаем наш цикл #ProСвет, в котором делимся с вами интересными и полезными приемами работы со студийным освещением. Первая часть нашего цикла посвящена работе в студии всего с одним прибором и одной насадкой. Все выпуски состоят из двух частей: видео с наглядными примерами и результатами, и текстовой части с более подробным техническим описанием и советами. Не забудьте подписаться на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые выпуски!

В прошлом выпуске я рассказывал о съемке с софтбоксом стандартного размера 90×120. Сегодня мы поговорим об одной из самых недооцененных насадок (особенно среди начинающих фотографов), а именно Profoto Zoom reflector (также называют стандартным рефлектором и “горшком”).

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Этот тип светоформирующей насадки относится к так называемым open face насадкам, в которых лампа вспышки не скрывается за диффузорами или дефлекторами (рассеивающими или отражающими поверхностями). Ее так же можно назвать базовой, так как она наравне с софтбоксом 90х120 присутствует в любой студии. Чаще всего Zoom reflector используют для подсветки фона и на этом ее применение ограничивается, так как многие фотографы боятся снимать с жесткими источниками света. Но это очень узкое ее применение. В сегодняшнем выпуске я хочу рассказать, как работать с ней в качестве рисующего света (и чуть забегая вперед — в дальнейшем мы расскажем как можно использовать ее для заполняющего, моделирующего и контрового освещения). Кроме света от насадки “как есть”, я расскажу как можно интересно применять шторки.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Важно напомнить о конструктивной особенности приборов Profoto, а именно “зуммирующей” голове. Означает это то, что практически любую насадку можно передвигать по голове вспышки, тем самым слегка, а иногда и сильно, меняя характер освещения насадки. Чаще всего “зуммирование” по прибору фокусирует или расфокусирует световое пятно. В зависимости от приборов шкала может иметь разные значения от 4 (крайнее дальнее расположение прибора на вспышке) до 10 (крайнее ближнее расположение). В данной съемке мы работаем с генераторной головой Profoto ProHead plus UV 500W и ее диапазон “зуммирования” от положения 4 до положения 10.

Реклама
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Предлагаю посмотреть на общий характер света насадки Profoto Zoom reflector. Надо заметить, что в нашем случае светлая стена справа вносит довольно сильные коррективы в контраст, снижая его.

Первый снимок сделан в положении 4, а второй в положении 10.

Обратите внимание, что в положении 4 насадка дает более выраженное пятно в центре, за счет чего основной объект освещен ярче примерно на 2/3 ступени. Кроме этого, свет на основном объекте более контрастный, за счет чего лучше передается мелкая фактура. Также граница света и тени выглядит более контрастной и заметной. В положении 10 свет становится более однородным, тени становятся более прорисованными и отчетливыми, что говорит о более жестком свете, хотя контраст и падает.

Теперь давайте посмотрим, как изменится освещение, если мы прикроем шторки на приборе.

Первый снимок с открытыми шторками, второй с прикрытыми

Чаще всего шторки используются для того, чтобы отсечь свет, разлетающийся в стороны, но кроме этого можно добиться множества других интересных эффектов, что влияет и на контраст в том числе.

В целом, кроме изменившегося освещения по краям циклорамы, тип освещения не сильно отличается от снимков с открытыми шторками. Но также можно заметить, что при изменении зуммирования разница в экспозиции стала больше и составляет около 1 ступени.

В итоге самую контрастную картинку с наилучшей проработкой мелких деталей мы получаем в положении 4 с прикрытыми шторками. Разница освещения достигает примерно в 1 и 1/2 ступени между открытыми шторками в положении 4 и закрытыми в положении 10, что необходимо учитывать в настройках камеры или мощности прибора.

Основные характеристики насадки Zoom reflector:

  • Тип освещения (при стандартных условиях использования): жесткий, достаточно контрастный свет
  • Интенсивность: высокая
  • Изменение баланса белого: нет
  • Акцентированность пятна в центре: в положении 4 акцентированность пятна сильно заметна, при зуммировании насадки до положения 10 становится менее заметной.

Как правильно использовать рефлектор в портретной съемке

Снимая с жесткими источниками света, стоит быть очень внимательными к свето-теневому рисунку, который получается на модели. Если мягкий свет “прощает” большую часть ошибок, то жесткий свет может сильно исказить черты лица модели. Необходимо следить за высотой прибора и углом освещения. Сделать боковой растушеванный свет как софтбоксом тут не получится. Не стоит выбирать углы съемки больше 45 градусов, во избежание излишнего контраста на лице модели за счет собственной тени. Также, лучше использовать насадку в положении или ближе к положению 10 для менее выраженного пятна света в центре.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Здесь использовались следующая схема постановки света:

© Павел Молчанов / Photar.ru

Одной из самых важных особенностей Zoom reflector является ярко выраженное пятно света в центре — так называемый hot spot. Так вот, его ни в коем случае нельзя направлять на лицо модели, даже если вы снимаете крупный план. Иначе это приведет к очень заметному перепаду яркости на лице и плечах. Старайтесь светить хот спотом примерно на уровень диафрагмы или бедер. Этот прием позволит вам сделать яркость и контраст на модели более равномерным.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Схема постановки для среднего плана:

А вот так делать не нужно (если только подобное падение экспозиции не является художественным приемом):

© Павел Молчанов / Photar.ru

Ростовой портрет требует еще большего внимания к изменению яркости. Для получения более или менее однородного освещения прибор необходимо отставить от модели, компенсируя это мощностью и углом/высотой. И не забудьте сместить хот спот по лучу примерно на уровень пояса или колен модели. При правильной постановке вы добьетесь достаточно контрастного и равномерного освещения на модели. Если вы правильно выставили свет на ростовой портрет, то это позволит в процессе съемки выбирать любую крупность.

Схема постановки для общего плана:

© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru

Обратите внимание как хорошо жесткий свет подчеркивает мелкую фактуру одежды. Но, кроме одежды, также сильно усиливается и фактура кожи, так что при наличии выраженных дефектов можно усложнить себе жизнь. Потом либо придется повозиться в редакторе, либо отказаться от использования жесткого света на съемке.

Используя шторки, можно частично убрать свет с фона или пола, что придаст снимку большую глубину:

© Павел Молчанов / Photar.ru

Попробуйте покрутить шторки под разными углами, обращая внимание на форму луча и теней, которые они отбрасывают. При близком расположении источника света к объекту эти узоры будут наиболее контрастны и заметны.

Как не нужно устанавливать рефлектор

© Павел Молчанов / Photar.ru

Свет находится слишком высоко. Сильный перепад яркости от головы к плечам, проваленные в тень глаза, лицо модели деформируется.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Свет расположен под неподходящим (в большинстве случаев) углом. Деформирует лицо модели, излишне контрастный.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Хот спот направлен на лицо, что приводит к большому перепаду яркости даже в среднем плане.

© Павел Молчанов / Photar.ru

Хот спот направлен слишком высоко, что приводит к большому перепаду яркости тем более в общем плане.

Заключение

Как вы могли убедиться, насадка жесткого света Zoom reflector подходит не только для освещения фона, но и прекрасно себя показывает в качестве рисующего света. Она не так проста в использовании как софтбоксы, но за счет своего более ярко выраженного светотеневого рисунка прекрасно передает объем и фактуру объектов. Ее также можно использовать для имитации солнечного света и получения необходимой атмосферы в кадре. Используя вместе с ней сотовые решетки и шторки можно создавать очень интересные кадры, затемняя лишние участки локации или подсвечивая нужные детали, так же можно создать интересные световые пятна. Набор из трех сотовых решеток (20, 10 и 5 градусов) совместно со шторками существенно расширит творческий потенциал применения Profoto Zoom reflector. В крупных планах она подойдет далеко не всем типам лица, но всегда стоит ее попробовать. Жесткий свет чаще всего выглядит довольно агрессивно и может не подойти не ко всем типам съемок. Но лучше всего он себя проявит в фэшн- и портретной фотографии.

Конечно же, Zoom reflector это не единственная насадка жесткого света, есть еще Hard box, Magnum, Narrow beam и другие насадки, о которых мы будем рассказывать в следующих выпусках цикла #ProСвет.

Спасибо за внимание! Видео о том, как работать с Zoom reflector смотрите здесь и не забывайте задавать вопросы в комментариях и делиться вашими работами, снятыми с этой насадкой! А если вы еще не подписались а наш канал, то обязательно сделайте это;)