Мы протестовали уже достаточно много объективов от известной японской компании Tokina. Это были линзы для Canon, Nikon и Sony. Каждый из этих объективов обладал определёнными достоинствами, причём даже на фоне так скажем оригинальных объективов от брендов производителей камер. Совершенно недавно компания представила свои первые объективы для кроп-камер Fujifilm. И сегодня у нас на тесте очередная новинка – портретный объектив Tokina atx-m 56mm F1.4 X. В этом обзоре мы попытаемся разобраться, какими же преимуществами обладает этот объектив и насколько он достоин внимания фотографов Fujifilm.
Прим. редактора. Обзор состоит из двух частей. Первая часть – это видео, где профессиональный фотограф Павел Молчанов протестирует на практике объектив и поделится полезными советами. Вторая часть – текстовая, с подробными исследованиями оптических характеристик и возможностью скачать исходники.
Про линейку Tokina ATX-M для Fujifilm X-mount
Старт линейки объективов Tokina для Fujifilm X-mount произошёл в ноябре 2020 года, до этого компания ещё не выпускала ни одного объектива для байонета X-mount. Точнее, был такой объектив и я о нём рассказывал – это Tokina SZX 400mm F8 Reflex (наш обзор), но этот объектив совместим со всеми байонетами посредством отдельных адаптеров.
На текущий момент линейка новых объективов для X-mount насчитывает три линзы. Это 23mm F/1.4, 33mm F/1.4 и наш герой и 56mm F/1.4. Объективы покрывают три основных фокусных расстояния – в пересчёте на полный кадр мы получаем 35, 50 и 85 мм соответственно.
Как видите из названий, эти объективы обладают одинаковой светосилой F/1.4. Однако, это далеко не единственное, что объединяет новую линейку.
Объективы имеют очень компактный корпус, и что немаловажно они абсолютно одинаковые по размеру – 65 мм в диаметре и 72 мм в длину. Вес отличается незначительно 276 г для 23 мм, 285 г для 33 мм и 315 г для 56 мм. Такая разница в весе будет некритична при смене объектива на камере установленной на современном стедикаме и не потребует последующей перебалансировки, а также перенастройки положения фоллоу-фокуса, благодаря одинаковому расположению и ширины кольца фокусировки.
Все три объектива имеют одинаковую резьбу под светофильтр 52 мм, одинаковое расположение и размеры органов управления (электронное кольцо фокусировки и кольцо управления диафрагмой). Вообще, конструктив полностью идентичный, объективы собраны из металла, имеют одинаковый размер, единственное, благодаря чему их можно идентифицировать, это надпись фокусного расстояния на корпусе. Защиты от проникновения влаги и пыли нет. Сборка очень качественная, в руках ощущается как дорогой профессиональный объектив.
Ход кольца фокусировки плавный, а поскольку оно электронное, то бесконечный. С одной стороны, это хорошо сказывается на скорости автофокуса, потому как блок линз не связан физически с кольцом, но с другой стороны, бесконечная прокрутка создаёт определённые сложности для настройки мотора фоллоу-фокуса на стедикаме в случае работы с ручной фокусировкой. Кольцо управления диафрагмой переключается без щелчков, при этом механизм диафрагмы всё равно закрывается и открывается скачками, независимо от режима съёмки фото или видео. Ход очень тугой, что, на мой взгляд, не совсем удобно. Диапазон переключения f/1.4-16 и есть положение «А», для управления диафрагмой с фотоаппарата.
В комплекте есть металлическая бленда, в зависимости от фокусного расстояния её форма отличается. Бленда крепится к объективу очень плотно, процесс сопровождается тактильно приятным щелчком. Конечно, было бы неплохо иметь в комплекте чехол/мешочек для переноски, но, увы, его здесь нет.
Особенности работы объективов Tokina c камерами Fujifilm
Поскольку мы имеем дело с объективами стороннего производителя, есть некоторые особенности. Здесь не работает внутрикамерная корректировка хроматических аберраций, однако, при проявке RAW в Lightroom есть соответствующие профили для каждого из объективов, которые применяются автоматически. Тем не менее, виньетирование исправляется довольно эффективно внутрикамерно, а вот геометрические искажения придётся корректировать вручную. Но забегая вперёд, скажу, что искажения здесь минимальные и если для фото это не проблема в плане корректировки, то на видео они будут практически незаметны.
Ещё одна особенность — работа кольца управления диафрагмой. В положении «А» (авто) включается управление значением апертуры камерой. При этом независимо от положения кольца будь то определённое значение или положение «А», в режимах где предусмотрена автоматическая диафрагма она будет автоматической. С фирменными объективами Fuji если установлено конкретное значение диафрагмы, то независимо от режима, камера будет снимать с соответствующим значением диафрагмы.
Следующая особенность касается кольца фокусировки. Ручная доводка резкости с этими объективами не работает, чтобы активировать управление фокусом при помощи кольца, в камере необходимо включить ручную фокусировку, только в этом случае кольцо будет управлять наводкой на резкость.
За фокусировку в объективах отвечает быстрый и тихий шаговый мотор STM. На практике скорость автофокуса была действительно на высоте, независимо от уровня освещения, камера с объективом отрабатывали отлично. Фокусировка у объективов внутренняя. Также, как заявляет производитель, все объективы совместимы с матричной стабилизацией, которая есть в некоторых камерах Fujifilm. Однако на практике это утверждение проверить довольно сложно, так что поверим производителю. Но если вам очень важна правильная работа стабилизации, в пункте меню «I.Q» – «Настройка адаптера» рекомендую указывать соответствующее фокусное расстояние в эквиваленте на 35 мм.
Объективы Tokina ATX-M для Fujifilm X-mount в прямом смысле отличаются друг от друга исключительно фокусным расстоянием. Это просто находка для видеооператоров! Однако и для фотографа здесь есть чем похвастаться. Итак, переходим к тестированию Tokina 56mm F/1.4.
Тест Tokina atx-m 56mm F1.4 X
Прежде чем начнём, давайте более детально расскажу о характеристиках Tokina atx-m 56mm F1.4 X. Оптическая схема объектива состоит из 10 элементов в 9 группах, среди которых есть один низкодисперсионный элемент. Линзы имеют мультипросветление.
Минимальная дистанция фокусировки 60 см, что даёт масштаб 1:10. Диафрагма состоит из 9 лепестков, как и упоминалось ранее, диапазон f/1.4-16.
Резкость Tokina atx-m 56/1.4 X
Тест Tokina atx-m 56mm F1.4 X происходил в связке с камерой Fujifilm X-S10 (наш обзор) которая обладает разрешением 26 Мп.
f/1.4 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
К сожалению чудес здесь не произошло – на максимально открытой диафрагме объектив показывает нерезкую картинку по всему полю кадра. Однако, такое поведение будет характерно для любого светосильного объектива с f/1.4. А вот начиная с f/4 Tokina 56/1.4 показывает почти звенящую резкость по центру, а периферия по-прежнему имеет более низкое качество. Приблизительно после f/11 можно наблюдать смягчение картинки под влиянием дифракции. Таким образом, рабочий диапазон, при котором достигается максимальное разрешение, можно считать f/4-11.
Геометрия Tokina atx-m 56/1.4 X
Как я уже писал выше, объектив не поддерживает ни внутрикамерное исправление дисторсии, ни автоматическое при помощи профилей в Lightroom. Но в 99 процентах случаев вам это и не понадобится, объектив показывает отличные результаты – заметна лишь незначительная подушкообразная дисторсия.
Виньетирование Tokina atx-m 56/1.4 X
Даже на максимально открытой диафрагме Tokina atx-m 56mm F1.4 X даёт настолько минимальное виньетирование, что его можно разглядеть только сравнив с кадрами на закрытой диафрагме. Но если стремиться к идеалу, то уже на f/2.8 виньетка отсутствует полностью – просто великолепный показатель!
Хроматические аберрации Tokina atx-m 56/1.4 X
Существует два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Первые проявляются на открытых диафрагмах преимущественно по центру и соответственно исправляются диафрагмированием. Второй тип характерен по всему поле кадра и на всех значениях диафрагмы. Итак, слева продольные (центр кадра), справа поперечные (периферия), смотрим:
f/1.4 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
На f/1.4 отчётливо заметны продольные аберрации по центру кадра, на периферии слегка заметны искажения, но это не поперечные аберрации, поскольку при закрытии диафрагмы они пропадают. На f/2.8 эффект практически незаметен, а начиная приблизительно с f/4 хроматические аберрации отсутствуют полностью. В целом это очень хороший показатель.
Боке Tokina atx-m 56/1.4 X
Tokina atx-m 56mm F1.4 X фактически является классическим портретным объективом для APS-С камер, ведь в пересчёте на полный кадр мы имеем дело с фокусным расстоянием 85 мм. Именно поэтому здесь следует уделить отдельное внимание характеристикам боке.
f/1.4 | |
f/1.6 | |
f/1.8 | |
f/2 | |
f/2.2 | |
f/2.8 | |
f/4 | |
f/5.6 | |
f/8 | |
f/11 | |
f/16 |
Заполнение бликов ровное, нет луковых колец, по периметру бликов есть незначительная каёмка, но она действительно минимальна. Единственное к чему можно придраться, так это к немного неровной форме круга на f/1.4 в центре кадра. Как правило, портретные объективы показывают идеальный круг к центру, здесь же мы наблюдаем незначительное нарушение формы, вопреки установленной 9-лепестковой диафрагме. Но на самом деле это сложно отнести к минусам, гораздо хуже было бы иметь ровный круг и заметные «луковые кольца». Однако самое интересное то, что объектив практически не искажает форму бликов ближе к периферии кадра, такими характеристиками может похвастаться не каждый. Очень часто на периферии блики преображают форму «кошачьего глаза».
Бликозащита
При контровом свете объектив Tokina atx-m 56mm F1.4 X, на мой взгляд, показывает не очень красивые блики, тем не менее при таких условиях съемки кадр не теряет в контрастности, цветопередаче, а блик не заполняет всю площадь кадра. То есть в целом снимать даже при ярком контровом свете возможно.
Астигматизм и кома
Астигматизм и коматические аберрации наиболее ярко проявляются в виде искажения световых точек. Кома проявляется на периферии кадра и исправляется диафрагмированием, астигматизм заметен, как правило, ближе к центру кадра и на всех значениях апертуры. Справа кома, слева астигматизм, анализируем:
f/1.4 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Астигматизм не характерен для этого объектива. Кома минимально проявляется лишь на открытой диафрагме и после f/2 полностью исчезает, что является также очень хорошим показателем.
Tokina atx-m 56mm F1.4 X для видео
Как я уже писал выше, новая серия фиксов atx-m для байонета X-mount выглядит очень привлекательно для видеооператоров. Главное преимущество – абсолютно одинаковый корпус, который позволяет быстро менять объективы без повторной балансировки стабилизатора. Более того, среди преимуществ здесь можно назвать одинаковую резьбу светофильтра 52 мм. Все мы знаем, что переменные ND-фильтры – это «маст хэв» для каждого оператора, но стоимость качественных фильтров немалая. В случае объективов Tokina, во-первых, мы имеем малый диаметр, что значительно сокращает стоимость этого аксессуара, во-вторых, фильтр нужен только один для трёх объективов.
Что же касается не только физических, но и технических/оптических возможностей. Tokina atx-m 56mm F1.4 X обладает отличными скоростными показателями автофокуса. Здесь многое зависит от возможностей автофокуса само́й камеры, а объектив реагирует отлично, никаких проблем за время тестирования мы не заметили.
Следующий момент, важный для оператора — дыхание фокуса. Оно проявляется в изменении масштаба при перефокусировке.
При изменении фокуса с МДФ на бесконечность масштаб изменяется приблизительно на 5 процентов. Это не мало, но и немного, давайте не забывать, что мы говорим не о кинообъективе, который будет стоить в десять, а то и больше раз.
Галерея Tokina atx-m 56mm F1.4 X
Заключение
Объектив Tokina atx-m 56mm F1.4 X приятно удивил! Практически во всех аспектах, разобранных в этом материале, мы получили отличные результаты. Наверно самые большие претензии к резкости на максимально открытой диафрагме, но все же мы говорим о бюджетном и очень компактном объективе. Звенящей резкостью на f/1.4 будет обладать лишь очень большой, тяжёлый и очень-очень дорогой объектив. А в остальном – хроматические аберрации, скорость автофокуса, геометрия, виньетирование, кома и геометрия, всё на весьма достойном уровне. Начиная с f/4 объектив обладает не только достойной резкостью, но и практически полным отсутствием вышеперечисленных аберраций.
На мой взгляд, новая линейка фиксов от Tokina для APS-C камер Fujifilm получилась очень удачной. Напомню, что в начале статьи или на нашем YouTube-канале доступно видео, где мы рассказываем о практической съёмке на объектив Tokina atx-m 56mm F1.4 X.
Всем спасибо занимание! Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube, Facebook, Вконтакте, Telegram, Instagram.
Где купить?
- Tokina atx-m 56mm F1.4 X — [ЛигаФото | Яркий Фотомаркет | Pixel24]
- Tokina atx-m 33mm F1.4 X — [ЛигаФото | Яркий Фотомаркет | Pixel24]
- Tokina atx-m 23mm F1.4 X — [ЛигаФото | Яркий Фотомаркет | Pixel24]