В XX веке было много фотографов, чьё творчество оказало влияние на культурную, эстетическую и медиасреду своего времени. Многие из них были яркими и талантливыми мастерами, но только немногие смогли достичь той визуальной точности, которая не только создаёт художественное изображение, но и является отпечатком эпохи, историческим моментом, который определяет своё время. Сёмэй Томацу (Shōmei Tōmatsu) – это один из таких фотографов. Он был одним из наиболее значимых представителей искусства фотографии во второй половине XX века и обладал удивительным умением передавать эмоциональность в своих работах. Его творчество повлияло на многих его соотечественников, которые занимались фотографией, а также на многих западных мастеров.
Особенность творчества Томацу заключается в его смелости, остроте и пронзительности. В каждой его работе есть не только то, что находится на переднем плане, но и дополнительные слои, которые могут быть замечены более внимательным зрителем. Его снимки обладают особой эмоциональной напряжённостью, которая заставляет зрителя задуматься о том, что хочет сказать фотограф. Эта особенность присутствует и в его ранних работах, посвящённых жизни японских городов вскоре после ядерных бомбардировок, и в его поздних альбомах, где собраны картины из жизни разных регионов Японии.
Сёмей Томацу — известная фигура японской фотографии послевоенного периода. Родился он в Нагое в январе 1930 года и вырос с матерью, которая одна воспитывала его с двухлетнего возраста. Воспоминания о войне и оккупации страны всегда жили в нем.
После окончания университета Айти по экономически-правовой специальности Сёмей Томацу поступил на службу в издательство «Иванами». Однако его настоящая страсть лежала в фотографии, которой он начал увлекаться ещё во время учёбы. Темами его работ были разные сюжеты, начиная от играющих на улице детей до массовых манифестаций.
Вскоре Сёмей оставил свою должность в издательстве, чтобы стать независимым автором. Он быстро завоевал популярность, и его работы начали публиковаться в фотожурналах с 1956 года. Томацу стал известен своими тематическими сериями, которые он создавал с большой тщательностью и любовью к деталям. Он часто обращался к альманахам, объединённым общей историей, вместо того чтобы создавать «одиночные» кадры.
Серия портретов членов либерально-демократической партии в области Фукуя принесла Томацу громкую славу, премию общества критиков в качестве лучшего дебютанта и возможность для дальнейших экспериментов. В первые годы своей творческой деятельности он занимался общественными проблемами Японии 50-х годов, в основном последствиями американской экспансии и изменениями, которые она вызвала в обществе.
В своих работах он задавал вопрос своей аудитории: «Чего больше в этих событиях — хорошего или плохого?» В 1958 году он начал работать над проектом «Жевательная резинка и шоколад», посвященным этой теме, и только в начале 80-х закончил эту серию вместе с другой подобной серией — «Американизация». Эти ценные документальные материалы уже были отмечены свойственными мастеру поэтичностью, иносказательностью и особой визуальной остротой.
В конце 50-х и начале 60-х годов Томацу работал много в одиночку и вместе с другими фотографами: в Афганистане (1963), на студенческих демонстрациях в Токио, где он сделал несколько знаковых снимков для своего времени. В те годы знаменитый фотограф был на пике своей творческой деятельности и занимался многими проектами. Он работал индивидуально и с другими фотографами в разных уголках мира: в Афганистане в 1963 году, на студенческих демонстрациях в Токио, где он создал несколько известных в то время снимков. Параллельно с этим автор экспериментировал с абстракцией и графикой, используя контрастную игру света и другие приёмы, которые придавали его снимкам особую визуальную остроту и близость к гравюрам или кадрам из психоделических фильмов.
Однако, помимо этого, он занимался ещё одним важным делом, которое было значимо не только для него, но и для всей японской фотографии. Он создал творческий кластер VIVO вместе с Акирой Сато, Эйко Хосоэ и другими молодыми авторами. В то время в Японии не существовало художественных галерей, и VIVO взял на себя роль проведения выставок многих художников. Хотя агентство существовало всего до 1961 года, оно изменило традицию японского репортажа и стало важным фактором в развитии фотографии.
В начале 60-х годов Сёмей Томацу был поразительно продуктивен: он не только создавал редчайшие фотографические работы, включая съёмку разведывательных операций, но и активно работал на выставках и в рамках VIVO. Его творческий потенциал и многогранность оставили значительный след в японской фотографии и принесли ему широкую известность, а также множество наград и премий.
В середине 70-х годов Сёмей Томацу начал пользоваться известностью за пределами Японии. Его работы экспонировались в Европе в начале 80-х, а в 1995 году он был удостоен ордена «Голубой ленты». Фотограф создавал осязаемые изображения, своей гиперчувствительностью помогая зрителю понять скрытые послания. Томацу экспериментировал с формой, создавая сюрреалистические полотна с помощью обработки негативов, проводил опыты с двойной экспозицией и контрастностью на крупных планах в 60-70-х годах.
Его символичные работы можно интерпретировать по-разному, рассматривать с необычных точек зрения и открывать для себя все новые стороны. Томацу фотографировал Хиросиму и Нагасаки после катастрофы, создавая мощный и глубокий рассказ о трагедии. Он фотографировал хибакуся, людей, пострадавших от взрывов и радиации, используя даже мельчайшие детали, чтобы рассказать историю. Его широко известный снимок сплющенной бутылки и другие работы принесли ему звание автора года.
Были и «счастливые серии». Например, серия Ruinous Garden, посвящённая Олимпиаде 1964 года, где он впервые начал работать с цветом. Фотограф создавал оригинальные и незабываемые картины, где форма, свет и цвет создавали удивительный мир, наполненный символическими значениями.
Фотоальбомы Сёмея Томацу издавались повсеместно и постоянно получали национальные и зарубежные награды. Выставки, посвящённые 50-летию творческого пути, прошли по всему миру, от Сан-Франциско до Киото. Его работы всегда отличались глубиной, чувственностью и остротой темы. Сейчас фотографа уже нет в живых, но его творчество остаётся великим наследием японской фотографии.
Широко известный фотограф Японии послевоенного периода, Сёмей Томацу, продолжал свою влиятельную карьеру более 50 лет. В то время, когда классический документальный стиль фотографии был на пике популярности, его фотографии стали своего рода бунтом. С 1960-х годов до 1970-х годов, Томацу стал свидетелем молодёжной культуры в Токио, особенно в Синдзюку. Он документировал студенческие протесты и демонстрации в период так называемого «японского мая 68-го», когда студенты выходили на улицы, штурмовали вокзалы и забаррикадировали университеты, требуя своих прав и протестуя против войны во Вьетнаме.
Серия его фотографий «Протест в Токио» (1969) и «Эрос» экспрессивно и поэтически изображают взрывы гнева, требования и жестокость полицейских репрессий против беспорядков, а также свободу молодёжи. Его дальновидная фотография отражает социальные изменения в Японии в период сильного экономического роста, вызванного влиянием Америки на страну. Он деликатно изображает своих моделей, создавая особую связь с ними и никогда не недооценивая силу символизма.
В 1971 и 1972 годах Сёмей Томацу вернулся на родину, на Окинаву, чтобы зафиксировать возвращение японского контроля над островами. В своей серии фотографий «Карандаш солнца» 1975 года, он передал противоречия между элементами, свидетельствующими об американском присутствии на острове, и следами культуры предков, которые до сих пор явно прослеживаются.
В 1988-1989 годах он создал серию «Пластика», в которой задокументировал мусор, выброшенный на побережье города Чиба, где он тогда жил. В серии он показал контраст между естественным и искусственным. Изолированные пластиковые обломки вписываются в асфальт, а артефакты объединяются, создавая эстетическую картину на фоне менее яркой реальности.
В 1995 году японское правительство наградило Томацу почётной медалью «Пурпурная лента». В 1999 году он вернулся в Нагасаки, чтобы сфотографировать детей возле школы, продолжая тем самым работу над своей самой известной серией. Также в 1999 году он сфотографировал Сэндзи Ямагути, которого он уже фотографировал в 1962 году.
Сёмей Томацу стал легендой японской фотографии благодаря своей продуктивной карьере, которая изменила фотографический ландшафт в Токио, Окинаве, Нагасаки и других городах. Его работы продолжают вдохновлять многих фотографов. Томацу скончался 14 декабря 2012 года на Окинаве в возрасте 82 лет, в период подготовки к новаторской выставке. Он стал ярким примером того, как труд и упорство могут привести к успеху в любимом деле.
Ещё больше работ: Shōmei Tōmatsu
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube