Тест настольных микрофонов Saramonic. Записывай голос как профи

Устройства записи звука не самые частые гости наших тестов и обзоров. Тем не менее эти устройства являются неотъемлемой частью работы видеооператоров, коими способностями должен обладать современный фотограф. А если вы всерьёз решили или уже занимаетесь блогингом, подкастами, озвучкой и прочей деятельностью, где необходим качественно записанный голос, то вам просто не обойтись без внешнего микрофона. Сегодня у нас на обзоре сразу три настольных микрофона от компании Saramonic – SR-MV7000, SR-MV2000 и SmartMic MTV500.

Производитель Saramonic давно известен своими решениями в сфере звукозаписи, однако, направление настольных микрофонов для них относительно свежее. Первыми устройствами линейки стали SR-MV7000 и SmartMic MTV500, об анонсе которых мы, конечно же, рассказывали на страницах нашего издания. На текущий момент линейка включает четыре микрофона, помимо трёх сегодняшних героев, есть ещё модель SmartMic MTV550. Основное назначение подобных микрофонов, это запись голоса и всё что с этим связано – блоги, подкасты, интервью, закадровая озвучка и тд. Но некоторые устройства, в особенности старшая модель SR-MV7000, пригодны не только для голоса, но и для высококачественной записи различных звуков, например, для саундидизйна. Итак, давайте знакомится ближе и тестировать возможности каждой модели.

Микрофон Saramonic SR-MV7000

Начнём с самого старшего представителя настольных микрофонов Saramonic SR-MV7000

Это устройство немаленькое и совсем не предназначено для переноски в кармане, собственно как и любой микрофон из этого обзора. Вес впечатляет – 1,2 кг. Немалую долю от общей массы составляет тяжёлая металлическая подставка. И это неспроста – таким образом она лучше справляется с подавлением вибраций, которые могут быть заметны на звуковой дорожке. Вообще, системе демпфирования здесь уделено особое внимание. На нижней части подставки имеется толстое резиновое покрытие, которое также предотвращает проскальзывание, а в местах соединения микрофона и подставки специальные силиконовые прокладки. Конструкция подставки предоставляет возможность изменения угла наклона микрофона и поп-фильтра.

Реклама

Сам микрофон также изготовлен из металла, из пластика здесь только кнопки и регулятор мониторинга. Сборка очень качественная – сразу понимаешь, что на столе стоит дорогая профессиональная вещь. 

На нижней части микрофона предусмотрено крепление стандарта 5/8’ для установки на стойку. Здесь же мы наблюдаем три разъёма – 3.5 мм для наушников, USB Type-C и XLR. Первый вариант подключения цифровой, для этого в комплекте поставки есть два кабеля для подключения к компьютеру с USB Type-A и второй для подключения к Type-C, а это уже может быть не только компьютер, но и смартфон или планшет. Следует отметить, что для подключения рекомендуется использовать именно комплектные кабели. Так, для подключения по Type-C к MacBook Pro M1 мы смогли использовать только фирменный кабель, при этом более старый MacBook Pro с Type-A работал с любым неродным USB-кабелем. 

XLR-разъём служит для аналогового подключения к микшеру или профессиональному аудиорекордеру. Обязательным условием этого типа подключения является фантомное питание 48 Вольт, потому как это конденсаторный микрофон и встроенной или съёмной батареи здесь нет. В комплекте предусмотрен кабель с выходом в виде двух XLR-разъёмов. 

При цифровом подключении по USB микрофон задействует встроенный АЦП (Аналого-Цифровой Преобразователь), по XLR АЦП соответственно не нужен, потому как здесь мы получаем аналоговый сигнал. Таким образом, при подключении по XLR к профессиональному оборудованию мы можем получить максимально качественный звук. Кстати, заявленные характеристики АЦП здесь соответствуют уровню микрофона – это 24 бит и 192 кГц, подобными параметрами могут похвастаться лишь профессиональные устройства.

При подключении по XLR мониторинг звука через наушники работать не будет, в этом случае контроль осуществляется через микшерный пульт. 

Технические характеристики Saramonic SR-MV7000

  • Конденсаторный направленный микрофон
  • 4 диаграммы направленности 
  • Частота: 20-20000 Гц 
  • Чувствительность: -36 дБ ± 3 дБ при 1 кГц 
  • Соотношение сигнал-шум: 114 дБ 
  • Выходное сопротивление: > 25 Ом 
  • Фильтр низких частот 150 Гц
  • Битрейт: 16 бит / 24 бит 
  • Частота дискретизации: 44,1–192 кГц 
  • Габариты: 134,9 мм × 114,8 мм × 33,7 мм 
  • Вес: Микрофон + подставка: 1,2 кг

На передней панели микрофона расположись светодиоды и органы управления. Здесь есть профессиональная кнопка Mute – когда она горит красным звук выключен, это более привычный вариант управления, нежели кнопка питания. Для контроля уровня сигнала в наушниках здесь присутствует отдельный вращающийся регулятор громкости. Понравилось, что он не сильно выступает, это снижает вероятность случайного изменения настройки. 

Звук в наушниках будет работать только в том случае, если на микрофон подаётся питание – об этом будут свидетельствовать горящие светодиоды на микрофоне. Почему я этому уделяю внимание? В большинстве случаев при подключении по USB не требуется никаких действий, микрофон работает сразу. Однако, иногда необходимо либо запустить программу записи,  либо в этой программе создать дорожку записи (как в случае с программой Apple GarageBand). А вот при подключении к смартфону или планшету на Android мониторинг вообще не будет работать, тем не менее при воспроизведении  записанного материала звук в наушниках будет.

Уровень усиления сигнала микрофона регулируется кнопкой GAIN. Есть три уровня – +10dB, +20dB, +30dB. В большинстве случаев, если вы записываете тихие звуки достаточно +10 и +20dB. Уровень +30dB звучит уже слишком громко, его можно использовать разве что для записи шёпота, и то очень аккуратно, чтобы не получить перегруз.

Пример записи шёпота на значении GAIN +30dB:

Для простой записи голоса уровень усиления лучше не трогать и аккуратнее работать с усилением звука в наушниках. Потому как если вы хотите записать одинаковый по громкости голос от сессии к сессии, то это следует делать не только при одинаковой настройке GAIN, но и уровне громкости в наушниках, чтобы ошибочно не начать говорить громче или тише.

Кнопка LOW CUT служит для обрезки частот ниже 150 Гц. Когда это может понадобиться? Например, в гулком помещении, где всё переотражается, или в шумном помещении, где играет музыка. В любом случае эта функция предназначена для записи именно голоса и её использования всё же советую избегать. Лучше позаботиться об окружении, где вы производите запись. LOW CUT работает следующим образом:

Самая главная фишка микрофона Saramonic SR-MV7000 – изменяемая диаграмма направленности. За переключения отвечает отдельная кнопка. Здесь четыре режима: кардиоидная направленность, двунаправленный режим, всенаправленный режим и стереорежим.

Кардиоидный режим направленности:

В кардиоидном режиме микрофон записывает звук с передней полусферы. Таким образом, фоновые шумы по бокам и сзади микрофона будут улавливаться минимально. Этот режим наилучшим образом подойдёт для записи голоса одного диктора.

Двунаправленный режим:

При включении двунаправленной диаграммы или так называемой «восьмёрки», микрофон будет писать звуки с передней и задней полусферы, а по бокам звуки будут ослабляться. Такой режим лучше всего поддет для записи двух спикеров сидящих друг напротив друга, например, при записи интервью. Следует отметить, что звук без использования поп-фильтра будет отличаться, а это неизбежно в этом сценарии записи. Так что лучше всего снять попфильтр, пожертвовал качеством звука одного спикера, тем самым уравновесим его качество с другой стороной микрофона. Но если вам требуется максимальное качество записи в  этом сценарии, то всегда можно приобрести дополнительный поп-фильтр, их выбор довольно велик. 

Всенаправленный режим:

Всенаправленный режим записывает звук со всех сторон микрофона. 

Стереорежим записи:

Стереорежим похож на всенаправленный, поскольку записывает звук со всех направлений, но он разделяет его на правый и левый каналы. Таким образом, при записи в стереорежиме можно получить эффект присутствия. 

Для качественной записи звуков лучше всего использовать именно стереорежим.

Качество звука на высоте. Как видите микрофон справляется с записью различных сцен и с разным давлением. Объекты записи могут располагаться на разном расстоянии и микрофон отлично улавливает детали звучания. Звук получается насыщенный, благодаря чему потом на посте у есть некоторый запас для корректировки и обработки.

Плюсы 

  • Высокая чувствительность
  • Широкий диапазон 20-20000 Гц 
  • Низкий уровень шума
  • АЦП 24 бит 192 кГц 
  • Цифровое подключение по USB и аналоговое XLR
  • Внешний поп-фильтр
  • Четыре диаграммы направленности
  • Удобная конструкция и управление
  • Выход на наушники

Минусы

  • Не совсем минус, но это важно знать – с некоторыми компьютерами не работает со сторонними кабелями USB Type-C, таким образом нельзя использовать удлинитель. 

Микрофон Saramonic SR-MV2000

Следующая модель нашего теста – Saramonic SR-MV2000. Микрофон получил современный стильный дизайн – в особенности этому способствует светодиодный датчик уровня сигнала на передней панели устройства, который выглядит действительно круто. Незря эта модель получила престижную награду iF DESIGN AWARD 2021.

Корпус этой модели изготовлен из пластика, сетка микрофона металлическая. Основание подставки пластиковое, на нижней части предусмотрено прорезиненое покрытие для демпфирования и предотвращение проскальзывая. Общий вес 370 грамм, а размеры весьма компактные. В целом сборка очень качественная.

SR-MV2000 это тоже конденсаторный кардиоидный микрофон, но здесь уже неизменяемая направленность. И также в отличие от предыдущего героя, здесь нет внешнего поп-фильтра, он встроен непосредственно в микрофон. 

Кстати, зачем поп-фильтр? Это на самом деле простое устройство, но выполняет оно очень важную роль. При записи голоса поп-фильтр снижает звуковые помехи от дыхания человека. Также он выполняет и защитные функции — попадание слюны во время записи может испортить дорогостоящее оборудование. 

Так что наличие поп-фильтра является очень большим плюсом! Безусловно внешний поп-фильтр работает лучше – мы можем регулировать его наклон, он расположен дальше от самого́ микрофона. Таким образом, диктор может расположиться намного ближе и работать в более комфортном положении. Однако, встроенный поп-фильтр, как у SR-MV2000, даёт более компактные размеры. В некоторых случаях это может оказаться критично. 

На задней панели расположились два регулятора, 3.5-миллиметровый выход для наушников и разъём USB Type-C. Аналогового выхода здесь нет. Подключение к компьютеру также не требует установки дополнительных драйверов. К слову, у этой модели в отличие от SR-MV7000, нет проблемы с подключением к макбукам по Type-C с использованием сторонних кабелей. 

Главным минусом, на мой взгляд, является принцип регулировки мониторинга и усиления сигнала записи. Регуляторы здесь имеют бесконечную прокрутку, то есть у них нет фиксированного положения и от сессии к сессии мы не имеем возможности установить те же самые настройки. Таким образом, здесь нужно более внимательно работать с показателями уровня сигнала в программе звукозаписи. 

Регулятор уровня сигнала также по совместительству является кнопкой Mute. Здесь нет кнопки питания, поэтому если необходимо быстро отключить звук, то используется эта кнопка. 

Характеристики Saramonic SR-MV2000:

  • Конденсаторный направленный микрофон
  • 1 диаграмма направленности 
  • Встроенный поп-фильтр
  • Частота: 20-20000 Гц 
  • Чувствительность: -36 дБ ± 3 дБ при 1 кГц 
  • Соотношение сигнал-шум: 80 дБ 
  • Битрейт: 24 бит 
  • Частота дискретизации: 48 кГц 
  • Максимальная чувствительность: 120dB
  • Габариты: 165×78.6×90мм
  • Вес: 370 грамм 

Как видите из технических характеристик, эта модель отличается ещё и соотношением «сигнал-шум» – здесь оно ниже. Что это даёт на практике – при записи на высокой чувствительности микрофона мы получим более заметный шум на фоне. Давайте посмотрим, как эта модель справится с записью шёпота:

Тем не менее хоть этот микрофон и обладает более низким соотношением «сигнал-шум», он даёт хорошее качество звука.

Пример записи звуков на микрофон SR-MV2000:

Поскольку это кардиоидный микрофон без изменяемой диаграммы направленности, то звук здесь пишется только с передней полусферы. Спикер должен находится непосредственно перед микрофоном, только в таком случае будет достигнут максимально качественный звук. При записи с других направлений звук также будет слышен, но в таком сценарии SR-MV2000 использовать не стоит, он для этого не предназначен. 

Пример записи голоса при различном положении микрофона:

Ещё одним интересным решением является дизайн подставки. Микрофон на подвесе соединяется с основанием подставки при помощи магнита и даёт возможность не только наклона микрофона, но и пропорота на 360 градусов. С помощью входящего в комплект магнитного адаптера со стандартом крепления 5/8’ микрофон можно крепить на любую подставку с соответствующей резьбой. Это даёт оперативную работу с микрофоном, его можно быстро снять, быстро перевернуть, это действительно удобно. Причём закрепить микрофон можно даже вверх ногами, магнитная система без проблем выдерживает его вес.

Плюсы

  • Встроенный поп-фильтр 
  • Красивый дизайн 
  • Функциональное магнитное крепление 
  • Высокая чувствительность
  • Широкий диапазон 20-20000 Гц 
  • Низкий уровень шума
  • Выход на наушники
  • Компактные размеры

Минусы

  • Неудобные регуляторы мониторинга и уровня записи

Микрофон Saramonic SmartMic MTV500

SmartMic MTV500 это самая младшая модель настольных микрофонов Saramonic. Этот микрофон обладает ретродизайном и выглядит действительно очень здорово. Хотя корпус и имеет серебристый цвет, лишь подставка изготовлена из алюминия, основной корпус микрофона полностью пластиковый. Однако, сборка и конструкция реализованы таким образом, что различие в материалах совсем не замечаешь — создаётся ощущение, что весь корпус микрофона изготовлен из алюминия. Подставка также имеет толстое прорезиненое покрытие для демпфирования и предотвращения проскальзывания на столе.  

Угол микрофона относительно подставки можно изменять. Для этого не требуется ослаблять какие-либо зажимы. Просто наклоняем и всё. Вероятно, в будущем это крепление может разболтаться, но в процессе тестирования, а этого без малого две недели, ничего подобного я не заметил.

Подключение происходит по USB, как и в предыдущих моделях никаких дополнительных манипуляций производить не нужно. И также здесь есть выход на наушники для мониторинга во время записи. Звук в наушниках будет слышен только тогда, когда на микрофон подаётся питание.

Технические характеристики Saramonic SmartMic MTV500

  • Динамический направленный микрофон
  • 2 диаграммы направленности – кардиоидная и всенаправленная
  • Частота: 20-20000 Гц 
  • Чувствительность: -36±3dB (0dB=1V/Pa,1kH 1.5v 2.2K)
  • Соотношение сигнал-шум: 80dB
  • Максимальная чувствительность: 130dB
  • Габариты: 88×100×171мм
  • Вес: 300 грамм

На корпусе MTV500 есть два регулятора. Первый отвечает за уровень сигнала с микрофона, второй за громкость мониторинга в наушниках. Порадовало, что в отличие от SR-MV2000 здесь установлены классические регуляторы, имеющие ограниченный ход. Таким образом, мы всегда можем установить точное значение, которое было во время предыдущей записи. Мощность усиления чувствительности микрофона достигает +39 дБ. 

Также на корпусе есть две кнопки. Кнопка Power отвечает соответственно за работу микрофона, на самом деле это тоже самое что и Mute. Вторая кнопка отвечает за изменение диаграммы направленности. Здесь диаграммы две – кардиоидная и всенаправленная. Когда та или иная кнопка активирована, на ней горит светодиод, что визуально очень удобно. 

Кардиоидный и всенаправленный режим записи:

При записи в режиме кардиоиды запись ведётся преимущественно с передней полусферы, а звуки сзади и по бокам отсекаются. Во всенаправленном режиме звуки пишутся с передней и задней полусферы, а звуки по бокам отсекаются, таким образом, этот микрофон можно использовать для записи интервью, когда интервьюер и спикер сидят друг напротив друга. 

Тест записи звуков на MTV500:

Характеристики чувствительности и частотного диапазона здесь такие же, что и в предыдущих моделях. Соотношение сигнал-шум находится на хорошем уровне, как и у SR-MV2000, однако, максимальная чувствительность здесь даже выше. Если сравнивать со старшей моделью SR-MV7000, то всё же в тишине микрофон даёт некоторый заметный шум. 

Поскольку здесь нет поп-фильтра, при записи надо более тщательно подходить к выбору дистанции между микрофоном. В инструкции рекомендуется от 5 до 30 см, таким образом, для избежания помех и шумов, я рекомендую находиться на расстоянии 15-30 см. Однако, вы всегда можете приобрести внешний поп-фильтр, тогда вы сможете достичь более качественного звучания голоса.

Плюсы

  • Стильный дизайн 
  • Высокая чувствительность
  • Широкий диапазон 20-20000 Гц 
  • Выход на наушники
  • Удобные регуляторы уровня записи и мониторинга
  • Настраиваемый угол наклона

Минусы

  • Отсутствие поп-фильтра
  • Заметный собственный фоновый шум 

Заключение

Сегодня мы рассмотрели три разные модели, три абсолютно разных микрофона. Каждый из этих устройств обладает собственными преимуществами и подходит под определённые задачи.

Безусловно, лидером этого теста становится Saramonic SR-MV7000. Это самый универсальный профессиональный микрофон, но и самый дорогой. Подойдёт SR-MV7000 не только для записи голоса, SRM, профессиональной озвучки, но даже и для записи музыкальных инструментов. Продуманный подвес, внешний поп-фильтр, немалые габариты и большой вес – всё это положительно сказывается на качестве звука. Высокое соотношение сигнал-шум позволяет записывать очень тихие звуки и не бояться, что на фоне будет какой-то паразитный шум, а звуки будут искажены. Удобная регулировка уровня записи, регулятор уровня звука в наушниках позволяют сохранять одинаковые настройки при записи в различное время. 

Saramonic SR-MV7000 это единственный микрофон в нашем тесте, обладающий фильтром низких частот, который может оказаться незаменимым при записи в гулком или шумном помещении. А целых 4 диаграммы направленности позволяют настроить микрофон под различные задачи и условия записи. 

В каком-то смысле две младшие модели MTV500 и SR-MV2000 находятся на одном уровне, но всё равно у них есть своим особенности. По нашему субъективному мнению, SR-MV2000 даёт более качественное звучание голоса. Связано это в первую очередь со встроенным поп-фильтром, которого у MTV500 нет. Но у SR-MV2000 есть и свои недостатки, которые проявляются в неудобных регуляторах уровня мониторинга и записи.  

MTV500 это самая стильная и красивая модель этого теста и если вы видеоблогер, то она однозначно украсит ваш стол и приятно разнообразит вашу картинку. Ну и, конечно же, улучшит качество звучания. В качестве преимуществ перед SR-MV2000 можно считать удобные регуляторы и две схемы направленности. Этот микрофон можно использовать даже для работы двух спикеров, благодаря всенаправленному режиму записи. И самое приятное, что обе эти модели, как и профессиональный дорогой микрофон SR-MV7000, оснащены выходом для наушников.

Любой из этих трёх микрофонов выводит качество записи голоса на новый уровень. А если вы до сих пор работаете со встроенным микрофонами, то бегом покупать внешний микрофон! Не тяните с этим. Уверяю, ваши слушатели и зрители скажут вам спасибо.

Где купить?

Будем рады вашим комментариям и лайкам! Подписывайтесь на наши социальные сети: YouTubeFacebookВконтактеTelegramInstagram. Смотрите видеообзор этих трех микрофонов на нашем канале PhotarTV.