Компания Samyang проделала невероятную работу, от малоизвестного производителя с достаточно сильно критикуемыми продуктами, до производителя объективов, которые достойны внимания профессионалов. И это не голословное утверждение! В этом обзоре мы протестируем последнюю новинку компании — полнокадровый автофокусный объектив для беззеркальных камер Sony Samyang AF 135mm f/1.8 FE. Но давайте сразу расставим точки над «и», чтобы у вас не сложилось ложное впечатление «рекламности» этого материала. У объектива есть свои недостатки, они ожидаемы — обо всём расскажем в этом обзоре. Поехали!
Итак, начнём с внешних особенностей. Объективу присущ минимализм и узнаваемый стиль современным объективам Samyang. Несмотря на то, что корпус изготовлен полностью из пластика, он всё же обладает защитой от проникновения пыли и влаги. Пластик качественный, к сборке никаких претензий. По весу Samyang AF 135mm F/1.8 FE заметно легче оригинального G-Master – 764 против 950 грамм. Хорошо это или плохо каждый решает сам для себя, на качество изображения данный факт никак не влияет. Что же касается размеров, то они практически идентичные — 93.4×129.6 мм против 89.5×127 мм у G-Master.
В комплекте поставки есть большая бленда. Торец бленды имеет резиновое покрытие, чтобы во время работы можно было смело ставить фотоаппарат на бленду. А вот чего недостаёт конструкции бленды, так это внутреннего флокирования для поглощения возможных отражений.
В отличие от оригинальных G-master на корпусе Samyang нет отдельного кольца управления диафрагмой. Вместо этого, есть одно электронное кольцо, которое по умолчанию отвечает за фокусировку, однако при перемещении дополнительного переключателя M1-M2 в положение M2 электронное кольцо уже отвечает за управление диафрагмой. Отмечу, в режиме видео регулировка диафрагмы будет плавной, а не скачками как в режиме фото, что обязательно оценят видеооператоры.
Помимо прочего, на корпусе есть программируемая кнопка (как на всех фирменных объективах Sony) и трёхпозиционный переключатель ограничения фокуса.
Минимальная дистанция фокуса составляет всего 69 см, что даёт увеличение 0.243. Для сравнения, у G-Master МДФ 70 см, так что у Samyang более выигрышное значение, хотя и не так уж критично.
Диафрагма состоит из 11 лепестков, что положительно сказывается на свойствах боке. Диаметр фильтра 82 мм. За автофокус отвечает линейный шаговый мотор STM, который на практике работает очень быстро и тихо.
Оптическая схема Samyang AF 135mm f/1.8 FE состоит из 13 элементов в 11 группах. Примечательно, что в конструкции присутствует целых 3 линзы со сверхнизкой дисперсией, которые способствуют снижению хроматических аберраций. Также здесь есть 2 линзы с высоким индексом преломления, особенность которых заключается в их компактности и лёгкости, в чём мы могли убедиться по общему весу объектива. Линзы с высоким индексом преломления также обеспечивают снижение эффекта хроматических аберраций. И ко всему прочему в конструкции присутствует один асферический элемент, который уменьшает эффект дисторсии и положительно влияет на равномерную резкость по всему полю кадра. Линзы имеют фирменное просветляющее антибликовое покрытие UMC — Ultra Multi Coating. Как видите, Samyang не поскупился на дорогих оптических материалах, в тестах ниже посмотрим, к чему всё это привело.
Тестирование Samyang AF 135mm F/1.8 FE
Прежде чем перейдём к основным тестам, хочу отметить несколько моментов. Камера с установленным объективом Samyang AF 135mm F/1.8 FE включается заметно медленнее, приблизительно в 2-3 раза, опять же не критично, но факт остаётся фактом. Также на многих форумах писали о том, что камера в выключенном состоянии с этим объективом постепенно теряет заряд. Это правда, но эта проблема была исправлена в одной из последних прошивок. К слову, чтобы обновить прошивку, придётся приобрести специальный аксессуар Lens Station. Помимо обновления прошивок, через док-станцию и приложение Lens Manager можно дополнительно настраивать объектив — калибровка фокуса и чувствительность ручной фокусировки.
Поскольку мы имеем дело с объективом стороннего производителя, неизбежно сталкиваемся с привычной проблемой — отсутствие профилей внутри камеры. Это означает, что пользователю недоступны никакие внутрикамерные коррекции искажений, таких как хроматические аберрации, дифракция, дисторсия, виньетирование и т. д. Более того, для объектива Samyang AF 135mm F/1.8 FE на момент написания этого материала профиль не был доступен в последних обновлениях Lightroom и Capture One, и будут ли они доступны неизвестно. Однако, в следующих разделах вы поймёте, что это совершенно некритичный минус.
Резкость
Для теста резкости объективов мы используем нашу стандартную тестовую миру. Слева центр, справа угол кадра:
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Объектив впечатляет! Уже на максимально открытой диафрагме центр невероятно резкий. Периферия ожидаемо имеет худшее качество относительно центра, но не настолько сильно, как это бывает у других объективов. Начиная с f/5.6 мы можем наблюдать максимально возможную резкость этого объектива по всему полю кадра. С f/11 наблюдается снижение резкости под влиянием дифракции. Таким образом, рекомендуемый диапазон для получения максимальной резкости по всему полю можно считать f/5,6-10.
Хроматические аберрации
В оптической конструкции объектива особое внимание уделено коррекции хроматических аберраций. Проверим – слева продольные, справа поперечные:
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
И снова мы видим прекрасные результаты. Чтобы заметить хроматические аберрации надо достаточно детально присматриваться. В целом можно заключить, что ХА для Samyang AF 135mm F/1.8 FE не характерны. Это удивительный результат.
Геометрия
Samyang AF 135mm F/1.8 FE имеет минимальную подушкообразную дисторсию. В большинстве сценариев съёмки исправление геометрии не потребуется.
Виньетирование
Эффект виньетирования неинтенсивный и полностью исчезает на значении диафрагмы f/4.
Боке
Объектив даёт очень красивое размытие. Световые диски имеют равномерное заполнение, идеальную форму круга без искажения к периферии и лишь слегка заметную каёмку. Интересная особенность – диски сохраняют практически идеальную форму круга до f/2,8.
f/1.8 | |
f/2.0 | |
f/2.2 | |
f/2.5 | |
f/2.8 | |
f/3.2 | |
f/3.5 | |
f/4 | |
f/5.6 |
Астигматизм и кома
Эти оптические аберрации особенно ярко проявляются в виде искажения световых точек в кадре. Отсутствие подобных искажений особенно ценно при фотографировании звёзд и ночного города. Кома характерна для периферии кадра и снижается к центру, а также исправляется диафрагмированием. Астигматизм заметен, как правило, ближе к центру кадра и на всех значениях апертуры. Слева астигматизм, справа кома:
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Ни кома, ни астигматизм для этого объектива не характерны. Однако, в процессе этого теста мы столкнулись с достаточно интересным поведением оптики: очень яркие точки в кадре, обычно среднего размера, образуют заметный ореол вокруг себя со снижением резкости в этом участке. Эффект полностью исчезает после значения f/2.8.
f/1.8 | |
f/2.0 | |
f/2.8 | |
f/4 | |
f/5.6 | |
f/8 | |
f/11 | |
f/16 | |
f/22 |
Вероятно, это связано с особенностями покрытия внутренних стенок корпуса объектива. Использование бленды в данном случае не исправляет ситуацию. Это свойство объектива необходимо учитывать в работе и быть внимательным.
Samyang AF 135mm F/1.8 FE для видео
Безусловно, для съёмки видео важны и те характеристики, которые мы разобрали выше. Однако, существует характерный параметр именно для видео — дыхание фокуса. Этот эффект проявляется в виде изменения масштаба при перефокусировке.
При изменении дистанции фокусировки с минимальной до бесконечности объектив даёт изменение масштаба в 23 процента. Это много, но если сравнивать с другими объективами 135 мм, то полученный показатель выглядит уже не так критично, обычно, он значительно больше. Более того, на практике вы, скорее всего, даже не заметите этого эффекта, ведь достаточно сложно найти сценарий, при котором оператору придётся перефокусироваться с МДФ на бесконечность или обратно. Пример видеосъёмки:
Как видите, эффект абсолютно незаметен. Также хочется отметить скорость работы автофокуса – никаких проблем как в фото, так и в видео не наблюдается. Более подробно про работу автофокуса смотрите в практическом видеообзоре.
Галерея Samyang AF 135mm F/1.8 FE
Заключение
оптическим характеристикам объектив превосходит даже оригинальный G-Master, при этом его стоимость более чем в два раза меньше. Это самый дешёвый автофокусный объектив 135 мм для камер Sony. Конечно, не обошлось без минусов и главный из них – по сравнению с G-Master автофокус работает медленнее, для спортивных мероприятий или репортажной съёмки объектив не подойдёт. Однако при обычной портретной фотографии вы вряд ли столкнётесь с какими-либо сложностями.
Напомню, на нашем YouTube-канале PhotarTV или вверху этой публикации можно посмотреть подробный практический тест объектива. Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, будем рады на них ответить. Подписывайтесь на наши социальные сети: YouTube, Вконтакте, Telegram, Yandex.Zen.