Обзор Fujifilm GFX100 II. Почти или лучшая среднеформатная камера?

Среднеформатные камеры – это своего рода высшая лига, и правила игры здесь свои. Высочайшее разрешение, невероятный динамический диапазон, но вместе с этим высокая стоимость и множество компромиссов, в особенности скорости работы. В своё время Fujifilm сделали средний формат более доступным по цене, а теперь решили сделать ставку на возможности и увеличение скорости. Задача непростая. Сегодня у нас на обзоре камера Fujifilm GFX100 II, которая фактически является лучшей среднеформатной камерой компании. Но не всё так просто – разбираемся в обзоре.

Fujifilm GFX100 II получил обновлённый корпус и ряд новых органов управления. Предшественник GFX100s (наш обзор) обладал продуманным и относительно компактным корпусом, но теперь взаимодействие с камерой стало ещё удобнее. 

Профессиональную технику с гарантией и по приятной цене нужно приобретать в GetLens!
Специально для читателей Photar.ru — скидка 15000р на Fujifilm GFX 100 II

Обзор Fujifilm GFX100 II

Скошенная верхняя панель добавляет не только утончённость и современность внешнему виду, но и несёт в себе практическое обоснование: дополнительный дисплей и диск режимов работы стали визуально доступнее для фотографа. Радует, что в компании работают над стилем, и в новинке мы видим действительно большой шаг вперёд.  

Рядом с кнопкой спуска появилось три дополнительных кнопки, функции которых отображаются на дополнительном дисплее. Назначение кнопок можно изменить в меню. Дополнительный дисплей стал значительно больше, но по-прежнему изготовлен по технологии E-ink и сохраняет последнюю отображаемую информацию при отключении камеры. Для переключения между режимами отображения служат две кнопки справа от экрана.

Обзор Fujifilm GFX100 II

Видоискатель стал съёмным, как у первых GFX100 и GFX 50S. Для чего используется такое решение, однозначно утверждать не могу. Есть два предположения: для сокращения потребления заряда батареи и для работы с электронным стедикамом (видоискатель достаточно сильно увеличивает габариты камеры). Также существует адаптер для установки видоискателя под необходимым углом, вероятно, кому-то такая возможность необходима. 

Обзор Fujifilm GFX100 II

К слову, видоискатель здесь лучший в индустрии. Разрешение составляет рекордные 9.44 мегапикселей – работать с таким видоискателем комфортно даже в режиме ручной фокусировки с объективом Sigma 105мм f/1.4, который даёт очень маленькую глубину резкости.

GFX100 II + Sigma 105мм f/1.4. Параметры съемки: 1/320, f/1.4, ISO100

OLED-сенсор имеет частоту 60 Гц без потери разрешения, и режим 120 Гц с коэффициентом увеличения 0,77х для съёмки быстродвижущихся объектов. Видоискатель действительно хорош!

Пожалуй, все самые значимые внешние изменения коснулись именно верхней части корпуса. В остальном эргономика практически полностью повторяет предыдущее поколение. Задняя панель имеет тот же дисплей, с аналогичным механизмом наклона в трёх направлениях и разрешение 2.36 Мп, которое, честно говоря, могло бы быть и больше. С дисплеем работать комфортно, механизм вертикального и горизонтального наклона очень практичен, но детализация и яркость несколько расстраивает.

Обзор Fujifilm GFX100 II

Органы управления на задней панели также остались на своих местах. С одной стороны, всё знакомо для пользователей предыдущих поколений камер, с другой, осталось много свободного места, которое можно было бы использовать. Например, расположить дополнительный навипад для более привычного перемещения по меню и/или изменить положение кнопки Q.

Сейчас перемещение по меню происходит с помощью джойстика или переднего и заднего колеса, се́нсорное управление в меню не работает, поэтому навипад здесь был бы очень кстати. Клавиша Q традиционно для камер Fujifilm запускает быстрое меню – это удобно, особенно с учётом того, что меню можно настроить под себя. Однако расположение кнопки таково, что нажать на неё непросто без использования второй руки. Плюс ко всему в первое время часто возникают случайные нажатия.

Обзор Fujifilm GFX100 II

Рядом с байонетом добавили вторую программируемую кнопку. Вообще, камеры Fujifilm всегда отличались широкими возможностями кастомизации, в новом GFX пользовательские настройки стали ещё шире. 

Есть как положительные, так и спорные изменения в наборе портов и их расположении. Из положительного – камера наконец-то получила полноценный HDMI, добавили LAN-порт для работы по сети и переместили синхроконтакт на переднюю панель. Синхроконтакт для современной камеры это, возможно, уже рудимент и им мало кто пользуется, но всё равно хорошо, что он есть. Из спорного – микрофонный вход и выход для наушников разнесли между собой. Ранее оба разъёма расползались под одной заглушкой, теперь микрофонный вход слева, а выход на наушники — отдельно на правой грани.

Камера лишилась разъёма для подключения пульта, думаю, это вряд ли кого-то сможет расстроить. Заглушки плотные, но чтобы их закрыть, требуется усилие, с первого раза не всегда полностью закрываются. Ну и если совсем занудствовать, всё-таки мы имеем дело с премиальной камерой, – можно было бы добавить второй USB-C для питания, а существующий оставить только для передачи данных. Прецедент подобного решения пока единственный – камера Nikon Z8, но это очень удобно. 

Обзор Fujifilm GFX100 II

Кстати, одновременное питание и передача работает очень хорошо. Мы тестировали камеру с Capture One Pro с кабелем Tether Tools – за 5 часов непрерывной работы в студии при съёмке в ноутбук, камера не разрядилась, при этом передача полноразмерных RAW была достаточно быстрая для файла весом более 200 Мб. Здесь придраться не к чему, всё идеально. 

GFX100 II + Sigma 105мм f/1.4. Параметры съемки: 1/320, f/1.4, ISO320

Набор слотов для карт памяти также претерпел изменения. Поскольку камера теперь умеет снимать видео 8К с очень больши́м битрейтом, потребовалась установка более высокосортного интерфейса. Здорово, что выбор остановили на CFexpress Type B – сейчас это более распространённые карты памяти, а, соответственно, более приемлемые по стоимости, чем формат CFexpress Type A.

Обзор Fujifilm GFX100 II

Батарея NP-W235 – такой же аккумулятор установлен во всех современных камерах Fujifilm, включая APS-C камеры. По сравнению с предшественником GFX100S автономность увеличилась и по заявлению компании теперь составляет 540 кадров или 60 минут 8K видео. При активной съёмке на улице в течение более двух часов камера полностью разрядилось, но здесь стоит отметить, что у нас, вероятно, был не самый свежий аккумулятор. 

Обзор Fujifilm GFX100 II

Ну и последнее изменение экстерьера: новая текстура покрытия BISHAMON, выглядит стильно и современно. В компании покрытие называют кожей, но, вероятнее всего, это экокожа. На ощущения в целом не влияет, а насколько устойчиво, покажет только долгое время эксплуатации, которого у нас не было.

Основные характеристики Fujifilm GFX100 II

GFX100 IIGFX100S
Сенсор102MP102MP
ПроцессорX-Processor 5X-Processor 4
ISOISO80-12800
(расширенное ISO 40 — 102400)
ISO100-12800
(расширенное ISO 50 — 102400)
ЗатворМеханический 1/4 000 до 60 минут, 
электронный 1/32000 до 60 минут, 
синхронизация 1/125
Механический 1/4 000 до 60 минут, 
электронный 1/16000 до 60 минут, 
синхронизация 1/125
Серийная съёмка8 к/с с автофокусом и автоэкспозицией
8.7 к/с для формата Full Frame с автофокусом и автоэкспозицией
5 к/с с автофокусом и автоэкспозицией
АвтофокусГибридный автофокус, Распознавание лица и глаза
Распознавание объектов: животные, птицы, автомобили, мотоциклы, самолеты, поезда
Гибридный автофокус, Распознавание лица и глаза
СтабилизацияМатричная стабилизация.
Эффективность до 8EV
Матричная стабилизация.
Эффективность до 6EV
Формат фотоJPEG
HEIF 4:2:2 10bit
RAW 14bit / 16bit
TIFF 8bit / 16bit RGB
JPEG
RAW 14bit / 16bit
TIFF 8bit / 16bit RGB
Видео8K до 30fps, 720Mbps
5.8K до 30fps, 720Mbps
4K до 59.94 fps, 720Mbps
Full HD до 59.94 fps, 720Mbps
Без ограничений по времени 
Кодеки: H.264/H.265/MPEG-4 AVC/ProRes 422/ProRes 422 HQ/ProRes 422LT
4K до 29.97 fps, 400Mbps
Full HD до 59.94 fps, 200Mbps
Ограничение до 120 минут
H.264/H.265
4:2:0 10-Bit
Дополнительные функции видеоHDMI вывод Blackmagic RAW или ProRes RAW
HLG, F-log, F-Log2
Карта фокуса
Запись звука 48 kHz до 24 bit
HDMI вывод RAW-видео
HLG, F-log
ДисплейНаклонный в трех направлениях
сенсорный
3,2 дюйма, 2.36 Мп
Дополнительный дисплей 2.09 дюймов
Наклонный в трех направлениях
сенсорный
3,2 дюйма, 2.36 Мп
Дополнительный дисплей 1.80 дюймов
Видоискатель0.64 дюйма, OLED
9.44 МпУвеличение 1X
до 120 Гц
0.5 дюйма, OLED
3.69 МпУвеличение 0.77
до 60 Гц
Защита от воздействия внешней средыЕсть Есть 
ИнтерфейсыUSB3.2 Gen2
HDMI Type A
LAN
Аудиовыход Jack 3.5 
Аудиовход Jack 3.5 
Синхроконтакт
Bluetooth 4.2
Wi-Fi 5
USB3.2 Gen1
HDMI Micro Type D
Аудиовыход Jack 3.5 
Аудиовход Jack 3.5 
Подключение дистанционного пульта 2.5 мм
Синхроконтакт
Bluetooth 4.2
Wi-Fi
Карты памятиSD UHS II
CFexpress Type B
2x SD UHS-II
БатареяNP-W235 
До 540 кадров или до 60 минут 8K
NP-W235 
До 460 кадров или до 60 минут 4K
Размер и вес152.4 x 103.5 x 98.6 мм, 1030 грамм (с аккумулятором и картой)150 x 104.2 x 87.2 мм, 900 грамм (с аккумулятором и картой)
Стоимость на момент публикации7499 $4399 $

Тестирование Fujifilm GFX100 II

Благодаря своей компактности (корпус сопоставим с полнокадровыми зеркальными камерами) и защите от атмосферных воздействий, GFX100 II применим не только в студийных, но и уличных условиях съёмки. В контексте съёмок на открытом воздухе фотограф может столкнуться с рядом нюансов.

GFX100 II + Sigma 105мм f/1.4. Параметры съемки: 1/2000, f/1.4, ISO80

При работе с импульсным светом максимальная скорость синхронизации — 1/125 секунды, а значит, при ярком солнечном свете придётся закрывать диафрагму, что не всегда приемлемо, либо применять ND-фильтр. При съёмке без импульсного света, но с ярким солнечным светом, серьёзным ограничением может стать максимальная скорость механического затвора 1/4000 секунды. Для более короткой выдержки придётся включать электронный затвор, но тогда возникает риск сильнейшего эффекта роллинг-шаттер. Причём эффекту подвержены не только сюжеты в движении, но и когда модель и фотограф практически неподвижны.

Применение электронного затвора возможно только для максимально статичных объектов с обязательным использованием штатива, иначе камера выдаст весьма «творческие кадры». Также следует учитывать, что при работе с электронным затвором недоступны расширенные значения ISO.

Для решения названных проблем можно использовать ND-фильтры, что не всегда положительно влияет на цветопередачу. А для увеличения скорости синхронизации вплоть до 1/2000 секунды можно использовать объективы Hasselblad с центральным затвором через адаптер. Последнее решение достаточно спорное, объективы очень дорогие, в ренталах их нет, да и использование адаптера вряд ли положительно скажется на скорости работы и без того медленных объективов.

К слову, большинство кадров в этом обзоре сделаны c объективом Sigma 105mm f/1.4 DG HSM Art Canon EF через адаптер Fringer.

Уникальность решения в том, что этот объектив, как и ряд других объективов Canon EF, покрывают всю площадь матрицы без кропа, при этом все возможности, включая следящий автофокус, работают без проблем. 

Серийная съёмка и динамический диапазон

Может показаться, что серийная съемка и динамический диапазон — характеристики, не имеющие ничего общего между собой. Но не спешите. GFX100 II получил рекордную скорость серийной съемки для среднеформатной камеры – до 8 кадров в секунду. Fujifilm заявляет, что в любом режиме серийной съемки, камера будет выдавать 14-битный RAW. Но это не совсем правда.

На самом деле честные 14 бит можно получить только при скорости съёмки 5 и 2 к/с. При скорости 8 к/с EXIF получаемого файла и меню камеры также указывает 14 бит, но на практике это не соответствует действительности. Ниже три семпла с восстановленными тенями: RAW полученный при 8к/с, RAW 14 бит и RAW 16 бит:

8fps/14bit/16bit

RAW, полученный при съёмке 8к/с, обладает меньшим динамическим диапазоном и выдаёт заметно больше шумов, чем 14 бит RAW и тем более 16 бит. По факту мы имеем дело с 12-битным файлом, обёрнутым в 14-битную оболочку, и получаем меньший динамический диапазон. К слову, независимо от глубины цвета, вес файла всегда одинаковый – около 210 Мб.

Получить настоящий 14-битный RAW можно только при съёмке 5 и 2 к/с:

8fps/5fps/2fps

Тем не менее даже 12-битный RAW обладает хорошим запасом в тенях, а в светах глубина цвета на картинку практически не влияет. На мой взгляд, компании следовало бы обновить информацию в меню и в инструкции, чтобы быть более честной со своими пользователями. Ведь динамический диапазон, это во многом то, ради чего приобретают среднеформатные камеры. 

Теперь давайте посмотрим на динамический диапазон настоящего 16-битного файла. Тестировать будем на шкале Datacolor Spydercheckr. Ниже представлены кадры переэкспонированные и недоэкспонированные на заданное количество ступеней и далее проявленные в Lightroom на соответствующее количество ступеней. 

Начнём с анализа запаса в светах:

 0EV
+1EV
+2EV
+3EV
+4EV
+5EV

Запас в светах, это всегда больная тема для любых цифровых камер, в том числе для среднеформатных матриц. При вытягивании одной ступени здесь мы видим идеальный результат, две ступени в светах уже приводят к незначительной потере полутонов. Дальнейшее вытягивание на 3-4 ступени — уже экстремальные действия, которые приводят к заметным потерям цветов, новых деталей вытянуть не получится. Таким образом, запас в светах около 2,5 ступеней, что в целом немного для среднеформатной камеры, такой запас без проблем дают современные полнокадровые камеры.

Но всё становится гораздо интереснее, когда мы говорим о запасе в тенях:

 0EV
-1EV
-2EV
-3EV
-4EV
-5EV
-6EV
-7EV
-8EV
-9EV
-10EV

Первый незначительный мелкий шум появляется при вытягивании теней на три ступени. При вытягивании в тенях 5 ступеней экспозиции мы видим то самое превосходство среднего формата. Конечно, появляется цветной шум, но на качество картинки он влияет совершенно незначительно: зерно мелкое, детализация и цветопередача на высоком уровне.

А дальше начинается магия – даже современные RAW-конвертеры не предлагают возможности компенсации экспозиции более 5 ступеней, но наш герой всё ещё видит и видит много. Конечно, далее 5 ступеней при работе ползунками Sahdow и Black зерно шума становится крупнее и ярче, но гибкость RAW-файла просто поражает. При этом даже при -10 EV цвета не искажаются и прекрасно различимы: красный остаётся красным, синий — синим и т. д. 

Тест ISO

В Fujifilm GFX100 II, судя по всему, установлена новая новая модификация матрицы, которая обладает более низким минимальным ISO 80 (было ISO100 у GFX100s), верхнее значение неизменно – ISO12800. Ниже — сравнение результатов синтетических тестов обеих камер:

Поведение матриц представленных камер практически идентичное. Мы также видим незначительное снижение шумов на ISO500, однако, матрица GFX100 II в диапазоне ISO640-8000 выдаёт менее шумную картинку, но это преимущество на реальной картинке заметно не будет, разница абсолютно минимальна. 

Как я уже писал выше, камера умеет сохранять RAW 16 и 14 бит, эта настройка доступна в меню камеры. При съёмке в 14 бит фотограф получает меньший динамический диапазон, но при этом менее шумную картинку. Ниже сравнение синтетических тестов RAW 16 и 14 бит:

Исходя из этих результатов, съёмка на высоких ISO будет предпочтительнее в RAW 14 бит.

Теперь давайте посмотрим на реальную картинку. Как и в предыдущих тестах, используем шкалу Datacolor Spydercheckr, все файлы открывались в RawDigger, чтобы отключить все возможные надстройки и улучшения. 

  80
 100
 200
 400
 800
 1600
 3200
 6400
 12800

Напомню, что для съёмки на высоких ISO лучше использовать 14 бит, здесь мы анализируем RAW 16 бит. Результаты впечатляют. Даже на максимальном стандартном значении ISO12800 картинка приемлемая: зерно шума мелкое, цвета и детализация не искажаются. При этом отмечу, что мы рассматриваем изображение при 100-процентном увеличении, а это 100 мегапиксельный файл. Полное изображение выглядит следующим образом: 

Кадр выше снят на ISO12800 – кажется, что шума и вовсе нет! Конечно, для крупноформатной печати значения ISO 6400-12800 лучше не использовать, но если уж так случилось, то незначительные манипуляции на постпродакшене сделают картинку идеальной. 

Автофокус

В этом вопросе не всё так просто. Компания значительно прокачала возможности системы автофокуса. Добавили распознавание множества объектов, возможность ручной настройки зоны фокусировки от вертикальной/горизонтальной полоски до прямоугольника с любым соотношением сторон. При этом есть три слота для сохранения собственных зон фокусировки. Всё это очень удобно.

При серьёзном недостатке освещения камера фокусируется точно, но делает это неспешно. И в целом хочется отметить неспешную работу системы автофокуса даже в идеальных условиях освещения. При работе в студии с постоянным светом распознавание лица и глаз модели происходит идеально. При этом даже малейшее движение фотографа или модели при съёмке серии фото приводит к потере фокуса на нескольких кадрах. Как и в других камерах Fujifilm здесь есть подробные настройки автофокуса, но увеличить скорость работы автофокуса, они неспособны. 

В контексте этого, заявление о готовности камеры к съёмке спорта или любых других динамичных сюжетов благодаря видоискателю 120 Гц и скорости 8 к/с звучит больше как маркетинг. Было бы глупо ожидать скорости работы автофокуса на уровне даже APS-C камер того же Fujifilm, тем не менее GFX100 II, без сомнения, обладает самым быстрым автофокусом среди существующих среднеформатных камер. 

Стабилизация

GFX100 II + GF55mmF1.7 R WR. Параметры: 1/4, ISO40, f/1.7

В GFX100s компания совершала большой скачок относительно матричной стабилизации, увеличив эффективность до 6 ступеней. В новом GFX100 II заявлена эффективность на уровне невероятных 8 ступеней! Однако, в синтетическом тесте нам не удалось получить заявленную эффективность:

В результатах мы видим эффективность на уровне 4 ступеней. Здесь следует учитывать, что мы использовали объектив GF55mm F1.7 R WR, который не оснащён оптической стабилизацией, а заявленная производителем цифра учитывает совместно работу с оптическим стабилизатором. 

В GFX100 II функция Multishot получила развитие: если раньше была возможность создавать кадры с разрешением 400 мегапикселей путём объединения 16 кадров, то теперь добавили режим съёмки из 4 кадров.  

Камера по-прежнему не умеет сшивать кадры самостоятельно. Для объединения файлов необходимо использовать дополнительное программное обеспечение FUJIFILM Pixel Shift Combiner. После объединения кадров мы получаем DNG-файл, который обладает всеми свойствами RAW, а его вес достигает 1,5 Гб при объединении 16 кадров или 500 Мб при объединении 4 файлов.

Видео

По видеовозможностям камера получила также очень большое обновление. Максимальное разрешение съёмки теперь составляет 8К (7680 x 4320), при этом используется кроп 1.42х. Также доступен формат 8K DCI (8192 x 4320), который захватывает бо́льшую ширину матрицы. Для любого разрешения доступны кодеки H.265 422 10 бит и 12-битный Prores HQ/422/LT. Кодек H.264 доступен для разрешения 4K и ниже. Для видео 8K/4K доступен вывод RAW видео (ProRes или Blackmagic) через HDMI на рекордеры Atomas и Blackmagic.

Для любого разрешения в кодеке H.265  максимальный битрейт составляет 720 Мбит/с, а при записи в ProRes битрейт зависит от разрешения и количества кадров. Максимальный битрейт на карту памяти, который можно получить на этой камере, составляет 3,65 Гбит/с при записи 8K 30fps. 

Запись подобного потока видео требовательна не только к скоростным характеристикам карты памяти, но и занимает очень много места. Так, на карту CFexpress Type B объёмом 256 Гб поместится менее 8 минут 8K 30fps Prores HQ. Помимо этого, становится актуальна проблема перегрева камеры. При настройках стандартной температуры отключения камера смогла проработать чуть больше 24 минут при записи 8К 30fps с битрейтом 320 мбит/с. Предусмотрена дополнительная установка активного охлаждения Cooling fan FAN-001, которое, скорее всего, продлит время записи, но при этом сократить время работы на одном заряде аккумулятора.

Обзор Fujifilm GFX100 II

Появилась множество важных программных инструментов для записи видео: работа с анаморфотными объективами, waveform и vectorscope, индикатор записи (красная рамочка), карта фокуса. Помимо этого, к F-log1 и HLG добавили F-log2 (минимальное значение светочувствительности в этом режиме составляет ISO800). 

Максимальное разрешение для съёмки без кропа – 5.8K (5824 x 2476) 30fps, но соотношение сторон 2.35:1 подойдёт не для каждого сценария съёмки.

При работе в 8K из-за медленного считывания информации с матрицы мы сталкиваемся с серьёзным эффектом роллинг-шаттер.

При переходе в режим 4K эффект становится менее заметным, но все равно присутствует.

К слову, съёмка в 4K 60 или 30 fps является здесь наиболее предпочтительной: минимальный роллинг-шаттер, минимальный перегрев и захват со всей площади кадра.

Однако, поскольку 4K пишется со всей площади 100-мегапиксельной матрицы, видео получается путём биннинга пикселей, что, в свою очередь, может сказаться на детализации в определённых условиях съёмки. 

Галерея Fujifilm GFX100 II

Заключение

Fujifilm создали лучшую гибридную среднеформатную камеру. Лучшую именно в своей лиге, но до современных полнокадровых беззеркальных камер ещё очень далеко. 

Обзор Fujifilm GFX100 II

Автофокус стал действительно быстрее и функциональнее, но из-за медленных объективов мы всё равно сталкиваемся с ограничением в скорости работы, и именно поэтому реализовать весь потенциал серийной съёмки 8 к/с попросту не получится. Но опять же, ни одна современная среднеформатная камера не предлагает подобных возможностей и скоростных характеристик. 

Несмотря на впечатляющие характеристики видео на бумаге, по факту мы получаем компромиссы в любом режиме съёмки, будь то 8K или 4K. Компания совершила очень большой шаг вперёд, но видео в GFX100 II это по-прежнему лишь дополнение к фото, рассматривать камеру только для съёмки видео не стоит. 

*Фотограф: Павел Молчанов/@molchanovphoto. Модели: Маргарита/@ktota_otsytstvyet, Карина/@karinaecoways

4 КОММЕНТАРИИ