Обзор Fujifilm GFX100S — размер имеет значение!

Сегодня у нас на обзоре одна из самых ярких новинок этого года – беззеркальная среднеформатная камера Fujifilm GFX100S. Благодаря Fujifilm средний формат или, как его называют в компании, крупный формат, развивается семимильными шагами. Камеры стали не только быстрее и приблизились к своим братьям меньшим по функционалу и даже по размеру, но и приобрели относительно бюджетный ценник. В этом обзоре мы подробно протестируем Fujifilm GFX100S – в текстовой части углубимся в технические исследования, а в видео поговорим о практической съёмке. Поехали!

Характеристики Fujifilm GFX100S

Наверное первое, с чего хотелось бы начать, это датчик изображения. Здесь установлена матрица размером 43.8mm×32.9 мм с невероятным разрешением 102 мегапикселя! И, внимание, здесь есть матричная стабилизация, 5-осевая стабилизация этого громадного сенсора! Да, это не первый прецедент, компания уже опробовала технологию в GFX100, но в новинке она усовершенствована. Механизм переработан полностью – он стал значительно меньше и при этом эффективнее. По заявлению производителя механизм стабилизации способен скомпенсировать до 6 ступеней, что на полступени больше, чем у предшественника. И забегая вперёд, стабилизация здесь действительно классная!

На выходе мы получаем 16-битный RAW c разрешением 11648×8736 пикселей. И важно отметить, что соотношение сторон 4:3, напомню, в классических полнокадровых камерах соотношение 3:2. Тем не менее вы можете выставить в настройках привычное соотношение 3:2, но потеряете в разрешении по вертикали, такая картинка будет иметь разрешение 11648×7768 Px. Доступно сохранение RAW в 14 битах, JPEG, DCF и TIFF. Различная битность имеет свои преимущества. Например, в 14 битах мы получаем менее шумную картинку и вес файла около 100 Мб, а в 16 битах больше цветов, но и вес вдвое больше, около 210 Мб, но об этом мы поговорим чуть позже. 

В паре с матрицей работает знакомый процессор X-Processor 4. Этот чип установлен во всех современных камерах Fujifilm, некоторые из них мы подробно тестировали – X-T4, X-S10, X-E4. Диапазон светочувствительности ISO200-12800 и расширенный ISO50-102400. 

Реклама

За автофокус отвечает гибридная система основанная на определении фазы и контраста. Максимально доступно 425 зон (в меню можно выбрать 117 зон), есть определение лиц и глаз, причём всё это работает не только в фото, но и в видео. Вообще, подобная гибридная система автофокуса это очень круто, потому как ни одна беззеркальная среднеформатная система подобными возможностями не обладает. Соответственно это выводит GFX100S в абсолютные лидеры по скорости автофокусировки. Тем не менее скорость всё ещё не дотягивает до полнокадровых беззеркальных камер с гибридным автофокусом. 

Максимальная скорость серийной съёмки 5 кадров в секунду, однако буфер вам не позволит вести продолжительную съёмку. Не будем забывать, что мы говорим о 100-мегапиксельной картинке. При съёмке RAW 14 бит буфер вмещает 14 кадров, а при сохранении только в JPEG 42 кадра, далее скорость замедляется. Кроме того, скорость будет зависеть от карты памяти. Здесь есть два слота, оба поддерживают максимальную скорость UHS-II.

Максимальная выдержка синхронизации при работе с импульсным светом составляет 1/125 секунды, при более коротких выдержках автоматически включается высокоскоростная синхронизация. У других производителей среднеформатных камер (кроме Pentax) скорость синхронизации в принципе неограничена, потому как там установлен лепестковый затвор в объективах. Это, конечно, для ряда фотографов может оказаться решающим преимуществом, однако, следует отметить, что стоимость таких объективов несравнимо выше объективов системы GFX.

К слову, линейка объективов GFX развита довольно неплохо, на текущий момент это 12 объективов, покрывающие диапазон от 23 до 250мм и также есть один телеконвертер. Недавно вышел самый светосильный автофокусный объектив GF80mmF1.7 (на который мы снимаем в этом обзоре). Так же существует переходник H для оптики Hasselblad, которую так же делал Fujinon, и существуют переходники под оптику 35мм, например, Canon EF, для тех, у кого большой парк объективов. В камере реализован режим 35мм, как раз для работы с полнокадровой оптикой, чтобы убрать виньетирование за счет кропа. 

В Fujifilm GFX100S есть три типа затвора – механический, электронный и электронная передняя шторка. При съёмке с механическим затвором доступен диапазон от 60 минут до 1/4000 секунды. При съёмке с электронным затвором максимально короткая выдержка достигает 1/16000 секунды, но с этим затвором не работает расширенное ISO. 

Никуда не делись фирменные режимы моделирования пленок. Здесь их 19, включая эксклюзивную Nostalgic Neg. Все пленки вшиты в популярные RAW-конвертеры Capture One и Adobe Lightroom, так что даже если вы не снимали в определенном режиме, то это всегда можно сделать на посте. Помимо прочего в камере ревизована очень гибкая настройка цвета — тон теней, светов, контраст, кривые, ББ, зерно.

Внешний вид Fujifilm GFX100S

Обзор Fujifilm GFX100S - размер имеет значение!
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Когда мы слышим «среднеформатная камера» у нас сразу возникают ассоциации c громоздким корпусом. Наш герой, безусловно, больше многих современных полнокадровых беззеркалок, однако, его размеры сравнимы с обычной зеркальной камерой, такой как, например, Canon 5D. Во многом это благодаря переработанной системе стабилизации, которая стала меньше, чем у GFX100. Только представьте, вес тушки с аккумулятором составляет приблизительно 900 грамм! При этом корпус изготовлен из магниевого сплава, имеет большой удобный хват и есть защита от проникновения влаги и пыли. 

Обзор Fujifilm GFX100S - размер имеет значение!
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Корпус Fujifilm GFX100S изобилует органами управления, есть целых 8 программируемых кнопок, два программируемых колеса управления и дополнительно 4 настраиваемых свайпа по се́нсорному экрану. В принципе вся логика управления будет знакома пользователям камер Fujifilm начиная с самых младших моделей. 

Обзор Fujifilm GFX100S - размер имеет значение!
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Дисплей имеет наклонный механизм, но что особенно радует, это механизм наклона для работы в портретной ориентации. Сама конструкция выполнена довольно надёжно, никаких претензий во время тестирования у нас не возникло. Размер основного экрана 3.2 дюйма, разрешение 2.36 Mp, соотношение сторон 4:3, что соответствует соотношению сторон сенсора изображения.

Второй экран построен на базе матрицы E-ink, таким образом, экранчик потребляет абсолютный минимум заряда батареи. Экран имеет три вида – два отображают параметры экспозиции, и один это гистограмма.

Надо сказать, что работа в режиме отображения гистограммы очень помогает во время съёмки. Фотографу нет необходимости выводить на главный экран гистограмму, тем самым во время визирования через основной экран ничего не мешает.

Помимо прочего, экранчик может работать в двух режимах – чёрный на белом (с подсветкой) и белый на чёрном.

И еще один удобный момент – когда происходит зарядка аккумулятора по кабелю через разъём USB-C, даже если камера выключена, то этот экран показывает текущий уровень заряда. Это удобно, потому как не приходится включать камеру и смотреть на сколько она зарядилась. Увы, но текущий тренд таков, что даже столь дорогая камера уже не комплектуется отдельным зарядным устройством. Но в комплекте есть сетевой USB-адаптер. Дополнительно можно приобрести фирменное зарядное устройство с двойным слотом и индикацией зарядки. Кстати, при съемке в компьютер (а для чего это, мы подробно рассказывали в отдельном материале), камера также будет заряжаться во время работы и это очень удобно. Тут следует отметить, что не каждый кабель поддерживает такую возможность, в нашем случае был Tether Tools и все работало.

К слову, здесь установлен тот же аккумулятор NP-W235 что и в камере X-T4. Тем не менее на одном заряде камера показывает довольно впечатляющие результаты – 460 кадров по измерениям CIPA, что на практике даёт около 800 кадров. А что касается видео, то одного заряда хватит на 60 минут записи, но в этом случае спасением будет возможность зарядки во время работы. 

Видоискатель большой, имеет 100% охват и увеличение 0.77x, работать с ним очень комфортно. Какой-то неприятной задержки передачи изображения не замечено, работает всё отлично. В видоискателе установлена матрица OLED диагональю 0,5 дюйма с разрешением 3.69 Mp, что, надо сказать не самое выдающееся разрешение на рынке, у того же GFX100 разрешение видоискателя 5,76 Mp. 

Если вы знакомы с камерой Fujifilm GFX100, то, вероятно, видели, что на верхней панели камеры нет диска режимов съёмки PSAM. На мой взгляд, решение добавить в новинке классический диск режимов хорошая идея и нисколько не умоляет профессиональность камеры. К тому же здесь имеется целых 6 программируемых режимов. Диск переключения оснащён замком для предотвращения случайного переключения. 

Ещё из приятного – отдельный переключатель режима фото/видео рядом с диском режимов и удобный переключатель режима работы фокуса на задней панели.

Среди разъёмов присутствуют – USB Type-C, HDMI Micro, микрофонный вход, выход на наушники и синхроконтакт. Под отдельной заглушкой на правой грани разъём для подключения тросика. 

Тестирование Fujifilm GFX100S

В этом текстовом материале я не хочу повторяться и рассказывать о том, что было показано в видео, поэтому здесь будут исключительно синтетические тесты. Если интересна практика, то обязательно посмотрите наше видео, а здесь я хочу показать вам возможности матрицы. Итак, начнём с динамического диапазона.

Динамический диапазон

Пожалуй, это то, ради чего и покупают камеры среднего формата – широчайший динамический диапазон, просто невероятный запас в тенях. Давайте посмотрим на что способен наш герой – тестировать будем на цветной мишени DataColor. Сравнивать RAW 14 и 16 бит нет смысла, динамический диапазон от битности не зависит. 

Итак, смотрим запас в светах.

+1EV

+2EV

+3EV

Как и у другой любой камеры, независимо от того среднеформатная или беззеркальная мы наблюдаем малый запас в светах. Здесь есть всего одна-полторы ступени, а дальнейшее вытягивание уже не приводит к появлению новых деталей. Однако, следует отметить, что вытягивание больше чем полторы ступени не искажает цвета, что очень хорошо. 

А вот теперь, давайте о самом интересном – запас в тенях:

-1EV

-2EV

-3EV

-4EV

-5EV

Пять ступеней, пять!!! Да, вытягивание пяти ступеней практически не приводит к потере детализации. Это просто потрясающе для 100-мегапиксельного сенсора! Конечно же, есть шумы, теряется плавность однотонных участков и происходить это начинает приблизительно после трёх ступеней, но это абсолютно минимально. Никакая полнокадровая камера на такое просто неспособна. 

Но на этом мы не остановимся. Стандартный RAW-конвертер Adobe уже не позволяет вытягивать больше 5 ступеней, просто на практике это никому не нужно, но чтобы оценить запас в тенях, дальше мы будем вытягивать ползунками Blacks и Shadows. 

-6EV

Заметьте, что на картинке до, которая ещё не скомпенсирована в конвертере, мы можем до сих пор наблюдать некоторые детали. И это продолжается вплоть до -7 ступеней. 

-7EV

Шумы конечно появляются и их становится всё больше. Но смотрите дальше – кромешная темнота -8 и -9 ступеней при вытягивании показывают, что камера всё ещё видит. 

-8EV

-9EV

И совсем экстрим – -10 ступеней!

-10EV

Абсолютно чёрный кадр при вытягивании пяти ступеней экспозиции и ползунков Blacks и Shadows в +100 прорисовывают картинку. И кадр непросто прорисовывается, а даже выдаёт цвета – просто удивительный результат! И также следует ещё отметить отсутствие полос, которые часто возникают при таком восстановлении картинки. Полосы – это датчики фазовой детекции, здесь они интегрированы в матрицу идеально и не дают артефактов.

Исходники теста

И ещё раз – конечно же, все эти «вытягивания» это не для практического применения, это для демонстрации возможностей матрицы. А теперь переходим к тесту ISO.

Тест ISO

По традиции наших обзоров камер в этом разделе я показываю результаты синтетического теста матрицы. Методика тестирования следующая: при закрытой крышке и одинаковой выдержке и диафрагме создаются снимки на различных значениях ISO, далее эти снимки открываются в программе RawDigger и выписываются средние значения по каналам. В результате мы получаем график, демонстрирующий истинный уровень шумов на каждом значении ISO. Для начала давайте посмотрим на сравнение уровня шумов при съёмка в 14 и 16 битах.

Как видите, 14 бит шумит значительно меньше 16 бит, особенно это заметно после ISO1000-1250 и с каждым новым значением разница заметна всё больше и больше.

Теперь сравним результаты теста со среднеформатной камерой Hasselblad X1D 50C. Этот тест будет не совсем справедливый, поскольку представитель из Швеции обладает 50-мегапиксельным сенсором, но всё же это интересно, давайте посмотрим:

В целом поведение на минимальных ISO до значения 3200 практически одинаковое. Далее, европеец выигрывает, причём существенно. Но, напомню, Fujifilm снимает и дальше на 51200 и 102400. Давайте посмотрим на реальную картинку, используя всё ту же цветную мишень DataColor.

 100
 200
 400
 800
 1600
 3200
 6400
 12800

Результаты теста снова поражают – практически весь стандартный диапазон ISO можно считать рабочим. Ни одна полнокадровая или кроп-камера не выдаёт столь малое количество шумов на ISO6400 или 12800. Просто великолепное качество изображения! Придраться можно лишь к максимальному значению ISO12800 – здесь мы видим заметное укрупнение зерна шума, но на детализацию это почти не влияет. Примеры выше это 100-процентное увеличение, если смотреть без увеличения, то этих шумов вы просто не заметите. Судите сами:

Теперь вернёмся к сравнению 14 и 16 бит, но уже на реальной картинке. Если синтетический тест показывает разницу на высоких значениях ISO, то на реальной картинке этого практически незаметно. Тем не менее при усердном редактировании изображения эта разница уже может стать критичной. Но тут есть и обратная сторона – 16 бит дают большую свободу при редактировании. Так что если не планируется съёмка на высоких значениях ISO, то лучше выбирать 16 бит, а при значениях выше ISO3200-6400, лучше 14 бит. 

ISO3200

ISO6400

ISO12800

ISO25600

ISO51200

Исходники теста

Стабилизация

Как я уже писал, механизм стабилизации был переработан, он стал меньше, что позволило сделать камеру столь компактной. При этом эффективность стабилизации по сравнению с больши́м братом GFX100 стала эффективнее на пол стопа. 

Следует отметить, что для более продолжительной работы на одном заряде батареи, необходимо выключить постоянную работу стабилизации (так камера настроена по умолчанию). Лучше выбрать режим работы стабилизации только во время съёмки. 

Тест стабилизации мы проводили с объективом 100-200/5.6. Этот объектив, как и другие модели с байонетом G-mount, фокусное расстояние которых достигает 100 мм и больше, оснащены оптической стабилизацией.  

Эффективность работы системы стабилизации оказалась просто на высоте. Судите сами – снимки, сделанные на фокусном расстоянии 200мм с выдержкой 1/30 секунды. выглядят довольно резкими. Конечно, мы уже не получаем ту звенящую резкость, не сто́ит забывать про сверхвысокое разрешение 100 Mp, где критичен малейший микросмаз. Тем не менее снимки даже в таких условиях оказываются абсолютно приемлемыми – это отличный результат.

Матричная стабилизация позволила реализовать функцию Multishot, благодаря которой получаются снимки разрешением 400 мегапикселей, путём объединения 16 кадров. При съёмке в этом режиме появляются ограничения по выдержке – от 1/5 для 14 бит и 1/2.5 для 16 бит.

Сшивка изображений происходит не в камере, как это реализовано у других производителей, а в фирменном приложении FUJIFILM Pixel Shift Combiner. На выходе получаем DNG-файл весом 1.5 Гб! 

Насколько я знаю, только у Fujifilm режим Multishot может снимать с импульсным светом. Дополнительно, в настройках можно задать задержку между снимками. Это делает Pixel Shift невероятно полезным инструментом для предметной съёмки в студийных условиях или для фотографирования предметов искусства, таких как, например, картины. А вот для пейзажа этот режим не очень подходит, поскольку малейшие движения листвы, травы портят итоговый результат, программное обеспечение не умеет убирать движущиеся объекты. 

Видео 

Удивительно, но GFX100S это еще и очень крутая камера для съёмки видео. Видео пишется со всего сенсора с пропуском строк. Несмотря на громадный сенсор, во время записи никакого перегрева не происходит. 

Во многом наш герой наследует видеовозможности X-T4. Есть высококачественный 4K до 30 кадров в секунду с битрейтом 400 Мбит/с. Есть F-log, есть помощник F-log для удобства визирования во время записи. Помимо прочего, предусмотрен вывод RAW-видео на внешний рекордер. При съёмке видео не работает расширенное ISO, в F-log минимальное ISO800, при выводе RAW минимальное ISO1250. 

Эффект роллинг-шаттер присутствует и проявляется он довольно заметно. 

Но главное преимущество, которое не даёт ни одна камера – это невероятный динамический диапазон. Видео, снятое в F-log, имеет очень большой запас для постредактирования, камера видит все детали. Анализируя гистограмму отснятых роликов, можно видеть, что нет абсолютно никаких провалов в тенях и светах. 

И еще один тестовый «заплыв» — видео ниже было снято в невероятно контрастных условиях, в яркую солнечную погоду. Обратите внимание, что никаких завалов в светах и тенях нет, хотя перепад был очен большой.

Но такой шикарный динамический диапазон мы получим не только при съёмке в логарифмической гамме, но и в стандартном цвете. Только посмотрите на эти великолепные кадры, которые абсолютно не подвергались никакой цветокоррекции, это полностью файл «из камеры»:

Заключение

Fujifilm сделали невозможное – они превратили нишевую специализированную камеру в потребительский продукт, доступный всем. Доступный не только по цене, но и по функциональности – здесь есть всё для комфортной работы не только профессионала, но и даже новичка. Да, цена порядка 500 тысяч рублей, но это средний формат, это 100 мегапикселей, а возможности полностью сопоставимы с GFX100, стоимость которой более чем в полтора раза выше.

GFX100S предлагает отличное качество изображения на всём диапазоне ISO, невероятный запас в тенях и высокую детализацию. Матричная стабилизация показала свою высокую эффективность, что очень ценно при съёмке в таком высоком разрешении. Приятно порадовало видео – красивые цвета, высокий битрейт и всё тот же невероятный динамический диапазон.

Корпус обладает удобной эргономикой, количество программируемых элементов управления позволяет подстроить камеру под себя как вам угодно. Ну и, конечно, компактность, это отдельное достижение инженеров компании. 

Есть два момента, к которым можно придраться. Первое, это не самое высокое разрешение видоискателя. Второе — это автофокус. Но! Я придираюсь к автофокусу, сравнивая его с полнокадровыми камерами, а вот среди одноклассников, это лучший автофокус. Я намеренно не разбирал возможности автофокуса в тексте – смотрите наше видео, не зря же мы его снимали!;)

И еще пару приятных замечаний. В отличие от других производителей среднеформатных камер, у Fujifilm в России есть свой сервисный центр и программа поддержки профессионалов FPS. А также на текущий момент для профессиональных фотографов из Москвы и Санкт-Петербурга доступна форма, заполнив которую можно подать заявку на бесплатный индивидуальный тест камеры.

Спасибо за внимание! Будем рады вашим комментариям и лайкам! Подписывайтесь на наши социальные сети: YouTubeFacebookВконтактеTelegramInstagram.

Галерея Fujifilm GFX100S

— Некоторые исходники из галереи для личного ознакомления — здесь