Еще один шаг по лестнице технического прогресса к однообъективным зеркальным камерам с автоматической фокусировкой сделал гигант мировой фотопромышленности — фирма «Кэнон». Система «ЭОС» (аббревиатура от «Электро-Оптикал Систем») включает несколько моделей камер: от профессиональной «ЭОС-1» до любительских с широким набором сменной оптики (около 50 объективов) и дополнительных принадлежностей. Не заостряя внимание на чисто технических показателях (они неоднократно приводились в рекламе фирмы, размещенной в нашем журнале), остановимся на новых возможностях, которые дает эта система, на первых впечатлениях от ее работы.
[adrotate group=»1″]
Можно смело утверждать, что это чрезвычайно разносторонняя и технически совершенная система. Объективы серии ЕФ (к сожалению, в новых камерах нельзя использовать прежние объективы с оправой ФЛ или ФД) не только охватывают весь диапазон фокусных расстояний от 14 до 1200 мм (среди них более 20 зумов), но и включают типы, предназначенные для специальных съемок: «тилт-шифт» (возможность поворота и смещения оптической оси) 24/3,5, 45/2,8 и 90/2,8; макро 50/2,5 и 100/2,8; портретный объектив с регулируемой мягкостью изображения 135/2,8, рекордный по светосиле стандартный объектив 50/1,0. Высокоточная автоматическая фокусировка совершенно бесшумна и производится с большей скоростью, чем у объективов других фирм, что особенно важно в репортажной съемке. Это достигается благодаря применению ультразвуковых моторов в каждом объективе (113М), а также системы наводки как по горизонтальным, так и по вертикальным линиям объекта. Нижний уровень освещенности сюжета, достаточный для автофокусировки, настолько мал (1 еУ), что глазом в такой полутьме навести точно практически невозможно. Предусмотрено несколько режимов автофокусировки. В обычном режиме («один снимок») затвор срабатывает только после того, как объектив сфокусировался на объекте, а в режиме «Сер-во» он непрерывно следит за движущимся объектом. Учитывается, что в момент срабатывания затвора фокусировка «замораживается», и быстро перемещающийся объект за это время может выйти из наиболее резкой зоны. Поэтому, чтобы избежать нежелательной потери резкости, микропроцессор камеры вносит необходимую поправку на точный момент экспозиции в зависимости от скорости и направления перемещения объекта. Быстрота внесения поправки в положение точной фокусировки настолько велика, что позволяет снимать спортивные сюжеты со скоростью до 4,5 кадров в секунду («ЭОС-1»).
В автофокусировку введены и другие новшества. Более широкое поле с тремя чувствительными зонами, когда камера следит за объектом, не обязательно находящимся в середине кадра («ЭОС-500»), а также («ЭОС-5») наводка по объекту, на который направлен взгляд фотографа. После наводки можно проверить нужную глубину резкости — в левом верхнем углу фокусировочного экрана расположен специальный маркер проверки глубины. «Наводку по взгляду» имеет пока лишь одна модель. Лидер системы «ЭОС-1 Н» не имеет этого варианта. Возможность ручной фокусировки во многих моделях дополняет эти удобства.
Не менее широк и выбор экспозиционной автоматики (АЕ). Наряду с уже привычными приоритетом выдержки, приоритетом диафрагмы и обычной программой фотограф может выбрать программу, которая, в зависимости от фокусного расстояния объектива, отдаст предпочтение более короткой выдержке или маленькой диафрагме. То есть прежние режимы «теле-» или «широкоугольной» программы устанавливаются автоматически. Введенная пока только этой фирмой программа «глубины резкости» выбирает диафрагму, которая обеспечит необходимую глубину фокусировки, отделив, например, портрет от фона или передав резко все детали многопланового пейзажа. Ручной режим экспозиции предусмотрен во многих моделях, причем в «ЭОС-1» шкала индикации в видоискателе указывает, насколько установленная экспозиция отклоняется от рекомендованной экспонометром камеры. Широкий диапазон выдержек (от 30 до 1/8000 с у «ЭОС-1» и «ЭОС-5»), синхронизация со вспышкой при 1/250 или 1/200 с, регулировка через 1/3 ступени экспозиции расширяют возможности при самых сложных условиях съемки.
Системы замера экспозиции также многозначны. От 6 («ЭОС-1») до 16 («ЭОС-5») зон измерения позволяют сравнивать результаты с базовой программой, заложенной в компьютер камеры, и надежно исключить влияние неба, контрового света, нестандартного фона и других «разусред-няющих» сюжет обстоятельств. Наряду со средневзвешенным замером экспозиции по всему кадру возможен частичный (5,8% площади) или точечный (2,3%) замер. В любительских моделях «ЭОС-1000» и «ЭОС-100» предусмотрены специальные программные режимы, аналогичные магнитным картам аппаратов «Минолта». Это «портрет» (нерезкость фона), «пейзаж» (резкость всех планов), «крупный план» (частичный экспозиционный замер и оптимальная глубина резкости), «спорт» (минимальная выдержка). Необычен режим «мягкий фокус», автоматически выполняющий двойную экспозицию: первую при точной наводке, а вторую — при небольшой расфокусировке, что создает эффект туманности. Набор потребительских функций в «ЭОС-1» позволяет одним нажатием кнопки подрегулировать автоматику камеры к конкретным требованиям снимающего.
Работа со вспышкой, как и обычно, не доставляет хлопот. В некоторых моделях («ЭОС-500», «ЭОС-100 ФН») небольшая вспышка встроена в камеру, а вспышки серии ЕЗЕТ работают автоматически с любой моделью.
Информация на внешнем дисплее и наиболее важная в видоискателе, поле зрения в окуляре, полностью совпадающее с изображением на пленке, удобная форма, прочный корпус, выносное питание, бесшумное срабатывание, автоматическая перемотка — все это делает систему «ЭОС» универсальной, пригодной для любых съемок. Имеется и «ручная» модель — «ЕФ-М» без автофокусировки, но рассчитанная на применение объективов новой серии и с автоматической экспозицией. Сменные фокуси-ровочные экраны («ЭОС-1» и «ЭОС-5»), угловой видоискатель и окулярная лупа, сменные задние стенки, дистанционное управление, приспособления для макро- и микрофотографии придают законченность системе. Стоящая несколько особняком модель «РТ» не имеет прыгающего зеркала, оно заменено полупрозрачным неподвижным, что снизило уровень сотрясения при съемке и позволило ввести почти киносъемочный режим — 10 кадров в секунду. При макросъемке, когда нет необходимости обеспечивать резкость в бесконечности, на камерах «ЭОС» с помощью конвертера «ФД-ЭОС» могут быть использованы неавтофокусные объективы с оправой ФД, причем сохраняется автоматическая экспозиция в режиме рабочей диафрагмы.
Изящные и технически совершенные камеры «Кэнон ЭОС», безусловно, заинтересуют как профессионалов, так и увлеченных фотолюбителей.
А. ШЕКЛЕИН/Журнал Фотография 1995, выпуск 3