Продолжаю знакомить читателей с рубрикой #Нашилюди, в которой мы в непринуждённой форме общаемся с талантливыми фотографами современности для того, чтобы познакомить вас с их творчеством. Мы общаемся не только с начинающими, но и уже с довольно известными в том числе за рубежом авторами со всего бывшего Союза.
Сегодня у нас в гостях Дмитрий Шад, настоящее имя — Дмитрий Полканов. Он профессиональный фотограф и художник по боди-арту, специализирующийся на концептуальной портретной фотографии. Дмитрий окончил медицинскую академию и с тех пор занимается врачебной практикой. Работая врачом, он пытался найти себя в игре на электрогитаре в группе, в содержании экзотических животных, в гонках на мотоциклах. И в результате нашел то, что ему действительно нравится к фотографии.
Дмитрий Шад прошел долгую стажировку у разных фотографов, построил в своей квартире небольшую студию и начал создавать своих демонов, проект к которому замечательный фотограф возвращается снова и снова.
В этом эксклюзивном для Photar.ru интервью, Дмитрий Шад поделится с нашими читателями историей о себе и своем творчестве, а также расскажет о «своих демонах».
Приветствую вас, представьтесь пожалуйста нашим читателям и расскажи о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Ш: Меня зовут Дмитрий Шад, я фотограф из Санкт-Петербурга. Я специализируюсь на создании с помощью боди-арта образов демонов. Фотография — это моя основная деятельность, хотя я все еще работаю врачом несколько дней в неделю.
Что изменилось в вашем творчестве с тех пор, как вы впервые были опубликованы на страницах Photar.ru? Изменился ли сам подход к вашей фотографии, если да, то как именно.
Ш: Мой подход не изменился, я продолжаю развивать идею своей основной серии, дополняю ее новыми образами. Основное изменение, которое произошло за это время — фотография из увлечения превратилась в мою профессию, от которой я получаю основной доход. Это меняет восприятие, хотя и раньше я очень серьезно относился к своему творчеству.
Расскажи, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решил, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Ш: у меня всегда было хорошее воображение, и оно требует быть воплощенным в реальный мир. В детстве я любил делать настольные игры, это была хорошая тренировка для воображения. Позже начал играть на электрогитаре, писать музыку, играл в своей группе. Только потом я перешел на фотографию, где и нашел себя. Фотография для меня — это способ саморазвития и самовыражения, с ее помощью я могу материализовать мои образы и делиться с другими людьми. Я могу показать миру искусства свое темное видение красоты.
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
Ш: Я снимаю на камеру Hasselblad X1D II с объективом XCD 1.9/80. Эта камера дает замечательное качество изображение, а все ее недостатки, такие как низкая скорость работы и медленный автофокус, для моих съемок не имеют значения. Я использую проявщик Phocus — это родной софт от Hasselblad. Мне нравятся его алгоритмы, он для меня наиболее удобен. И, конечно же, Photoshop, тут альтернативы нет.
Кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
Ш: Я люблю творчество таких художников и фотографов как Zdzisław Beksiński, Wayne Barlowe, Matt Lombard, Maéna Paillet, Billelis, Dom Qwek, Benjamin Conallin, Nihil, Masahiro Ito, Bahrull Marta, Peter Lindbergh и многих других авторов. Кроме того, меня вдохновляет что угодно, что создает настроение — музыка, фильмы, природа.
Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Ш: думаю, что мои фотографии легко узнать из-за своеобразного стиля.
Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Ш: да, я согласен. Если у фотографа есть возможность купить дорогую технику — это замечательно, камера является частью изображения, но дорогая камера необязательна для развития, навыки всегда первичны.
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Ш: Моя основная серия — это цветные фотографии, но я снимаю и черно-белые портреты. Это разные способы выражения художественных идей, их трудно сравнивать.
Пленка или цифра, почему?
Ш: Я снимаю на цифру — это удобнее, дает больше возможностей и у цифровых камер более высокая детализация изображения. Но прекрасно понимаю тех, кто снимает на пленку, есть в этом что-то ритуальное.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
Ш: Я использую только импульсный свет. У постоянного света есть свои минусы — такие как возможность смазывания изображения при движении, необходимость в высокой мощности и более высокая стоимость. Естественный свет не дает нужной степени контроля и предсказуемости.
Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Ш: расскажу о фотографии выше. Эта съемка пошла не по плану, ткань в кадре смотрелась не так, как я планировал, пришлось отказаться от запланированных идей и импровизировать. Когда я перебирал полученные фотографии, я пробовал делать разные варианты обработки некоторых кадров, но мне не нравился результат. Я уже хотел первый раз сказать модели, что ничего не получилось, но все же продолжил думать над кадрами. В результате, через два месяца попыток сделать что-то интересное, я все же смог получить результат, который мне понравился. Эта фотография получила наиболее значимые мои награды и сейчас это одна из моих любимых работ. Что касается идеи снимка — я никогда не делюсь тем, что хочу передать фотографией, кроме общих абстрактных фраз. Зритель должен почувствовать кадр самостоятельно, пусть у каждого будут свои ассоциации.
Как проходит ваш стандартный съемочный день. Т.е. вот вы студии или еще где-то, с чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?
Ш: Я предпочитаю все делать самостоятельно, кроме меня в съемках участвует только модель. Я заранее готовлю эскизы образа и референсы позирования. Студия построена в моей квартире, поэтому ехать на съемку мне не нужно. С моделью мы обсуждаем детали, подписываем модельный релиз и приступаем к подготовке образа. Обычно на полную покраску модели уходит около 5 часов. Затем я настраиваю свет — я использую одну световую схему, но каждый образ требует своих нюансов настройки, иногда на этот этап уходит до часа. Затем начинаем снимать. У меня камера подключена к компьютеру, это дает возможность сразу видеть результат, при необходимости корректировать детали. Обычно я объясняю задачу модели, делаю около 10 снимков, смотрю их, делаю поправки, снимаю следующие 10 кадров — до тех пор, пока не увижу кадры, которые я хотел получить. На саму съемку уходит еще несколько часов. Затем модели остается смыть краску. Самая длительная съемка у меня была около 11 часов.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Ш: Я живу своими съемками и своими демонами. Иногда я устаю и делаю небольшой перерыв, но всегда возвращаюсь к моему творчеству.
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Ш: Пандемия на мои съемки почти не повлияла, кроме тяжелой болезни с долгой реабилитацией.
Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Ш: Главный фактор развития фотографа — это насмотренность. Нужно изучать разные стороны изобразительного искусства, находить интересных авторов, делать свои подборки, стараться понять почему автор сделал именно так и как он этого добился. Можно пробовать для обучения повторить работу одного из любимых авторов, потом сравнивать результат с оригиналом, попытаться понять ошибки. Все это даст значительно больший результат, чем очередной урок по обработке. Но в то же время, все остальные аспекты тоже нужно изучать.
Расскажите о ваших наградах если таковые есть.
Ш: у меня на данный момент, если не ошибаюсь, 55 международных наград — от WPE Awards, The International Photography Awards, Fine Art Photography Awards, Annual Photography Awards, Budapest International Foto Awards, 35 Awards, различные медали за конкурсы, проведенные под патронажем Международной федерации фотографического искусства (FIAP) и Американского фотографического общества. Мои фотографии участвовали в выставках в 25 странах.
Благодарю вас Дмитрий, за то, что нашли время для этого интервью.
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
[vk.com/dshad], [dmitryshad.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube