Рад приветствовать читателей рубрики #ProСвет на Photar.ru! Здесь мы делимся с читателями знаниями и советами о том, как получить классный результат при съемке в студии, работая всего с одной вспышкой и одной насадкой. Каждый выпуск состоит из подробной текстовой части и видео, так что если пропустили, то смотрите видео выше или на нашем YouTube-канале. Обязательно посмотрите наши предыдущие выпуски (список внизу), в которых, уверен, вы найдете много интересного. А в этот раз речь пойдет о съемке с гигантским софтбоксом Profoto RFi 4*6 (120×180) и сотовой насадкой.
Напомню, что чем больше площадь свечения (если упростить, то насадка), тем мягче и менее контрастным будет свет (при стандартных условиях использования). Также световое пятно будет более широким и однородным, относительно подобной насадки меньших размеров.
Работая с приборами Profoto, важно помнить об их конструктивных особенностях. Основная особенность состоит в наличии встроенного рефлектора, который позволяет «зуммировать» насадки по голове прибора. В нашем случае мы использовали генераторную голову Profoto ProHead Plus UV 500W. Для нее положение 4 это крайнее дальнее положение прибора, а положение 10 — крайнее ближнее.
Итак, давайте посмотрим на распределение света и характер теней этой насадки.
Софтбокс 4х6 без сот. Первый снимок сделан в положении 4, а второй в положении 10.
При зуммировании насадки по голове прибора изменяется в основном только интенсивность света, да и то не очень сильно. Без использования сот, в положении 4 свет становится интенсивнее примерно на 1/3 ступени, причем это изменение характерно для всего поля кадра. Из чего можно сделать вывод, что однородность света в столь больших насадках не сильно восприимчива к зуммированию.
Софтбокс 4х6 в положении 4. Первый снимок без сот, а второй с сотами.
При использовании сот картинка сильно меняется. В положении 4 мы уже видим следующие изменения интенсивности света (относительно такого же положения и мощности, но без сот): на объекте — 1 и 2/5 ступени, — 2 ступени в левом и правом углах.
Основные характеристики софтбокса Profoto RFi 4*6 (120×180):
- Тип освещения (при стандартных условиях использования): мягкий, слабоконтрастный и мягкий, сильноконтрастный с использованием сот.
- Интенсивность (по сравнению со стандартным рефлектором): приблизительно -1 и 1/4 ступени в положении 4, и порядка — 1/4-1/3 ступени в положении 10. С использованием сот от -2 до — 2 и 1/3 соответственно.
- Изменение баланса белого: незначительное в теплую сторону. Соты также еще немного добавляют теплый оттенок.
- Акцентированность пятна в центре: слабовыражена. С использованием сот пятно в центре становится гораздо более выраженным.
Очень важно! Необходимо учитывать окружение (в нашем случае студию), в которой ведется съемка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то все это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!
Теперь давайте посмотрим, какие преимущества дает нам эта насадка вместе с сотами при съемке портретов.
Портретная съемка с большим софтбоксом 4х6’ и сотами
Поскольку эта насадка имеет широкое и однородное пятно света, то ей очень удобно работать со средним и общим планом в портрете. Также подобное световое пятно позволяет располагать прибор ближе к модели, делая свет контрастнее. Такого размера насадку не получится поставить близко на оси с камерой, так как она будет перекрывать собой часть кадра, и это стоит учитывать, выбирая нужный угол. В данном случае, прибор стоит примерно под 30-40 градусов сбоку от модели, на расстоянии около 1,7-2 метров и выше ее головы примерно на 0,7 метра. По лучу прибор направлен примерно на уровень колен модели. Использование насадки меньшей площади не дало бы такого равномерного освещения по всему росту модели (скорее всего, верхняя часть была бы освещена сильнее).
Схема:
После того как мы надели соты на софтбокс картинка достаточно сильно изменилась. Она стала заметно темнее (примерно — 1 и 1/3 ступени):
Я компенсирую это увеличением мощности генератора, и при той же яркости, не используя соты, я получаю гораздо более объёмную картинку.
Важно отметить, что расположение прибора никак не изменилось. Разделение света и тени становится гораздо более выраженным, подчеркивая черты лица модели и детали одежды. Также фон за моделью становится значительно темнее. Несмотря на то, что соты сделали световое пятно меньше, модель однородно освещается в рост. А это очень важная особенность насадки.
Заключение
Софтбокс Profoto RFi 4*6 (120×180) дает большое и довольно однородное пятно света, что оценят фотографы, работающие в портретной и фэшн фотографии. Очень мягкий свет этой насадки, на мой взгляд, можно использовать в любых портретах.
Подобное освещение также дает возможность снимать групповые портреты, достаточно равномерно освещая всех героев. При работе с сотами световое пятно становится меньше, но однородность в нем остается практически такой же. Таким образом, используя большой софтбокс Profoto RFi 4*6 (120×180) с сотами вы получите достаточно контрастное большое световое пятно, прекрасно отрисовывающее объемы.
Как и с любым контрастным освещением, стоит быть внимательными к выбору углов, под которыми вы будете освещать модель. О возможных ошибках и сложностях вы можете узнать в предыдущем материале о работе с софтбоксом и сотами.
Предыдущие выпуски #ProСвет:
- Снимаем в студии только с софтбоксом [#ProСвет №1]
- Снимаем в студии только с рефлектором [#ProСвет №2]
- Снимаем в студии только с портретной тарелкой [#ProСвет №3]
- Снимаем в студии только с софтбоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №4]
- Снимаем в студии только со стрипбоксом [#ProСвет №5]
- Снимаем в студии только с октабоксом [#ProСвет №6]
Спасибо, что дочитали до конца, а если пропустили видео, то его можно посмотреть здесь. Не забудьте подписаться на наш YouTube-канал и оставляйте свои вопросы в комментариях, будем рады на них ответить.