Объектив с фокусным расстоянием 18мм относится к сверхширокоугольным объективам. Применение такого фокусного расстояния на практике имеет довольно узкие рамки. Чаще всего это пейзажная и архитектурная съемка. Намного реже репортаж и уж тем более портретная съемка. Сегодня мы познакомимся с объективом ZEISS Batis 2.8/18, который предназначен для полнокадровых беззеркальных камер Sony с байонетом E. В этом обзоре ZEISS Batis 2.8/18 мы постараемся разобраться, чем выделяется этот объектив на фоне конкурентов и почему на него следует или не следует обратить внимание.

Это первая публикация, которой мы открываем серию обзоров всей линейки объективов Batis известной немецкой компании. Тестировать все объективы будем на камере Sony A7R IV, предоставленной компанией Rentaphoto.com.

Параметры съемки: 1/50, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Объектив ZEISS Batis 2.8/18 это далеко не новинка. Впервые широкой публике он был показан в апреле 2016 года. Однако, он по прежнему является уникальным, поскольку до сих пор не существует подобного объектива с такой светосилой для байонета Sony E.

Внешний вид ZEISS Batis 2.8/18

Обзор объектива ZEISS Batis 2.8/18

ZEISS Batis 2.8/18 имеет узнаваемый дизайн. Корпус объектива полностью изготовлен из металла, но это не сильно влияет на его вес — он достаточно легкий и компактный, вес всего 330 грамм. Конструкция объектива предусматривает защиту от проникновения пыли и влаги.

Обзор объектива ZEISS Batis 2.8/18

Кольцо фокусировки электронное и имеет прорезиненной покрытие. Такое покрытие выглядит очень стильно и вызывает приятные тактильные ощущения, однако, оно довольно легко притягивает пыль.

Бленда, которая поставляется в комплекте, изготовлена из пластика и не имеет окошка для регулировки поляризационного фильтра.

Обзор объектива ZEISS Batis 2.8/18

На корпусе ZEISS Batis 2.8/18 имеется OLED-дисплей, который присутствует на всех объективах линейки Batis. Дисплей отображает текущую дистанцию фокусировки, диафрагму и ГРИП. Надо сказать, что информация о глубине резкости для такого объектива не так важна, поскольку она здесь довольно большая.

Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Технические характеристики ZEISS Batis 2.8/18

Не все наши читатели знают, что линейка объективов Batis обладает автофокусом. Автофокусировка здесь быстрая и бесшумная, все благодаря линейным моторам.

Максимальная диафрагма объектива, как ясно из названия, f/2.8, а минимальная f/22. Диафрагма имеет 9 скругленных лепестков.

Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Хотя ZEISS Batis 2.8/18 и относится к сверхширокоугольным объективам, которые, как правило, имеют сильновыпуклую переднюю линзу, здесь все же есть возможность установить резьбовой фильтр диаметром 77мм. Но, как я уже говорил, при одновременной работе с поляризационным фильтром и блендой мы сталкиваемся с трудностями — для регулировки фильтра приходится использовать насечки на фронтальной части ободка фильтра, что не очень удобно.

Минимальная дистанция фокусировки всего 25 мм, что очень расширяет творческие сценарии работы с этим объективом.

ZEISS Batis 2.8/18 спроектирован по схеме Distagon, о чем свидетельствует надпись на переднем ободке. Оптическая схема относительно несложная и состоит из 11 элементов в 10 группах. Включает в себя 5 элементов из специального стекла, 2 асферические линзы и 2 асферические линзы из специального стекла. Термин «специальное стекло» взят из официальной формулировки компании и означает, что эти элементы изготовлены из стекла с аномальной частичной дисперсией и высоким коэффициентом преломления. В конструкции объектива предусмотрен специальный блок с плавающими элементами. Все это в теории говорит нам о великолепных свойствах картинки — высокой разрешающей способности и минимальному проявлению аберраций. Давайте тестировать!

Тестирование ZEISS Batis 2.8/18

Итак, начнем с резкости. Для тестирования объективов в наших обзорах мы используем стандартную таблицу. Давайте проанализируем выдаваемую картинку на всех диафрагмах.

Центр

Край

f/2.8

f/3.2

f/3.5

f/4.0

f/4.5

f/5.0

f/5.6

f/6.3

f/7.1

f/8.0

f/9.0

f/10

f/11

f/13

f/14

f/16

f/18

f/20

f/22

 

Результаты, если честно, меня очень удивили! На периферии кадра начиная с максимальной диафрагмы объектив уже имеет максимально возможную резкость. Незначительное смягчение картинки в углу кадра есть только на f/20-22. И, безусловно, резкость от центра к краю кадра снижается, однако, это совершенно незначительно. Для сверхширокоугольного объектива показатели просто невероятные — более резкого объектива с таким фокусным расстоянием я еще не встречал. Тест проводился на камере Sony A7R4, которая обладает разрешением 61Мп. Таким образом, я могу утверждать, что объектив полностью отвечает высоким требованиям разрешающей способности для этой камеры.

Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры съемки: 1/160, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Хроматические аберрации 

Очень важную роль в качестве картинки имеет показатель хроматических аберраций. Это не только влияет на резкость, но и на общий характер изображения, особенно на открытых диафрагмах. Существует два типа хроматических аберраций — продольные и поперечные. Продольные хроматические аберрации характерны только для открытых диафрагм и проявляются на всей области изображения. В отличие от них, поперечные не «лечатся» диафрагмированием и больше всего проявляются ближе к краю кадра.

Для начала давайте протестируем ZEISS Batis 2.8/18 на калибровочной мишени Data Color, которая даст нам понимание, обладает ли объектив продольными хроматическими аберрациями. Как правило, такие аберрации имеют один цвет каемки на объекте в фокусе и другой цвет вне фокуса.

f/2.8

f/3.2

f/3.5

f/4.0

f/4.5

f/5.0

f/5.6

f/6.3

f/7.1

f/8.0

f/9.0

f/10

f/11

f/13

f/14

f/16

f/18

f/20

f/22

 

Эффект продольных хроматических аберраций абсолютно минимален и проявляется приблизительно до f/5.6 включительно. При дальнейшем закрытии диафрагмы можно наблюдать незначительный эффект поперечных хроматических аберраций — такие искажения имеют разноцветную каемку у одного объекта. Тест выше не самый показательный для поперечных аберраций, так как мы анализировали картинку по центру кадра, поэтому протестируем объектив на другой таблице.

f/2.8

f/4.0

f/5.6

f/8.0

f/11

f/16

f/22

 

Пока вы не заворчали «что же это за картинка такая плохая?!», сразу скажу, что здесь кроп приблизительно 300%. То есть фактически на реальном изображении разглядеть аберрации будет невозможно. Однако, они все же здесь есть, хоть и минимальны. Если по центру кадра мы их почти не наблюдаем, то по краю кадра они более «осязаемы».

Геометрия

Объектив показывает, так скажем, совмещенную дисторсию — по краям наблюдается подушкообразная дисторсия, а по центру бочкообразная. Но, не забываем, что это объектив с фокусным расстоянием 18мм — искажения для такого фокусного у конкурентов, как правило, «немного» больше. Действительно, объектив покалывает очень хорошую геометрию.

Параметры съемки: 1/125, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Астигматизм и кома

Эти аберрации визуально проявляются на световых точках, искажая их форму. Коматические аберрации больше всего характерны для открытых диафрагм и для периферии кадра. Астигматизм проявляется почти по всему полю кадра и полностью исчезает к центру, а также не уменьшается при увеличении значения апертуры. Как правило, такие аберрации больше всего характерны для широкоугольных и сверхширокоугольных объективов. Отсутствие данных искажений особенно ценится при фотографировании звездного неба.

Исходный вид:

Кропы:

Около центра

Край

f/2.8

f/3.2

f/3.5

f/4.0

f/4.5

f/5.0

f/5.6

f/6.3

f/7.1

f/8.0

f/9.0

f/10

f/11

f/13

f/14

f/16

f/18

f/20

f/22

 

Астигматизм на тестах выше не наблюдается, а вот комические аберрации слегка заметны на периферии кадра при f/2.8 и почти исчезают на f/3.2. Искажения картинки на закрытых диафрагмах, которые начинаются приблизительно с f/14, связаны с длинной выдержкой, а не с недостатками оптики.

Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры съемки: 1/160, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Виньетирование

Виньетирование проявляется в виде затемнения в углах кадра и характерно для открытых диафрагм. Для наглядности я собрал изображения на разных диафрагмах в видеоролик:

На f/4 можно наблюдать значительное снижение затемнения в углах, а уже на f/5 полное отсутствие эффекта. Это очень хороший показатель для сверхширокоугольного объектива.

Боке

Параметры съемки: 1/50, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Для сверхширокоугольного объектива не стоит ожидать какого-то невероятно красивого размытия, тем не менее давайте проанализируем этот аспект.

На f/2.8 блики имеют практически идеальную форму круга («виной» тому девятилепестковая диафрагма) и минимальные искажения к краю кадра. Световые диски имеют неравномерное заполнение цветом, но у нас не портретник, так что это не так важно.

При постепенном закрытии диафрагмы световые диски, что логично, начинают приобретать форму девятиугольника, а наиболее яркие точки вид звездочки с длинными лучами.

ZEISS Batis 2.8/18 для видео

Уже невозможно представить тот мир, в котором фотоаппарат не умел бы снимать видео, конечно, я не говорю об исключениях типа Leica M Monochrom, подобные камеры существуют в собственном мире. Есть некоторые параметры объектива, которые особенно важны при съемке видео. Поскольку сейчас мы имеем дело с фиксом, то здесь нас интересует дыхание фокусировки, скорость работы мотора автофокуса и его шумность.


До: МДФ / После: Бесконечность 

При изменении дистанции фокусировки с минимальной на бесконечность есть незначительное дыхание фокуса, приблизительно 3,2% процента. Это довольно неплохой показатель — при съемке видео во время перефокусировки изменение масштаба объекта будет практически незаметным.

Тест работы мотора автофокуса:

При тестировании камера Sony A7R4 была настроена на отслеживание по центральной зоне. Каких-либо проблем со скоростью работы мотора автофокуса не замечено. Поскольку кольцо фокусировки здесь электронное, то оно никак не связано физически с оптическим блоком фокусировки, тем самым нагрузка на мотор минимальная. Работа электронного кольца фокусировки нелинейная — при быстром вращении дистанция изменяется быстрее, при медленном происходит плавная очень точная доводка. Поэтому при использовании систем фолов-фокуса могут возникнуть сложности в работе.

Запись звука в примере выше велась на встроенный в камеру микрофон, на записи слышны шумы от вентилятора светодиодного прибора, шумов от работы мотора автофокуса нет.

Объектив ZEISS Batis 2.8/18 на практике

(А теперь немного впечатлений по работе с объективом от Паши Молчанова. Далее полностью его слова. )

Параметры съемки: 1/50, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Первое, на что обращаешь внимание, когда берешь в руки ZEISS Batis 2.8/18, что объектив очень легкий и компактный, несмотря на свои довольно внушительные характеристики. Важно отметить, что небольшой вес объектива никак не сказался на конструктивном исполнении. Сборка очень качественная, никаких люфтов нет. Идущая в комплекте бленда отлично защищает от контрового освещения. OLED экран, расположенный на верхней части объектива, упрощает понимание рабочей глубины резкости при выбранных параметрах (объектив учитывает не только диафрагму и расстояние до объекта, но и тип сенсора, установленного в камере). 

Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

А теперь хочу поделиться с вами наблюдениями, касающимися оптических свойств линзы. Поскольку 18 мм на полном кадре это достаточно широко, то не может не волновать геометрия и искажения. Скажу честно, я люблю работать с широкими линзами и их искажениями (особенно перспективными). Снимая на прогулке городские пейзажи, я остался очень доволен геометрией. Конечно же 18 мм влияет на передачу перспективы, но каких-то явных проблем я не заметил (хотя, возможно, на синтетических тестах, дела будут обстоять иначе). Также я не заметил так называемой “бочки” или “подушки”. 

Все съемки были проведены на камеру Sony A7R IV, которая обладала самым высоким разрешением из 35 мм камер на момент съемок (начало 2020), и это как нельзя лучше показало разрешающие возможности объектива. Я даже заметил линию ГРИП, при фокусировке примерно на 2,5 метра перед собой! Да-да, на 18 мм при 60 мегапикселях вы увидите размытие фона/переднего плана!

Параметры съемки: 1/60, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Касаясь резкости в других сюжетах, хочу отметить, что столь высокое разрешение объектив покрывает, даже на полностью открытой диафрагме. К сожалению, с погодой мне не повезло, и проверить хроматические аберрации в реальной жизни я не смог, но при пасмурном небе на контрастных переходах хроматики я не обнаружил. Объектив дает контрастную картинку, цветовых или контрастных пятен я не заметил. На полностью открытой диафрагме виньетирование заметно, но имеет довольно плавный характер и воспринимается естественно.

Мне очень понравилось, как ведет себя объектив при съемке портретов. Безусловно, от 18 мм невозможно ждать отсутствия искажений, но они совсем не мешают нормальному восприятию лиц и пропорций как в центре кадра, так и по краям. Причем речь идет не только о ростовых портретах, но и о более крупных. Относительно резкости, у меня также не возникло никаких нареканий. Неважно, используете вы дополнительное освещение или работаете с естественным, снимки получаются контрастными, с правильной цветопередачей.

Параметры съемки: 1/80, f/2.8, ISO200. Павел Молчанов / Photar.ru

Одной из самых важных характеристик объектива является скорость автофокуса и его точность. При съемках на улице я работал с покадровой фокусировкой, выбирая точку, нажатием на экран. В этих условиях объектив не допустил ни одного промаха. Одна из серий была снята в условиях слабого освещения (пилотные лампы студийных моноблоков).  В этот раз объектив работал в следящем режиме и фокусировке по лицу/глазу модели. Несмотря на частые перемещения камеры и модели, достаточно слабого освещения, объектив допустил очень мало промахов. Происходили они, в основном только когда лицо модели выходило за пределы кадра, а потом оставалось очень близко к границе кадра. Снимая на улице при достаточно интенсивном освещении, объектив ни разу не промахнулся с фокусом, даже когда модели отворачивались от камеры.

Заключение

Объектив ZEISS Batis 2.8/18 подойдет не только для пейзажной и архитектурной фотографии, но и для портретной и репортажной съемки. За счет своих небольших размеров и веса его легко можно брать с собой в путешествия. Также, фотографы оценят пыле/влагозащиту корпуса и бленду, идущую в комплекте.

Обзор объектива ZEISS Batis 2.8/18
© Павел Молчанов / Photar.ru

ZEISS Batis 2.8/18 обладает выдающимися оптическими характеристиками, которые я ранее еще не встречал у сверхширокоугольных объективов. Великолепная резкость, минимальные хроматические аберрации, практически неискажённая геометрия, почти полное отсутствие коматических аберраций и полное отсутствие астигматизма.

Параметры съемки: 1/125, f/2.8, ISO100. Павел Молчанов / Photar.ru

Предвижу в комментариях разговор об аналоге, точнее, близком объективе по фокусному расстоянию Sony FE 20 mm F1.8 G, который был анонсирован буквально пару недель назад. Действительно, этот объектив стоит дешевле и обладает более высокой светосилой. Однако, разница в 2мм будет довольно ощутима визуально на угле обзора, а если сравнивать оптические характеристики, то, скорее всего, наш герой будет вне конкуренции.

Еще раз хочу поблагодарить компанию Rentaphoto.com за предоставленную камеру Sony A7R IV.

Очень скоро на нашем сайте выйдут обзоры других объективов линейки ZEISS Batis. Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы не пропустить следующие обзоры: Facebook, Вконтакте и Telegram и YouTube-канал.

comments powered by HyperComments