7 ноября 2018 года в Галерее Классической Фотографии с широким размахом была открыта выставка перспективного французского фотографа Алекса Перрэ «Перекрестки миров». В эксклюзивном интервью Photar.ru Алекс рассказал о своей технике съемки двойных сюжетов в одном кадре, камерах, путешествиях и о том, насколько сложно фотографировать в московском метро.

© Оксана Добровольская

Сколько лет вы занимаетесь фотографией?

— Все началось с того, что я уехал из Парижа в Аргентину, где впервые начал смотреть на мир через объектив фотоаппарата. Это случилось в 2004 году.

На фото: Алекс Перрэ. © Оксана Добровольская

Какой был ваш первый фотоаппарат?

— Пленочный Canon. Перед тем как покинуть Париж, я пошел с ним к фотографу, который преподавал курсы, положил перед ним фотоаппарат и сказал, что не понимаю, что такое диафрагма, выдержка и прочее. В итоге я получил ускоренный курс фотографии за 10 дней до отъезда в Аргентину. В дальнейшем я практиковался на улице и постоянно снимал.

Реклама
© Алекс Перрэ

В СМИ вас называют восходящей звездой фотографии в том числе и потому, что вы путешествуете по всему миру в поисках кадра. В каких странах вы побывали?

— Я жил в деревне на чилийско-боливийской границе в Аргентине 6 лет. Был в Иерусалиме, в Колумбии, в Грузии, в Индии.  Во многие из этих стран я возвращался чтобы поймать нужные снимки. Например, в Индию я вернулся для съемок праздника цветов, когда весь город и жители бросают друг в друга краски. Это потрясающая атмосфера. Там же я закончил проект, который называется «Железнодорожный путь» — серия снимков из вагона поезда. Эти работы вошли в экспозицию сегодняшней выставки.

© Алекс Перрэ
© Алекс Перрэ

Вы снимали в России?

— Да, я снимал в Москве, в московском метро. Недавно заезжал в Коломну.
Я месяц пробуду в Москве, потом отправлюсь в Грузию. Но я открыт для любых предложений – если вы предложите мне сделать выставку в Сибири, я соглашусь без раздумий.

© Алекс Перрэ

Большинство фотографий, которые вы представили на выставке «Перекрестки миров» в Галерее классической фотографии, содержат «двойной сюжет». Как вы пришли к этой технике?

— Это была случайность чистой воды. В декабре 2016 года я работал с художниками, которые рисовали на моих фотографиях. Мы сделали большую инсталляцию, которая длилась 4 месяца. В ней принимали участие 35 художников. Это было в Париже. Я отвечал за создание книги по итогам этой экспозиции. Первая моя работа, которая начала серию фотографий с двойным сюжетом, которая называется «Дуальность», запечатлела сразу двух художников той выставки за их работой. Они были разделены дверью. Я не хотел, чтобы они позировали, я хотел сделать документальный снимок – и когда я попытался композиционно выстроить этот кадр, сделал его и увидел финальный результат, я был восхищен. На одной фотографии уместилось то, что обычно умещается на двух – каждому сюжету соответствовала своя цветовая гамма, свои действующие лица, своя история. С этой фотографии все и началось.

© Алекс Перрэ

Я захотел повторить этот эффект. Казалось бы, чего сложного, найти предмет, который образует вертикальную или горизонтальную линию и сделать кадр, но задумка была именно в сопоставлении двух разных сюжетов. Постепенно я начал находить эти сюжеты и таким образом появилась эта серия фотографий.

Какой снимок был для вас наиболее сложен?

— Для создания подобного эффекта я использую широкоугольный объектив 17 мм и не отхожу очень далеко от объекта. Два дня назад мы были в московском метро, я открыл форточку, высунулся и начал снимать.  Половина фотографии — вагон поезда, а половина — люди на станции. И это действительно была очень сложная фотография, поскольку окна в вагонах очень маленькие, а на сидениях сидели люди. Мне нужно было высунуться, поймать людей в вагоне, поймать сюжет на станции – это было технически очень непросто. На все это очень мало времени, поскольку поезд на долго не задерживается на станции.

Какую эмоцию вам наиболее сложно передать через кадр?

— Грусть. Во-первых, потому, что мне не очень нравится эта эмоция. Я решил, что хочу работать с позитивной фотографией. Мне хочется показать красоту улицы, людей, а не негативные стороны жизни. Это не зависит от городов, стран. Мне всегда хочется показать позитив, где бы я не находился.

Даже если я нахожусь в гетто или на окраине города, всегда стараюсь показать не разрушение, а радость и позитив. Что касается постановочной фотографии, мода, фэшн и так далее – это не мои жанры. Они меня не вдохновляют.

© Алекс Перрэ

Сколько кадров в день вы делаете?

— Когда я жил в Аргентине, я знал одного уличного фотографа, который мог потратить две пленки на то, чтобы сделать один правильный кадр. Я снимаю похожим образом, потому что сейчас благодаря цифровым зеркальным камерам, и отсутствию пленки, мы имеем возможность делать сколько угодно попыток поймать кадр. А потом из сотни снимков выбрать один удачный.

Когда я два дня назад снимал в московском метро, я сделал около 150 кадров. С опытом у меня началась обратная тенденция – я стараюсь снимать меньше, как если бы я использовал пленку и пытаюсь попадать каждым кадром. Это дает возможность больше концентрироваться и не расслабляться.

© Алекс Перрэ

Вы снимаете на Nikon D750?

— Я начинал с Canon, сейчас действительно снимаю на Nikon, но на самом деле нет никакой разницы. Куда важнее привыкнуть к фотоаппарату, чтобы он стал продолжением твоей руки.

Я купил эту зеркалку после того как у меня украли фотоаппарат в Колумбии. 750-й мне приглянулся наклонным экраном. С ним я смог делать ракурсы, которые раньше не мог реализовать. Это маленькое нововведение компании Nikon открыло мне целый мир новых идей и новых фотографий.

На фото: Алекс Перрэ. © Оксана Добровольская

Но самом деле, неважно на что ты снимаешь. Самая большая разница чувствуется если сравнивать цифровую съемку со съемкой на пленку. Ведь когда имеешь дело с пленкой, нужно работать в проявочной комнате – правда техника проявки фотографии меня интересует гораздо меньше чем сам процесс съемки, поэтому цифровые зеркалки мне в этом отношении кажутся более интересными.

На самом деле, новые камеры позволяют делать кадры, которые были недоступны пленочным фотоаппаратам. Например, фотографам стал доступен спортивный режим на выдержке 1/8 секунды, чего невозможно достичь, снимая на пленку.

Вы применяете в своей работе Photoshop?

— По минимуму. Несколько лет назад в Аргентине был фотограф, которому я показывал свои работы чтобы он меня критиковал. Он был один из лучших фотографов в Буэнос-Айресе по проявке пленочной фотографии. Я показал ему фотографии и попросил критики. Он сказал, что они просто супер. Про одну фотографию он сказал, что она прекрасна, но можно было бы сделать еще лучше за счет глубокой цветокоррекции. Но он добавил, что у меня нет права вмешиваться в уже сделанный кадр – нужно работать в тот момент, когда ты снимаешь, а не на постпродакшене. У зрителя не должно быть ощущения, что фотографию слишком много обрабатывали.

Тем не менее, обработка важна, потому что в некоторых локациях ты можешь сделать фотографию только на выдержке 1/10 или 1/15, при этом света будет недостаточно, но ты знаешь, что сможешь на этапе обработки компенсировать этот недостаток. Но это не та обработка, во время которой ты вмешиваешься в композицию кадра. Я никогда не добавляю объекты на снимки, очень редко что-то удаляю.

© Алекс Перрэ

Однажды я делал понорамическую фотографию, которую технически невозможно было сделать одним кадром, и я склеил в Photoshop два кадра. В углу этого снимка был кусочек машины, который я удалил.

Что вы можете порекомендовать начинающим фотографам, которые еще находятся в поиске своего жанра?

— Я полностью на 100% самоучка. Когда я начал фотографировать, сразу же стал показывать свои работы другим фотографам, для того чтобы меня критиковали. При этом, показывая снимки другим фотографам, я категорически не хотел смотреть их фотографии – для того чтобы невольно ими не вдохновиться. Я хотел прийти к своим снимкам с нуля, не опираясь на чужие успехи.

Когда я однажды вернулся в Париж из очередной поездки в Аргентину, я увидел французского фотографа, который работал в близкой мне манере. Тогда я попросил маму, чтобы она купила мне его альбом. Я открыл этот альбом, посмотрел две-три страницы и сразу же закрыл чтобы не вдохновляться его работами.

Для меня фотография – это не постановочный жанр, в моем понимании, фотография – это то, как ты живешь. Фотография стала продолжением моего образа жизни. Я любил путешествовать, открывать новые места, а потом стал еще и фотографировать. Но если ты любишь, например, заниматься спортом и фотографируешь, интегрируй фотографию в спорт, потому что ты сможешь показать происходящее с лучшего ракурса и в этом не будет фальши.

На фото: Алекс Перрэ. © Оксана Добровольская

Пусть фотография для тех, кто только начинает снимать, станет продолжением жизни. Вот мой совет. И конечно же нужно очень много снимать. Постоянно практиковаться. Фотоаппарат всегда должен быть с вами.

Выставка Алекса Перрэ «Перекрестки миров» в Галерее Классической Фотографии продлится до 13 января 2019 года. Подробности можете узнать на сайте выставки www.perekrestkimirov.ru