Великие имена. Пять знаменитых имен в уличной фотографии

фото: Анри Картье-Брессон

Кто-то скажет, что уличная фотография умерла, другой наоборот, что обрела новую жизнь с появлением смартфонов и компактных камер. Но сегодня не об этом. Этой статьей мы хотели бы познакомить вас с «Великими именами» чьи работы сегодня можно считать классикой в истории стрит фотографии. Возможно, благодаря этим именам, в вас заиграет искра и вы достанете свою запылившуюся камеру и выйдите на улицу.

Многие из представленных работ ниже, опередили время на несколько веков вперед. Читайте статью до конца, и вы поймете почему это суждение верно.

Уличная фотография (street фото) немного истории

Уже многие годы идут споры о том, как и когда зародился этот жанр в фотографии, достоверно только то, что данный жанр уже был замечен на старинных фотографиях XIX века. Но, в те давние времена, фотографы процессе съемки использовали большие и очень громоздкие камеры. И уличная фотография еще не была столь «интимной», как она выглядит сейчас. Ведь прохожие естественно, замечали «вас», часто кадр превращался из случайного в постановочный. Из-за этих громоздких камер терялся весь шарм такой фотографии. Именно поэтому в современном мире, эти работы в стилевом направлении стали относить к документальной или пикторальной (художественной) фотосъемке.

Реклама

Еще одним существенным минусом уличной фотографии того времени было то, что камеры снимали только на долгой выдержке. Именно из-за этого у фотографов стоял выбор — создать снимок с размазанными фигурами людей – «призраками», либо поймать момент, когда улица будет пуста и безлюдна. И чаще всего предпочтение отдавалось второму варианту.

Только к XX веку технологии значительно шагнула вперед, а вместе с ними и изменились фотоаппараты и сам подход к процессу фотографирования. Самый бум уличной фотографии зародился, как только камеры стали помещаться в карман, стала возможна незаметная фотосъемка, «от бедра». Такие снимки уже были не постановочными и как следствие, более живыми. В этот период фотографы также разделились на два лагеря. Одни старались быть незаметными и снимали скрытно, другие же — подходили вплотную к человеку и старались поймать неожиданную эмоцию. Что в свою очередь порождало множество интересных особенных фотографий, со своей атмосферой.

Анри Картье-Брессон, 1908-2004 — его называют «отец черно-белой уличной фотографии»

автопортрет: Анри Картье-Брессон

По праву основателем жанра стрит-фотографии принято считать француза Анри Картье-Брессона. Фотограф был из семьи предпринимателей, а благодаря своему влиятельному дяди, Брессон получил художественное образование, что в свою очередь и отразилось в его работах.

фото: Анри Картье-Брессон
Paris, circa 1955

Анри Картье-Брессон считал, что для уличной фотографии просто необходимость оставаться незаметным для окружающих. Кроме того, именно он ввел термин «решающий момент», который после использовали многие его последователи.

фото: Анри Картье-Брессон
Soldiers In Front Of Saint Isaacs Cathedral, Leningrad, Russia, 1973

Вот что сам фотограф говорил по этому поводу: «Все манипуляции с камерой, диафрагмой, выдержкой и другие настройки. должны осуществляться на уровне рефлекса, как переключение скоростей в автомобиле.»

фото: Анри Картье-Брессон
Transatlantic arriving in the harbor, New York City, 1959

Великий фотограф оставил множество интереснейших работ после себя. Но мало кто знает, что он снимал не только простых людей, но и весьма известных личностей, таких как — Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мэрилин Монро, Уильям Фолкнер.

Робер Дуано, 1912-1994 — его называют современным Брессоном

автопортрет: Робер Дуано

По-настоящему современным уличным фотографом и поистине продолжителем дела Брессона был еще один француз — Робер Дуано. В фотографию Дуано серьезно и надолго пришел 1934 году, работая для модного журнала. А спустя пять лет уволившись из издания, начал снимать для себя, пытаясь попутно что-то заработать абсолютно в другой сфере.

On the Rhine, Germany, 1956

В 1949 году Робер Дуано снова попадает в глянец, его приглашают на работу в журнал Vogue. А уже спустя год француз делает свою самую знаменитую фотографию — целующуюся пару на фоне улиц Парижа. Немного позже, этот снимок будет опубликован в известнейшем издательстве Life, а потом будет судебное разбирательство, а все потому, что снимок нарушал законы Франции тех времен.

Madrid, 1953

Дуано снимал во многих жанрах, он не был приверженцем только одной стилистики, в его коллекции есть снимки, которые приравнивались к сюрреалистическому движению, а также снимки, которые относят — к авангарду.

Helping a woman over a puddle, 1960

Вот что говорил об уличной фотографии Робер Дуано: «Нет такого режиссера, который мог бы устроить сценки, равные тем, что подбрасывает нам улица.»

Le Baiser de L’Opera Photo Robert Doisneau, Paris 1950

В 1936 году стала получать популярность цветная фотопленка. Это открыло новые горизонты как для жанра уличной фотографии, так и для фото в целом. Однако, цветная фотография также разделила фотографов на два фронта. Долгое время пленка не использовалась из-за ее высокой цены, а также некоторые считали, что делать цветные фотографии — моветон, что такие фото только для глянцевых журналов и в них нет жизни.

Сол Лейтер, 1923-2013 — первый из известных, кто начал снимать стрит в цвете

автопортрет: Сол Лейтер

Считается, что первым уличным-фотографом, начавшим делать цветные фотографии, был Сол Лейтер, конечно – это мало вероятно, просто он был одним из первых известных фотографов который начал это делать. Однако, как и бывает часто с гениями, мир увидел его работы только когда Лейтеру исполнилось 77 лет. Как потом говорил художник, лишь острая финансовая нужда, по его словам, заставила показать свои снимки. Представьте, если бы не – это, мы бы никогда не узнали о Сол Лейтер.

Вот что он сам говорил о своих работах: «Я не пытаюсь передать никакой философии в своих работах, потому что я не философ. Я фотограф. Это всё.»

Фотохудожник очень часто использовал уникальный прием в своих работах, Сол Лейтер использовал гуашь, нанося краску на пленку и на готовые снимки.

Алекс Уэбб (р. 1952) — стрит-фотография по-новому

автопортрет: Алекс Уэбб

Еще одним мастером уличной фотографии в цвете, поистине можно назвать — Алекса Уэбба. Этот человек Фотограф с большой буквы, со своим неповторимым стилем и видением. Он смог разделить уличную фотографию на планы. Благодаря наличию переднего, среднего и дальнего планов в его работах, у зрителя возникает чувство присутствия непосредственно там, где был сделан фотоснимок.

Dance Hall, Lake Ontario, 2013

Кроме того, Алекс Уэбб является обладателем множества наград, а еще он автор пяти книг. Большое количество его работ были напечатаны в крупных американских изданиях.

Kampala, Uganda, 1980

В 1979 году Алекс Уэбб вступил штатным фотографом в агентство «Магнум», основателем которого стал Анри Картье-Брессон.

Kinshasha. , 1982

Изначально фотограф снимал на черно-белую пленку, но в определенный момент, как сказал он сам: «Я достиг «тупика» в этом направлении…». И с конца 70-х годов Алекс Уэбб полностью перешел на цветную пленку.

Nuevo Laredo, Mexico, 1996

«Когда я начал снимать уличную фотографию, я снимал как Брессон — я искал решающего момента, ждал, и сочетал интересные предметы и фоны. Но, через некоторое время я уперся в глухую стену. Мне стало неинтересно работать таким образом. Тогда я случайно нашел материал о работе Брюса Гилдена, тоже снимающего уличную фотографию, и был очарован им.»

Стивен Шор (р. 1947) — уличный фотограф, снимающий обыденную жизнь Америки в цвете

автопортрет: Стивен Шор

Стивен Шор — это еще один культовый фотохудожник в жанре уличной-фотографии. Он стал одним из немногих, чьи работы были признаны еще при жизни фотографа. А его многочисленные снимки были представлены во многих известных галереях мира, в том числе в Музее Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).

Уже в 11 лет молодой Стивен Шор принял решение посвятить себя этому ремеслу. В выборе рода деятельности большое влияние оказал на мальчика его дядя, подарив ему набор для печати фотографий. Спустя всего три года несколько работ Стивена Шора купил Эдвард Стейхейн, глава отделения фотографии в музее современного искусства (МОМА). А в 23 Стивен смог организовать свою личную выставку в этой организации.

По праву самой известной работой Шора можно считать его серию фотокарточек повседневной жизни Америки. Фотограф, путешествуя с другом на машине, снимал все, что попадала в его объектив, от еды до городских улиц.

Надеюсь, этой статьей и примерами работ великих авторов – вы также вдохновитесь на создание своих шедевров.

[Великие имена]

Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube