Stefano Lista: Уличная фотография как средство самовыражения

фото: Stefano Lista

Стефано Листа (Stefano Lista) — бывший экономист и ныне итальянский уличный и документальный фотограф. В возрасте 36 лет решил бросить работу и полностью посвятить себя фотографии. Сегодня он профессионально занимается фотографией и преподавательской деятельностью.

фото: Stefano Lista

Он начинал изучать фотографию с ее истории и величайших авторов, а сейчас он пишет свои истории посредством фотографии подымая такие темы, как гуманизм в фотографии, социальная и расовая несправедливость, религия и т.д.  Его фотографии выставлялись в Токио, Брюсселе, Сан-Франциско, Париже, Риме, Лондоне, Барселоне, Гамбурге, Триесте и других крупных городах по всему миру.

фото: Stefano Lista

Привет, Стефано, спасибо, что присоединился к нам сегодня! Прежде всего, не мог бы ты представиться нашим читателям?

Я итальянец средних лет, муж и отец двоих замечательных детей. Я изучал экономику, но в 36 лет решил бросить работу и полностью посвятить себя фотографии. Я начал изучать фотографию, начиная с ее истории, ее языка и ее величайших авторов. Сегодня я фотограф-документалист и преподаватель.

Реклама
фото: Stefano Lista

Расскажите, пожалуйста, о своих детских воспоминаниях об искусстве?

Как и многие мои сверстники, мой отец был фотографом энтузиастом, и фотография стала моим первым контактом с искусством. Я отчетливо помню его макрофотографии богомола и его «фотографические фокусы» с двойной экспозицией. Я начал свои первые эксперименты в возрасте 10 лет, фотографируя отлитые под давлением модели автомобилей в саду моего соседа. Раньше я дышал на переднюю линзу, чтобы затемнить ее и имитировать туман. Все было невероятно увлекательно. К сожалению, с годами я потерял и фотоаппарат, которым пользовался, и фотографии, которые делал. Я не знаю, чтобы я сделал, чтобы вернуть их.

фото: Stefano Lista

Когда вы начали снимать и как возникла эта любовь к фотографии?

В возрасте 35 лет я решил купить себе дорогую камеру, дорогую на тот момент времени. Это был фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II. Я использовал эту камеру для всех своих проектов. Я сделал несколько фотографий на свадьбах своих друзей, и многие из них решили включить мои фотографии в свои свадебные альбомы, наряду с фотографиями главного фотографа.

фото: Stefano Lista

В те дни друзья попросили меня организовать для них курсы фотографии. Мы беззаботно проводили минуты между диафрагмами, затворами и правилами композиции. В конце курса мои друзья предложили мне повторить его для других их заинтересованных друзей. Итак, сарафанным радио, я провел второй курс. А потом третий… Итак, за последние 10 лет я преподал более 60 курсов, в среднем по 24 студента на курс.

фото: Stefano Lista

Летом, когда занятия в школе приостанавливаются, я люблю откровенно фотографировать избранные свадьбы. Самыми репрезентативными фотографиями стал фотопроект «До самой смерти», распространяемый в редакционных целях фотоагентством «Параллелозеро».

фото: Stefano Lista

Что делает уличную фотографию такой особенной для вас?

У меня сложные отношения с этим жанром от любви до ненависти. Мне нравится он как творческий процесс. Я люблю бродить по улицам, слушать и следить за всем вокруг. Что мне не нравится, так это стандартизация жанра на международной арене и отсутствие интересных фотопроектов.

фото: Stefano Lista

Я имею в виду, что результат многолетних конкурсов и фестивалей принимает форму единичных шуточных фотографий, которые, по моему скромному мнению, довольно скучны и не вдохновляют.

фото: Stefano Lista

Поэтому я могу сказать, что особенная уличная фотография для меня — это фотография, которая больше похожа на стихотворение, чем на шутку. И это обычно организовано в проекты.

фото: Stefano Lista

Стихотворение ускользает от правил. Поэзия есть преступление разума. Ему нужно время, чтобы его поняли. Также и с уличной фотографией. Шутливая стрит фотография вызывает исключительно улыбку. Она основана на очевидной и кричащей «простоте». Это не вовлекает, не заставляет рассуждать зрителя.

фото: Stefano Lista

Я думаю, что великие уличные фотографы прошлого определенно были поэтами. Я думаю, нужно четко сказать: между работами Роберта Франка (или Мартина Парра) и большинства современных уличных фотографов огромная разница.

В последние годы я пытался дорожить тем, чему научился, и разработал несколько важных для меня фотопроектов. Особенно мне нравятся два: «На борту» и «Только после того, как ты сможешь умереть».

фото: Stefano Lista

Вы также учитель фотографии, чему вы учите?

С годами мои базовые курсы фотографии стали школой. Сегодня я возглавляю Meshroom Photo, одну из крупнейших школ фотографии в центральной Италии. Я начал сотрудничество с самыми известными итальянскими и международными фотографами.

фото: Stefano Lista

Сегодня, помимо базовых курсов, я провожу курсы «Чтение изображений», «Эволюция фотографического языка», «История фотографии», курсы по Lightroom и «Магистр фотографии», который длится целый год. Первые пять выпусков назывались «Мастер уличной фотографии», но два года назад я решил просто переименовать его в «Мастер фотографии» и привлечь фотографов, которые могут преподавать такие жанры фотографии, как пейзаж, документальный фильм, портрет и автопортрет. Я твердо верю в загрязнение фотографических жанров. И я твердо верю, что пришло время задуматься о том, что будет дальше, о том, что я зову «пост-стрит-фотография».

фото: Stefano Lista

Каковы ваши 5 советов для начинающих фотографов?

Какой хороший вопрос! Это заставляет меня сделать выбор. Для начала поймите: вы не можете сохранить все снятые кадры. Сказать «фотографировать» — все равно что сказать «заниматься спортом». Но если вы хотите идентичности, вам придется сузить свое поле действия.

фото: Stefano Lista

Преображение: реальность неинтересна другим. Важно преобразовывать реальность своими глазами, своим видением. Это одна из самых сложных вещей для изучения. Это займет время. Изучайте культуру: не только и не столько фотографию, но и, и прежде всего хорошее искусство, хорошую литературу, авторское кино, хорошую музыку.

фото: Stefano Lista

Забудьте об оборудовании: это величайшая иллюзия, которая уводит вас от хорошего результата. Наслаждайтесь процессом: фотография имеет смысл в той мере, в какой вам это нравится. Уберите границы: не спрашивайте себя, что «стрит», а что «не стрит фотография». Ни один великий фотограф не сделал этого, почему вы должны это делать?

фото: Stefano Lista

Что для вас хорошая фотография?

Я использую слова Ирвинга Пенна: «Хорошая фотография — это фотография, которая передает факт, трогает сердце и оставляет зрителя другим человеком после того, как он ее увидел».

фото: Stefano Lista

Не могли бы вы поделиться одной или двумя фотографиями из вашего портфолио и историей, стоящей за ними?

Когда я начал заниматься уличной фотографией, я был одержим спонтанностью фотографий. Поэтому, если кто-то просил меня сделать портрет, я делал это неохотно, потому что был убежден, что это не будет хорошей уличной фотографией. Эти девушки несколько лет назад попросили меня сделать портрет и вот так позировали перед моей камерой. Глядя на фото, я понял, сколько в нем ритуалов, мифов и чаяний подросткового возраста. Это сработало. Добавить было нечего. И так я понял, насколько смехотворным было мое предубеждение, граница, которую я напрасно провел вокруг термина «стрит-фотография».

фото: Stefano Lista

Что вы делаете, чтобы сохранить мотивацию и не потерять страсть к фотографии?

Два года назад я бы ответил, что лучший способ сохранить мотивацию — это реализовать фотопроект. Сегодня, после опыта с Covid-19, я бы сказал, что одно из лучших предложений, которое я могу дать, — максимально использовать возможности своего смартфона.

фото: Stefano Lista

Многие недооценивают потенциал этого инструмента. Фотография, как учат нас работы величайших фотографов, почти никогда не является вопросом «качества изображения». И, честно говоря, качество изображения некоторых смартфонов действительно близко к качеству профессиональных камер.

фото: Stefano Lista

Выбор использования смартфона в творческом процессе заставляет нас сосредоточиться на результате. Таким образом у вас никогда не будет оправдания «у меня не было с собой камеры». Смартфон всегда в наших карманах, и в любой момент приятно сказать «добро пожаловать» фотографии.

фото: Stefano Lista

Я считаю, что эта возможность тренирует наше зрение. Думаю, было бы здорово, если бы фестивали и фотоконкурсы перестали создавать отдельные категории для фотографий, сделанных на смартфоны. Фотография одна и только одна, независимо от того, какой инструмент используется для ее сохранения.

фото: Stefano Lista

Кто из фотографов вас вдохновил?

Их будет много, я назову лишь некоторые. Первая очевидна: Роберт Франк с «американцами» стал переломным моментом, вехой. Мартин Парр научил меня одержимости определенной темой (глобализация, разнузданное потребление, китч… но не только) и снисходительному, но болезненному взгляду на человечество. Я люблю пионеров цветной фотографии, от Уильяма Эгглстона до Стивена Шора. Им не нужно было абсурдных сопоставлений или сопоставлений, чтобы описать эпоху, полную перемен. Они сделали обыденное — предметом исследования. Я люблю поэтов, тех, чья чуткость проявляется в их фотографиях. Один из них прежде всего: Марко Пезарези. Я люблю таких фотографов, как Пол Грэм, которые умеют думать о сложностях и противоречиях. Я люблю фотографов с пейзажным уклоном, таких как Джоэл Штернфельд или Александр Гронски. Люблю фотографов тишины пригородов, таких как Луиджи Гирри и Гвидо Гуиди и я люблю иронию (не имеющую ничего общего с шутками) Мартина Коллара, Карла Де Кейзера или Йонаса Бендиксена.

фото: Stefano Lista

Какие камеры и объективы вы используете большую часть времени?

Для заказных работ использую «дешевые» беззеркальные камеры Fujifilm с яркими широкоугольными объективами 16мм f/1.4 и 23мм f/1.4. Для личных фотографий и проектов я использую свой смартфон Google Pixel и Fujifilm XF10.

фото: Stefano Lista

Что вы считаете своим самым большим достижением?

Я не люблю отмечать дни рождения, юбилеи, вехи, награды, достижения. Поэтому мне очень сложно ответить на этот вопрос. Я могу только сказать, что все мои успехи — это результат того, что я принял вызов, брошенный дорогим другом или родственником. Задача, которая часто казалась шуткой или чем-то невыполнимым. Я считаю, что у каждого из нас есть призвание, но мы можем открыть его, только если внимательно прислушаемся к тому, что нам шепчет жизнь.

фото: Stefano Lista

Помимо фотографии, расскажите о своих увлечениях и интересах?

Я очень люблю программировать. Я считаю это творческим актом, как и фотография. Поскольку ограничения Covid-19 дали мне много свободного времени в последние месяцы, я разработал программное обеспечение для управления услугами фотографов, которое я выпущу на рынок в следующем году. Я очень увлечен технологиями и цифровым стилем жизни. Я люблю кино, сюрреалистическую литературу, прогрессивный рок и музыку «Indietronica».

фото: Stefano Lista

Какие-нибудь заключительные мысли для наших читателей?

Спасибо вам и вашим наводящим на размышления вопросам. Моя последняя мысль такова: мы все можем выбирать, копировать ли то, что сделали другие, или изобретать новый путь. Социальные сети подталкивают нас к первому выбору. По моему опыту, поверьте мне, второй вариант — это тот, что принесет вам наибольшее удовлетворение в долгосрочной перспективе. Давайте наслаждаться фотографией как актом освобождения, а не соревнованием!

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Сайт: stefanolista.com

Следите за новостями в наших социальных сетях

ВконтактеДзен, Telegram и YouTube