Рагнар Аксельссон: Черно-белая жизнь в тающей Арктике

Фото: Ragnar Axelsson

Более 40 лет Рагнар Аксельссон (Ragnar Axelsson), фотографирует людей, животных и пейзажи в самых отдалённых регионах Арктики, включая Исландию, Сибирь и Гренландию. В своих суровых черно-белых снимках он фиксирует элементы человеческого восприятия природы на краю мира, показывая необычные взаимоотношения между жителями Арктики и экстремальной окружающей средой. Взаимоотношения, которые сейчас претерпевают глубокие и сложные изменения в результате беспрецедентных климатических изменений.

Фото: Ragnar Axelsson

Рагнар работал фотожурналистом в Моргунбладире (1976-2020), а также выполнял внештатные задания в Латвии, Литве, Мозамбике, Южной Африке, Китае и Украине. Его фотографии были опубликованы в журналах LIFE, Newsweek, Stern, GEO, National Geographic, Time и Polka и принимали участие в многочисленных выставках.

Рагнар опубликовал восемь книг в различных международных изданиях. Его последняя книга «Герои Арктики» вышла в 2020 году, а ранее были выпущены книги «Йёкулл (ледник)» — в 2018 году, с предисловием Олафура Элиассона и книга Andlit Nordursins (Лицо Севера) была опубликована в 2016 году с предисловием Мэри Эллен Марк, которая получила Исландскую литературную премию 2016 года в области нехудожественной литературы.

Фото: Ragnar Axelsson

Среди других наград автора представленных фотографий — многочисленные награды в области фотожурналистики, премия Leica Oskar Barnack (почётное упоминание), главный приз Photo de Mer №1, и высшая награда Исландии — Рыцарский крест ордена Сокола.

Реклама

В настоящее время Рагнар работает над трёхлетним проектом, документирующим жизнь людей во всех восьми регионах Арктики. В этот переломный момент, когда изменение климата необратимо разрушает физические и традиционные реалии местных жителей, Рагнар становится свидетелем непосредственной и прямой угрозы, которую глобальное потепление представляет для выживания этих людей.

Фото: Ragnar Axelsson

Суровые черно-белые снимки Аксельссона документируют сложную жизнь людей и их ездовых собак в различных регионах Арктики в её экстремальных условиях.

В последнее время беспрецедентное изменение климата сделало этот регион ещё более неблагоприятным для людей и дикой природы, а чрезмерное потребление углерода вдали от их крошечных деревень — это то, что местные жители никак не могут контролировать. Это заставило Аксельссона ещё больше озаботиться тем, чтобы задокументировать происходящие изменения.

Фото: Ragnar Axelsson

Плёночная механическая фототехника — хотя и довольно раритетная, нтолько она без проблем выдерживает суровый климат местной зимы.

«Первые годы моей карьеры фотографом я снимал на плёнку, и я до сих пор использую плёночные камеры наряду с цифровыми», — говорит Рагнар Аксельссон или как его называют друзья — Ракс.

«Сегодня я чаще пользуюсь цифровыми камерами, так как они позволяют создавать фотографии высокого качества, хотя и не могут работать также долго, как аналоговые камеры».

«Я люблю фотографировать на плёночные камеры, и иногда я меня их в момент работы, особенно когда на холоде разряжаются аккумуляторные батареи».

Фото: Ragnar Axelsson

Изменения в подходе к работе в холодном климате неизбежны.

«Что изменилось в моей фотографии, так это осознание того, насколько важно документировать жизнь в арктических странах. Фотография может существенно повлиять на людей, она открывает им глаза раньше и будет продолжать делать это в будущем».

Аксельссону (р. 1958) нравится фотографировать в черно-белом формате, поскольку он вырос в доме, где была своя фотолаборатория с темной комнатой. Существует особый момент, когда фотография оживает в ней, хотя по-настоящему волшебный момент — это когда затвор навсегда запечатлевает мгновение жизни. Черно-белая фотография, по мнению талантливого фотографа, оставляет что-то для работы вашего воображения.

Фото: Ragnar Axelsson

В настоящее время фотограф снимает на монохромную камеру Leica M10 и уже несколько лет использует монохромные камеры Leica такие, как Leica SL (Typ 601) с объективами от 21 мм до 90 мм. Он практически никогда не использует длиннофокусные объективы.

«Было сложно фотографировать в Латвии и Литве, когда я там был в те неспокойные времена», — вспоминает журналист, опубликовавший восемь фотокниг в различных международных изданиях. «Это было в условиях, когда существовала вероятность быть застреленным. Арктика — это противоборство с экстремальным холодом, и единственная битва — это противостоять этому холоду и быть внимательным. Природа может быть безжалостной.

Фото: Ragnar Axelsson

«Я решил фотографировать Арктику после того, как побывал в Африке. Рассматривая отснятый материал, я подумал: «О, все фотографы на планете которые приезжают в Африку, делают такие же снимки, как и я. Мне нужно отправиться в другое место. Что я и начал делать почти 40 лет назад, после чего уже начинаешь любить арктические земли и холод».

Фото: Ragnar Axelsson

Жизнь в Арктике становится ещё сложнее для местных.

«В ближайшие годы жизнь в Арктике станет самой серьёзной темой на планете. Это нужно показать всему миру, и я надеюсь открыть людям глаза на радикальные изменения, влияющие на всё вокруг на нашей планеты».

«Многие великие фотографы вдохновляли меня на протяжении многих лет», — говорит Аксельссон. «В. Юджин Смит — один из них, Генри Картье-Брессон, Дон Маккаллин, Мэри Эллен Марк и многие другие. Все они сделали великие открытия, которые помогли людям взглянуть на жизнь на нашей планете под другим ракурсом. Сейчас это необходимо делать как никогда».

Фото: Ragnar Axelsson

В некоторых городах местные жители заменили шкуры животных на одежду из горного текстиля, а снегоходы — на собачьи упряжки, винтовки — на традиционные гарпуны.

«Местным так проще», — говорит заядлый фотоисследователь. «В некоторых деревнях Гренландии, например, в Туле (старое название Каанаак).

Фото: Ragnar Axelsson

Почему некоторые местные жители до сих пор предпочитают ездовых собак снегоходам?

«Собачья упряжка никогда не подводит», — объясняет Аксельссон. «Снегоходы могут ехать быстро и преодолевать большое расстояние за короткое время. Если произойдёт что-то вроде механической поломки, то придётся долго идти обратно в безопасное место в очень холодных условиях. Собаки никогда не подводят, и если они уже однажды прошли маршрут, то знают дорогу домой даже при самой плохой видимости и погоде».

Фото: Ragnar Axelsson

Недавно Аксельссон выпустил фотокнигу «Герои Арктики: Дань уважения ездовым собакам Гренландии — праздник лучшего друга местных жителей». Это время, когда тающий ледяной покров разрушает более чем 8000-летний (именно столько лет, как считается, существуют ездовые собаки) традиционный образ жизни инуитов, коренных народов, населяющих замерзающие регионы Гренландии, Канады и Аляски.

«Настоящие герой Арктики, на мой взгляд, — это охотники, собаки и местные люди, живущие за полярным кругом. Их жизнь меняется из-за таяния морского льда. Книга, которую мы выпустили, — это дань уважения ездовой собаке, численность которой сокращается, а заодно и нашим охотникам. Десять лет назад тут было 30 000 собак, сейчас менее 11 000. Охотники и их собаки — это и есть настоящие арктические герои, которые сотни лет борются со стихией, чтобы выжить. Во всех 8 арктических регионах за полярным кругом живёт ещё больше арктических народов», — Рагнар Аксельссон.

Фото: Ragnar Axelsson

Управлять настройками камеры на таком холоде даже в перчатках всегда сложно, и прошлой зимой Аксельссон ненадолго решил их снять, чтобы сделать требуемые настройки фотокамеры. За это он была серьёзно наказан природой. За эту ошибку фотограф расплачивается до сих пор.

«Мой большой палец правой руки в порядке, однако он онемел, и мне приходится быть осторожным, когда температура ниже нуля», — говорит он. «Это немного болезненно изо дня в день, но я привык к этому. Он просто замёрз и стал черным прямо на морском льду в Туле, когда я фотографировал в очень холодную погоду и при сильном ветре. Это была моя ошибка, в азарте фотографирования охотника на морском льду, солнце ушло под воду, и наступила темнота. Возвращение домой в шторм далось мне с большим трудом».

Фото: Ragnar Axelsson

Полярные зимы тоскливы с круглосуточной темнотой. Только когда на небе танцует Аврора Бореалис, становится немного светлее, и Ракс начинает заниматься фотографией.

Существует трёхлетний проект по созданию книги обо всех 8 арктических странах, хотя COVID замедлил его реализацию, в марте фотограф, отправляется в Сибирь, где он и завершит все свои путешествия в ближайшие два года.

Фото: Ragnar Axelsson

Аксельссон с оптимизмом смотрит в будущее, но в то же время серьёзно обеспокоен возможными последствиями из-за глобального потепления.

«В арктических странах происходят значительные изменения, морской лёд уже не так безопасен, как раньше», — делится Аксельссон. «Охотничьи общины закрываются. Охотников становится все меньше и меньше, традиционная охота приходит в упадок».

«Молодое поколение не собирается становиться охотниками, в будущем они будут жить другой жизнью», — продолжает Аксельссон. «Тундра тает, и в ближайшие годы могут произойти радикальные изменения. Важно документировать жизнь на нашей планете здесь и сейчас, и в ближайшие годы все внимание будет приковано к Арктике. У людей, которые там живут, есть шанс выжить в гармонии с природой».

Ещё больше работ автора на сайте: rax.is

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube