Profoto Pro-11 — обзор топового генераторного света | #ProСвет

В новом выпуске рубрики #ProСвет мы поговорим о топовой новинке в индустрии импульсного студийного света, генераторе Profoto Pro-11. Что такое генераторный свет? Уверен, многие фотографы слышали о существовании подобных приборов и о том, что они сильно дороже обычных (даже самых дорогих) студийных моноблоков, но далеко не все понимают, в чём их особенность и в каких случаях без них никак не обойтись. Так что давайте разбираться!

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Характеристики генератора Profoto Pro-11

Генератор Profoto Pro-11, как нетрудно догадаться пришёл на смену модели Pro-10. Как и предыдущая модель, Pro-11 обладает мощностью 2400 Дж. Регулировка осуществляется в диапазоне 11 ступеней с точностью 0.1 ступени, что на практике даёт диапазон мощности от 2.4 до 2400 Дж. К генератору можно подключить две головы (вспышки) ProHead. Особенность подключения состоит в полностью асимметричном управлении и это означает, что вы можете управлять мощностью вспышек не только в диапазоне 1/2 к 1/2, 1/3 к 2/3 и 1/4 к 3/4, но в любом соотношении в пределах 2400 Дж на обе головы. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Существует две модели генераторных голов – ProHead Plus UV 250W и ProHead Plus UV 500W. Между собой они отличаются мощностью пилотного света — 250 Вт и 500 Вт соответственно. Мощность пилотного света может быть выставлена на постойном максимальном значении либо пропорционально импульсу. Головы поставляются со стандартным Zoom Reflector.

Как и другие студийные импульсные приборы Profoto, ProHead имеет возможность регулировки положения светоформирующей насадки по голове, для контроля распределения светового пятна. Для удобства на приборе предусмотрена шкала с цифрами от 1 до 10, а на Zoom Reflector есть небольшая памятка, указывающая угол пучка света относительно положения рефлектора.

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Однако, конструктив лампы ProHead отличается от других приборов Profoto, имеющих встроенный рефлектор. Лампа Perfect ARC способна выдержать интенсивную работу генератора с постоянной цветовой температурой и мощностью до 4800 Дж, что дает высокий запас надежности. Сама лампа прикрыта толстым стеклянным пайрекс-колпаком Frosted UV-coated, который защищает лапу. Вес ProHead 2,2 кг и размеры 10х26 см – довольно компактно для столь мощных приборов.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В комплекте поставки есть кабель длиной 4 метра, а в комплекте с генератором сетевой кабель 5 метров, в некоторых условиях съёмки этого может оказаться недостаточно. Для расширения возможностей расстановки света в продаже имеется удлинительный кабель 5 метров для ProHead.

Генератор Pro-11 является самым быстрым генератором в индустрии. Минимальная короткая длина импульса составляет 1/80 000 секунды, что позволит “заморозить” абсолютно любое движение. Скорость перезарядки составляет рекордные 0,7 секунды на максимальной мощности 2400 Дж и всего 0,02 секунды на минимальной. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

У генератора есть два режима работы Normal и Freeze, в которых разнятся скорости импульса и точность цветовой температуры. В режиме Normal фотограф получает 1/800 секунды на 2400 Дж и 1/12000 на 2.4 Дж при этом разница между мощностью вспышек не составит более +/- 1/20, а разница баланса белого на всём диапазоне не превысит +/- 100 Кельвинов. Что касается съёмки в серии, то тут точность ещё больше точность +/- 50 Кельвинов. В режиме Freeze скорость импульса уменьшается до 1/1000 секунды при 2400 Дж, а вот на минимальной мощности вы получите рекордные 1/80000 секунды! Однако при такой скорости импульса придётся пожертвовать точностью баланса белого. Его разброс может достигать 1500 Кельвинов от минимальной до максимальной мощности. Однако очень важно отметить, что в серии разница совсем небольшая и может достигать всего +/- 150 Кельвинов от импульса к импульсу.

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Одним из важных нововведений стала поддержка беспроводного соединения AirX. Ранее эта технология была доступна только в приборах Profoto B10/B10Plus/A10/C1/C1Plus и также эту поддержку получили недавно представленные аккумуляторные приборы B10X и B10X Plus. В предыдущих выпусках #ProСвет мы подробно рассказывали об этой возможности (ссылки в конце публикации). Технология Profoto AirX позволяет подключать смартфоны по Bluetooth и не только управлять параметрами проборов, но и даже снимать с использованием вспышек и камеры смартфона. Следует отметить, что синхронизация вспышек пока поддерживается не всеми смартфонами. На текущий момент это iPhone 7 или более поздние версии на базе iOS 14 и выше, а также смартфоны на базе Android OS 8 и выше – Samsung Galaxy модельных рядов S8, S9, S10, S20, S21, Note 9.

Для синхронизации вспышек и камеры смартфона используется фирменное приложение Profoto Camera. Более подробно о приложении Profoto Camera можно узнать в нашем отдельном обзоре

Также очень полезной возможностью выглядит управление параметрами вспышек при помощи смартфона. Для этого используется отдельное фирменное приложение Profoto Control. Доступны как стандартные регулировки мощности импульса и пилотного света, так и настройки параметров генератора. Работает всё очень быстро без задержек, приложение интуитивно понятное, а подключение происходит без каких-либо проблем – просто запустили приложение и генератор уже определён. Не требуется никаких сопряжение и других действий. Помимо прочего, через приложение можно легко обновить пошивку генератора. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

При первом включении генератор, на дисплее отобразится QR-код с предложением регистрации устройства через приложение. Этот процесс необязателен и его можно пропустить, однако пропускать придётся каждый раз при включении. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Для синхронизации с фотоаппаратами используя синхронизаторы Profoto Air, подойдут все модели от простого Air Sync до современного Profoto Connect. Существуют синхронизаторы c поддержкой TTL и SHH для камер Canon, Nikon, Sony, Fujifilm, Olympus и Panasonic.

Внешние особенности Profoto Pro-11

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Profoto Pro-11 получил более современный и минималистичный дизайн. Как заявляет производитель, это самый прочный корпус за всю историю Profoto.

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Расположение органов управления, дисплеев, разъёмов остались на прежнем месте. Кстати, дисплеи здесь обновили, они стали заметно ярче и чётче.

Вес корпуса и габариты также остались неизменным: 13,2 кг и 21/29/30 см (длина/ширина/высота). 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

На корпусе предусмотрены две рукоятки для комфортного перемещения. Также по периметру корпуса сверху и снизу есть своего рода бамперы, защищающие устройство от ударов и даже во время падения. 

Все разъёмы, дисплеи, ручки и кнопки расположены исключительно на верхней панели. В верхней части панели четыре разъёма – питание, два для подключения голов, USB для обновления прошивки и других сервисных задач, разъём синхроконтакта.

Разъёмы для подключения голов очень надёжные, крепление позволяет даже поднять генератор за силовой кабель, хотя этого и не сто́ит делать, все-таки для этого они не предназначены. Для того, чтобы вставить кабель головы, необходимо ориентироваться по белым меткам на генераторе и на штекере, после того как штекер вставлен в разъём необходимо провернуть фиксатор по часовой стрелке. Соединение герметичное и минимизирует попадание влаги, но это не означает, что генератор может работать под дождём или в помещении где возможно попадание влаги на устройство. 

Здесь же кнопка питания. Когда питание подаётся на генератор, кнопка светится. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Ниже информационная панель с отображением текущей мощности каждой из голов, а также дисплей с настройками. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Под дисплеем слева и справа большие ручки для управления мощностью вспышки и пилотного света. Радом с каждой ручкой кнопка включения/выключения пилотного света в виде пиктограммы солнце и кнопка включения/выключения вспышки в виде пиктограммы молния. Посередине под дисплеем колесо для перемещения по настройкам в меню, ниже – кнопка тест.  

Меню Profoto Pro-11

Как я уже писал выше, дисплеи у Pro-11 совершенное новые и вместе с этим было переработано меню. Оно также стало более современное и интуитивно понятное. Все основные параметры съёмки выведены на главный экран и позволяют быстро оценить текущее состояние настроек. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Когда пилотный свет включён, на соответствующем дисплее под значением мощности импульса появится пиктограмма в виде солнца. Если та или иная голова выключена, то это также визуально понятно отображается на дисплее. 

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Верхняя строчка центрального дисплея отображает текущий канал (один для двух голов, всего каналов 20) и группы для каждой из голов (их можно настроить по отдельности, всего 6 групп). Для изменения параметра достаточно повернуть центральную ручку под дисплеем, выбрав соответствующий пункт, нажать на ручку и указать необходимое значение, после опять нажать, тем самым подтвердив выбор. 

Вторая строчка – Mode (режим работы вспышки Normal и Freeze) и Cont Light (режим работы пилотного света: пропорционально мощности импульса и постоянный максимальный уровень)

Нижняя строчка – Speed, Bluetooth, Setting. Пункт Speed настраивает скорость перезарядки генератора для предотвращения перегорания предохранителя сети питания, к которой подключён генератор. При максимальном значении скорость перезарядки самая высокая, при этом рекомендуется подключение только одного генератора. При 50% к розетке уже можно подключить два генератора, а при 25% до четырёх. Важно отметить, если нет уверенности в мощности предохранителя, розеток и надёжности проводки помещения, в котором вы работаете, то лучше использовать значение 25%. То же самое относится и к работе на локации с использованием бензинового генератора.

В разделе Setting несколько пунктов:

  • Air — включение/выключение синхронизации 
  • Bluetooth — настройка работы беспроводного подключения для смартфонов (тот же пункт есть и на главном экране)
  • Ir Sync — синхронизация по световой ловушке 
  • Ready Signal — сигнал готовности генератора к следующему импульсу, здесь несколько вариантов: отключён, звуковой сигнал, диммирование пильного света, диммирование и звуковой сигнал 
  • Control Sounds — включение/выключение системных звуков
  • Signal Warning — Сигнал предупреждения вкл/выкл
  • Display Brightenss — подсветка дисплея, три уровня: максимальный, средний, низкий
  • Advanced — содержит несколько подпунктов:
    • Auto Off 
    • Auto On
    • About — прошивка, серийный номер и тд.
    • Regulatory info — стандартная нормативная информация
    • Factory Reset — если вы «намудрили» с настройками и хотите вернуться к заводским, этот пункт для вас

Практическая съёмка с Profoto Pro-11

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Мы решили протестировать возможности генератора Profoto Pro-11 в паре с топовой камерой Nikon Z9, подробный обзор по ссылке. Обусловлено это тем, что она позволяет снимать 20 кадров в секунду при максимальном разрешении 45 мегапикселей в формате RAW. Такое разрешение и скорость серийной съёмки обязательно покажут, присутствует ли смаз от быстрых движений и насколько быстро и точно (без потери мощности) выдаёт импульсы генератор. Сегодняшним сюжетом станет съёмка профессионального BMX райдера в скейт-парке. Схемы света для съёмки экшен сцен не будут отличаться, так как хочется показать работу с разной интенсивностью света. 

Nikon Z9 + 14-24/2.8. Параметры: 1/200, f/2.8, ISO100, 14mm. © Павел Молчанов / Photar.ru

Итак, в первой сцене райдер будет выпрыгивать с трамплина и исполнять трюк. Оба прибора установлены примерно на одинаковом расстоянии до точки решающего момента, но, поскольку сам трюк займёт порядка тррёх-четырёх метров, они разнесены примерно на расстоянии 5 метров друг от друга. Оба прибора являются контровыми и в моменте перемещения райдера, будет меняться соотношение освещения одного прибора перед вторым. В качестве насадок на головы надеты стандартные Zoom рефлекторы.

Nikon Z9 + 14-24/2.8. Параметры: 1/200, f/2.8, ISO100, 14mm. © Павел Молчанов / Photar.ru

Для создания более яркой картинки я решил использовать цветные фильтры. Это были красный эффектный фильтр и компенсационный полный синий. Поскольку у них разная плотность, светопропускание, и, соответственно насыщенность цвета, я свернул синий компенсационный фильтр в 4 раза, это позволило получить примерно такую же отдачу что и у красного фильтра. Как видите по снимкам, оба цвета получились насыщенными и яркими. Что касается настроек, то обе головы стояли на мощности 5,5 (эквивалент примерно 100 Дж). Таким образом, я получил возможность использовать минимальное ISO, прикрытую диафрагму, равномерное освещение на райдере и возможность съёмки 20 кадров в секунду без затухания серии. Признаюсь, что для подбора этих параметров потребовалось время. Сложность была связана с тем, что мне нужно было подобрать мощность, способную без проблем вытянуть достаточно длинную серию. На мощности 6.0 финальные кадры серии оказывались чуть темнее остальных, поэтому я решил установить небольшой запас на 1/2 ступени. 

Вторая сцена снималась при таком же освещении, с той лишь разницей, что райдер был сильно дальше от приборов и внизу. Мощность и направление остались прежними. Необычность этой картинки заключалась в расположении источников таким образом, что они создавали интересные световые пятна на полу через круглый проход, в котором прыгал райдер.

Nikon Z9 + 14-24/2.8. Параметры: 1/200, f/2.8, ISO100, 14mm. © Павел Молчанов / Photar.ru

Поскольку расстояние от приборов до объекта, относительно первой сцены изменилась, изменилась и интенсивность света. Для того, чтобы это скомпенсировать я открыл диафрагму на 2.8.

В съёмке статичной сцены я решил использовать белую портретную тарелку с сотами в качестве рисующего света на главного героя. Этот комплект наряду с головой ProHead позволяет добиться контрастного, небольшого и однородного пятна света, что отлично отделяет героя от основного плана. Важно отметить, за счёт отличающегося конструктива лампы ProHead (она не скрыта встроенным рефлектором, как у других приборов Profoto) заполнение насадки происходит с большей площадью, что даёт большую однородность света.

Поскольку рисующий свет находился близко к главному герою, его мощность была небольшой. А вот фоновое освещение было выставлено практически на максимум. Для подсветки фона я использовал стандартный рефлектор с красным фильтром. Установлен он был примерно на 4 метра выше главного героя и был направлен чуть в его сторону. Сделано это было для получения большей глубины фона за счёт дополнительных теней. 

В этой съёмке я столкнулся с одной важной особенностью, которая существенно влияет на работу в больших локациях. Идущие в комплекте с головами силовые кабели имеют длину 4 метра и для необычного освещения большой сцены с разных сторон, их попросту не хватает. Так что в следующих съёмках я обязательно буду использовать специальные удлинители.

Заключение

Profoto Pro-11 - обзор топового генераторного света | #ProСвет
Nikon Z9 + 14-24/2.8. Параметры: 1/200, f/2.8, ISO100, 14mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

В заключение хочу отметить, что генератор Profoto Pro-11 это профессиональный инструмент, который нужен далеко не в каждой съёмке. Но если в ваши задачи входит интенсивная съёмка на больших мощностях и при этом важно качество света (как постоянство цвета, так и мощности), то генератор это то, что вам поможет.

Nikon Z9 + 14-24/2.8. Параметры: 1/200, f/2.8, ISO100, 14mm. © Павел Молчанов / Photar.ru

Бытует мнение, что генераторные системы нужны только для освещения быстротекущих процессов, но это не единственное их предназначение. Они также будут незаменимы везде где очень важно качество света: в работе на рекламных съёмках, в профессиональных рентал- и инхаус-студиях, в крупных продакшенах. И не стоит забывать, что несмотря на высокую стоимость этого прибора, его всегда можно взять в аренду под любой из ваших проектов.

Другие выпуски #ProСвет: