Жить на Урале и не знать о существовании Медной Горы Хозяйки, о ее непременном присутствии в любом возможном виде, когда вы то ли с лукошком под грибы или ягоды, то ли с фотоаппаратом в руках проходите по горам, просто невозможно. То промелькнет зеленой ящеркой под ногами, то явится горстью красных ягод — собирай! Она готова осыпать вас охапкой снега с ближайшего дерева — не беспокой мой зимний сон, готова подложить под ноги корягу — авось споткнешься и забудешь сюда дорогу? От самого Златоуста до удивительно красивой речки Ай тянется хребет Уреньга — царство Хозяйки. Она простерла свои руки и до Ягодных гор, легко перешагивает через Сиритур, Уралтау, Нурали и Алабию — что для нее эти низкие хребты.  Так и хранит она прииски, бережет свои сокровища, мало кому дозволяется сюда попасть.

фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев

Повезло Марату, что-то доброе и искреннее увидела в его фотографиях Хозяйка Медной горы, с тех пор, когда впервые он пришел сюда с фотоаппаратом, есть что-то общее у кудесника фотографии с Данилой-мастером: честность, любовь к земле родной и восхищение природной красотой.

фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев

Как странно стараются преподнести перевод слова Уреньга филологи, — это «высокая, вздыбленная в небо гора». Хотя название «кленовая» ей подошло бы больше. Ну и что, что нет тут ни одного клена, но сколько разных оттенков можно насчитать во время осеннего листопада: окрашиваются горы во все оттенки от нежно-желтого до ярко-красного цвета. Ну, какая же она «вздыбленная»? Само умиротворение и покой, включенные в каждый снимок Марата. Или вот такой доброй Хозяйкой решила она себя представить?  Зимние снимки более суровы, но это не значит, что под снегом не притаилась яркая красота, она вспыхнет новым светом весной.

фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев

Раньше здесь кипела жизнь, шум в рудниках не умолкал ни на минуту. Разворачивали горные пласты, чтобы извлечь, выворотить, украсть у Медной Горы Хозяйки малахит, бирюзу, яшму. И такие мастера,  как Данило, творили чудеса из камня на заказ — все они теперь украшают залы Эрмитажа и других Музеев России.

Реклама
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев

Сейчас стало спокойнее, прииски работают, но со станции Полевой уже не отходят каждый день полные груженые составы. Уральские горы отнюдь не обеднели. Есть и малахит, и яшма, и орлец,  и мрамор, но стала бережливее Хозяйка, не отдает все, что еще спрятано. Легенда о Гумешках, описанная Бажовым теперь действительно  обросла сказами. О том, что всем этим богатством, спрятанным в горах Уреньги, ходят еще и легенды, что владела ключами к приискам демонесса, бесовка Азовка.

фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев

Но все это легенды, настоящая хозяйка Медной горы просто переехала выше, в Уреньгу. Здесь и народа меньше, и шума тоже. Вот и смотрит она спокойно на все свои 14 сопок с высоты, присматривается, не собираются ли к ней непрошенные гости — сразу вышлет своих работников-ветров и помощников-дождей разгонять пришельцев. Она и буран поднять может, и дорогу замести так, что и с современными навигаторами с пути собьетесь.

фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
©Марат Ахметвалеев

Идти сюда можно лишь вот так, как Марат: в руках Canon EOS 5D (самый первый, не Mark), объективы: Canon 24-70L, Canon 100-400L, Samyang 14mm (самый редко используемый). Штатив Sirui (карбоновый), а все остальное оставьте дома, не стоит искушать судьбу. Вот тогда вам будет дозволено увидеть и сфотографировать великолепные ландшафты: горную тундру, пихтовые, еловые, лиственничные, смешанные березово-лиственничные и березово-пихтовые леса, кое-где встречаются и карликовые березы, есть и субальпийские луга, и покрытые можжевельником вершины плато.

фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев
фотограф Марат Ахметвалеев
© Марат Ахметвалеев

Уральские горы, такие уютные, невысокие, кажется, изученные вдоль и поперек, но они еще хранят в себе сотни и тысячи тайн. Если вы придете с чистым сердцем и бескорыстно, аккуратно постараетесь понять и принять эту красоту, то и вам будет выдан заветный ключик в те кладовые, куда смог попасть Марат. Главное — приходите искренне, без жадности и корысти — вот от чего и бережет свои владения Медной Горы Хозяйка.

Личный блог фотографа Марата Ахметвалеева marateaman.livejournal.com