Отражение эпохи в фотографии Жана-Филиппа Шарбонье

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Французского фотографа Жана-Филиппа Шарбонье (Jean-Philippe Charbonnier) всегда привлекала простая жизнь «маленького человека», его трудности, горести и радости: дети во дворах, тяжёлый труд, воскресные семейные обеды, рынки и поцелуи на улицах. Эти подлинные фрагменты жизни сегодня особенно ценны, так как являются неотъемлемой частью исторической правды. Работая в качестве репортажного фотографа, Шарбонье охватывал не только Францию, он путешествовал по всему миру, запечатлевая быт людей, что было для него чрезвычайно важно.

фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier

Некоторые из его репортажей в наши дни воспринимаются как настоящее открытие. В одной из своих серий, Жан-Филипп запечатлел две стороны жизни, две реальности. Например, его репортаж из психиатрической больницы, созданный в 50-х годах, стал предметом выставки только спустя более полувека. Контраст этих снимков с простой повседневной жизнью, фиксированной фотографом, невозможно воспринимать без острого чувства боли и глубокого сочувствия.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Будучи аутсайдером среди послевоенных фотографов Франции, Шарбонье не преследовал идею запечатлеть важные исторические события. Он провёл большую часть своей карьеры в одном издании и организовал всего две крупные персональные выставки в своей родной стране. В наши дни происходит переосмысление его творчества, и сегодня работы Жана-Филиппа Шарбонье считаются уникальным и бесценным отражением эпохи.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Характер его работы отличался тем, что Шарбонье никогда не использовал технику «скрытой камеры». Он всегда оставался видимым, стремясь установить контакт с теми, кого снимал. Неслучайно одна из его выставок называется «Мне кажется, мы уже встречались». Он развлекал детей, взаимодействуя с ними, и общался со взрослыми. Его интересовал человек, и всё, что с ним происходило, вызывало его внимание.

Реклама

«Я создаю снимки, которые станут историческими», — провидчески говорил Шарбонье. «Фотография для меня — средство видеть, оставаясь невидимым. Камера — это одновременно увеличительное стекло и щит, защищающий меня от смерти и ужаса».

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Жестокость и смерть «в крупном плане» фотограф вынужден был познать лично. Его первый репортаж был посвящён публичной казни сотрудника нацистов в городе Вьен перед толпой в 1944 году. Он описывает этот момент как безумие, признав, что стоял перед человеком, который через несколько минут покинет этот мир. Этот опыт заставил Шарбонье поклясться больше никогда не фиксировать убийства, какими бы хорошими целями это ни преследовалось.

Он переключил своё внимание на празднование жизни. С 1942 по 1984 год Жан-Филипп Шарбонье работал фотографом в журнале «Réalités», засняв шахтёров, врачей, аптекарей, нотариусов, повседневную жизнь бретонских рыбаков, рождение детей, выпускные вечера и свидания молодых пар.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Его фотографии отражают, как меняется мир после ужасов войны, как возвращается оптимизм, как на лицах людей появляются улыбки. Он фиксировал, как улучшение благосостояния страны приводит к исчезновению старой крестьянской жизни и появлению нового класса городских образованных людей, стремящихся к новым радостям.

Его репортаж «Между двумя мирами» вызвал шок во французском обществе в 1954 году. Серия снимков, сопровождаемая текстом Эрве Базена, раскрыла жестокость и страдания пациентов психиатрических клиник. Шарбонье показал ужасные условия жизни больных, и после публикации произошли изменения в системе психиатрии Франции.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Для реализации своего проекта фотографу пришлось провести почти полгода в различных психиатрических клиниках Франции. Он говорил, что фотографии безумия — это слишком просто, так как сумасшедшие всегда фотогеничны. Сам фотограф остался с тяжелыми воспоминаниями от этого периода: люди, стоящие под конвоем, когда-то имевшие семью, теперь лишённые смысла, мужественно приветствующие своих уходящих смертельных смотрителей.

Меня оставили в камере с человеком, которого из-за буйности не могли впустить к остальным. Он увлечённо рисовал углем и мелом лица из журналов, гигантские циферблаты часов, животных. Попытавшись завести разговор, я обнаружил, что мое присутствие вообще не вызвало у него удивления.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Мои фотографии из детского павильона запечатлели совершенно беззащитных малышей. От детей, они переходят в мир взрослых, затем в старческий, завершая свой цикл. Нельзя ли подумать, что безумцы умирают, доживая до глубокой старости? Может быть, для них жизнь — нечто иное?

Сочувствие, по словам куратора выставки Эммануэля Де Л’Экотайса, является сердцем творчества Шарбонье. Он глубоко уважал каждого — мужчину, женщину, ребёнка, и всегда давал знать о себе до того, как сделает снимок. Даже когда он фотографировал толпу на улице, он окликал людей, чтобы они знали о его намерениях. Он был одинаково учтив, будь то угольщик, рыбак, известный модельер или модель на подиуме.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

В роли репортёра журнала «Réalités» Шарбонье путешествовал по всему миру. Он фотографировал в Северной Африке, Бразилии, Китае, Монголии, став первым западным фотографом с лицензией на работу. Его объектив охватывал Москву, Кувейт, где он создал одно из своих значительных фотографий — женщину в чадре, несущую швейную машину на голове. Он побывал в Габоне, снял запоминающийся репортаж на Аляске, работал в Японии, США, Канаде, на Ближнем Востоке.

«Хороший кадр жизни получается после нескольких поездок», — говорил он. «Когда исчезает экзотика, фольклор, и проявляется человеческая сущность, остальное уходит на второй план».

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Такие фотографии «простой жизни» Шарбонье привозил из своих многочисленных путешествий. Покинув «Réalités» в 1975 году, он стал фрилансером, продолжая снимать жизнь парижан, в основном в собственном квартале Маре. Это был его фотографический монолог о том, что происходит вокруг него, о том, как меняются люди и окружающий мир.

С появлением телевидения, вытесняющего глянцевые журналы, Шарбонье обратился к коммерческой фотографии. Он создавал много работ для индустрии моды, в том числе съёмки за кулисами у Пьера Кардена и Дома Кристин Диор. Его постановки были художественным взглядом на моду, с загадочными силуэтами, тенями и нестандартными образами.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

В 1983 году Шарбонье был удостоен медали Верме за свои фотографии Парижа, а в 1996 году ему было вручено гран-при как фотографу городской жизни. Он также преподавал фотографию в Высшей школе графических искусств в Париже.

Его интерес к простоте был уникальным чертой характера Шарбонье. Родившись в знатной семье, он был сыном известного художника Пьера Шарбонье и писательницы Аннет Вайн. Он лично знал таких выдающихся личностей, как Пикассо, Жан Кокто, Эрик Сати. Жан-Филипп оставил учёбу в лицее Парижа, чтобы посвятить всю свою жизнь фотографии, получив первый фотоаппарат от отца.

фото: Jean-Philippe Charbonnier

Жан-Филипп Шарбонье ушёл из жизни 28 мая 2004 года в Грасе, дожив до 82 лет. «Мне потребовалось тридцать лет и много боли, чтобы открыть правду», — говорил он. «Нужно использовать только одну камеру, которая соответствует вашему углу зрения. Всё остальное — это трюки. Сила фотографа в глубине и скорости его взгляда. Он словно замораживает объект. Всё бессмысленно, если фотограф не знает, как войти или быть втянутым в это ‘магнитное поле’ реальности».

фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier
фото: Jean-Philippe Charbonnier

Ещё больше работ по ссылке: Jean-Philippe

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube