Дюссельдорфский фотограф, Хорст Х. Бауманн (Horst H. Baumann; 1934 — 2019), заслуживает поистине звёздного внимания. В своей молодости он сиял, как яркая звезда, увенчивая свои усилия многочисленными наградами. С начала 60-х годов его фотографии можно было наблюдать повсюду – в журналах, книгах и на выставках. Он прославился своей прямолинейностью в изображениях, пионерством в использовании цвета и, впоследствии своими работами в стиле Light Art. Бауманн завоевал мировое признание. Однако с течением времени имя этого фотографа почти утратило свою славу, осталось знакомым лишь знатокам истории немецкой фотографии.
Однако, чтобы развеять этот недостаток внимания, на сцену вышла крупная ретроспектива, и в этом деле важную роль сыграл Ганс-Михаэль Кётцле, известный своими многочисленными монографиями и книгой «Eyes Wide Open! 100 Years of Leica Photography». Он призван вернуть Бауманна к заслуженному вниманию. Журнал Leica Blog побеседовал с ним о его исследованиях и открытиях.
Знаменитый фотограф Хорст Х. Бауманн родился 19 июня 1934 года в Аахене. В 1954 году он начал изучать металлургию, но вскоре покинул учёбу, чтобы начать свою карьеру в мире фотографии.
«Возвращение» легенды
Когда Ганс-Михаэль впервые познакомился с работами Хорста Х. Бауманна, проводя исследования для своей выставки «Twen». Да, на тот момент Бауманн был совершенно забытым фотографом. Затем в ноябре 1994 года, он встретился с ним. Он жил скромно в Дюссельдорфе, но его память о «Twen» и начале его карьеры осталась яркой.
Это был первый шаг к восстановлению забытой славы. Однако другие проекты на какое-то время отодвинули это исследование в сторону. Восстановление связи произошло приблизительно в 2015 году, и тогда началась настоящая работа над ретроспективой. Бауманн участвовал в этом процессе, тогда он был ещё с нами.
Сразу после его ухода из жизни пять лет назад, стало ясно, что его наследие будет передано в ZEPHYR-Raum für Fotografie при музее Рейсс-Энгельхорн в Мангейме.
Что обычно происходит с наследием фотографа? 2
Вне зависимости от Бауманна, эта тема становится крайне актуальной. Ганс-Михаэль связался с музеем Мангейма по другому проекту, и именно они оценили ценность творчества Бауманна. При согласии его дочери Каролин Бауманн они приняли решение сохранить его работы и организовать ретроспективу. Ганс-Михаэль был активно вовлечён в процесс передачи работ. Он вспоминает себя, стоящим в дюссельдорфском подвале, размечающим и пересчитывающим коробки с фотографиями.
Какие из работ Хорста Х. Бауманна вас больше всего вдохновляют? Какие из них считаются наиболее значимыми с фотоисторической точки зрения?
Ганс-Михаэль, отвечая на эти вопросы недолго думая отметил: «Его ранние чёрно-белые фотографии, близкие по духу к итальянскому неореализму, они вызывают восхищение. Его путешествия в Испанию, Италию и Советский Союз также оставили незабываемые впечатления. Но, безусловно, его работы в цвете, особенно снимки из мира «Формулы-1», не могут оставить равнодушными. Ганс-Михаэль подчёркивает радикальность подхода Бауманна. Он был не просто фотографом, а настоящим художником, готовым бросить вызов традиционным эстетическим нормам и экспериментировать».
Какова была связь фотографа с цветом?
Роль Бауманна как пионера художественной цветной фотографии невозможно недооценить. Он начал экспериментировать с цветом ещё в середине 50-х годов, когда только появилась Agfacolor CN17. Его работы отличались размытыми контурами, смелыми ракурсами и удивительными цветовыми решениями. Помните, это было задолго до того, как движение «Новый цвет» сделало свой взрывной вклад в искусство фотографии, с Мейеровицем и Эгглстоном во главе.
Как Бауманн пришёл к искусству Light Art?
Бауманн был не только фотографом, но и поклонником научной фантастики, технически одарённым, всегда исследовал что-то новое. С середины 70-х годов, его лазерные проекты в общественных местах, включая проект на выставке documenta 6 в Касселе в 1977 году, стали его важной работой.
Каким был Хорст Х. Бауманн, по словам Ганса-Михаэля?
Его личность была самоуверенной, склонной к экстравагантности, никак не приукрашивавшей действительность. В творческом смысле, он получал настоящее удовольствие от экспериментов, он был любознателен и готов был нарушать устоявшиеся правила. Он был не «фотографом по заказу», а настоящим авангардистом, идущим собственным путём, сочетая сочувствие к социальным вопросам с удовольствием от технических открытий.
Ганс-Михаэль видит Бауманна как провидца в двух аспектах. Во-первых, его страсть к технологическим новинкам. Он был предан научной фантастике и всегда был в поиске чего-то нового. Во-вторых, его смелость в преодолении формальных ограничений. В разговорах с современниками, его имя всегда воспринималось как «Бауманн — визионер».
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube