Обзор Leica Q2 Monohrom — превосходство над цветом?

Существование цифровых монохромных камер сопровождается волной комментариев, пропитанных нетерпимостью, винящих во всем маркетинг, и безмолвием единиц профессионалов, кому эти камеры действительно нужны. Конечно, в этой «тусовке» есть ещё и коллекционеры, которые, скорее всего, даже не будут снимать на этот экспонат, но мы сегодня будем говорить о практике. Так в чём же дело? «Кто виноват и в чём секрет?»

В конце 2020 года без преувеличения легендарная немецкая компания Leica представила первую в мире монохромную полнокадровую компактную камеру Leica Q2 Monohrom, которая фактически является «обесцвеченной» версией камеры Q2, представленной годом ранее. И это далеко не первая цифровая камера, снимающая исключительно в Ч/б, причём выпуском таких камер занимается не только Leica. Существуют примеры в арсенале компаний Phase One и даже RED, стоимость которых в разы превышает чёрно-белых представителей Leica. Почему же такие камеры появляются на свет?

Любая матрица камеры умеет определять только яркость, но не цвет. Хотя здесь в качестве исключения можно назвать матрицу Foven от компании  Sigma, где определение цвета происходит благодаря многослойной структуры. А вот для определения цвета у «простого» сенсора используется специальный фильтр Байера, который пропускает на соответствующий пиксель либо красный, либо зелёный, либо синий цвет. После получения этой информации происходит демозаика или другими словами дебайеризация. Фактически, чтобы получить одну цветную точку используется четыре пикселя (RGBG). В результате на пиксели попадает меньше света, хотя это и довольно спорное утверждение, ведь потери совершенно не значительны. Главная потеря, это потеря в итоговом разрешении картинки.

Слева цветной снимок до демозаики, справа черно-белый снимок, которому не требуется демозаика. © red.com

И ещё раз. Сморите, фактически для создания одной точки в цветном изображении используется 4 пикселя матрицы. В черно-белом сенсоре отсутствует фильтр Байера и соответственно все связанным с ним вычислительные процессы. В итоге точка на чёрно-белом снимке соответствует одному пикселю матрицы. Никакой интерполяции, никакого программного вычисления, всё честно. Теперь вы должны понимать, почему среди единиц фотографов камеры с подобными сенсорами столь ценятся. Ну а если вы хотите получить цветное изображение, то всегда можно воспользоваться методом Прокудина-Горского. Шутка;)

Реклама
Обзор Leica Q2 Monohrom - превосходство над цветом?

Есть некоторые умельцы, которые предлагают камеры, где были сняты вручную фильтры Байера. Стоимость этих кастомных камер приближается к цене оригинальных фотоаппаратов, которые изначально имеют чёрно-белый сенсор. Удаление фильтра Байера осуществляется химическим путем, его фактически растворяют. Можно удалить фильтр самостоятельно в своей камер, но я бы не стал это рекомендовать. Путь проб и ошибок может оказаться значительно дороже, чем купить, например, уже «готовую» Leica Q2 Monochrom. Таким образом, столь высокая стоимость чёрно-белых камер полностью оправдана рынком.

Помимо честного разрешения, чёрно-белые камеры обладают боле широким динамическим диапазоном и высокими рабочими ISO. Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим на что способна 47,3-мегапиксельная матрица камеры Q2 Monochrom. По заявлению производителя динамический диапазон матрицы 13 стопов. К примеру, трестируемая ними ранее среднеформатная камера Hasselblad X1D II 50С обладает динамическим диапазоном  14 стопов, но это средний формат. Сразу поясню, 13 стопов не означает, что вы можете недоэкспонировать или переэкспонировать картинку на 6,5 ступеней и потом в RAW-конвертере получить качественный результат. Стандартные показатели для полнокадровой цветной камеры это около 3-4 ступени в тенях и 1-2 стопа в светах. 

Динамический диапазон Leica Q2 Monochrom

-1EV

-2EV

-3EV

-4EV

-5EV

Итак, до -5 ступеней я могу смело утверждать, что матрица даёт высококачественный результат. Конечно, здесь следует отметить, что мы говорим о съёмке на минимальном ISO100. На более высоких ISO результаты будут иные. Но давайте посмотрим дальше. Стандартный Adobe Camera RAW позволяет компенсировать экспозицию до пяти ступеней в одну и другую сторону, потому дальнейшие снимки были конвертированы в программе RawDigger.

-6EV

-7EV

Вытягивание 6-7 ступеней также применимо на практике! Хотя здесь мы и получаем увеличение шума, но оно вполне приемлемое. Ничего подобного не смогут дать классические цветные сенсоры с фильтром Байера.

Предвижу комментарий — «картинка с простой камеры, переведённая в ч/б, покажет такой же результат». Так давайте проверим! Ниже примеры с Nikon Z7 II, которая обладает схожим разрешаем матрицы. Посмотрим сразу -4 и -5Ev. Первое изображение это Q2 Monochrom, второе — Z7 II. 

-4EV

-5EV

Теперь, я думаю, любые сомнения должны быть развенчаны. Картинка с Z7 II имеет более крупный шум, его значительно больше и это приводит к заметному снижению детализации. 

А вот в светах Leica Q2 Monochrom не блещет. Здесь запас только одна ступень. При вытягивании уже двух ступеней из светов можно наблюдать потерю полутонов. 

+1EV

+2EV

[Исходники теста динамического диапазона]

Хотя мы и не видим какого-то выдающегося запаса в светах, всё стандартно, но благодаря невероятному запасу в тенях, заявленные 13 ступеней динамического диапазона полностью подтверждаются. 

Тест ISO Leica Q2 Monochrom

Переходим к следующему тесту – ISO. Leica Q2 Monochrom обладает диапазоном ISO100-100000. Использовать для теста будем ту же мишень Datacolor, но показывать я буду сразу кропы из программы RawDigger, а исходники можно будет скачать ниже. (прим. RawDigger отключает все возможные встроенные «улучшайзеры» и показывает истинную картинку).

 100
 200
 400
 800
 1600
 3200
 6400
 12500
 25000
 50000
 100000

[Исходники теста ISO]

Первые заметные шумы появляются на ISO6400. Наиболее заметными они становятся на ISO25000, наверно это значение следует считать пороговым.  И это впечатляет! Однако, даже максимальные ISO50000-100000(65535) могут быть применимы на практике. Вот несколько примеров реальных портретов, снятых на высоком ISO. 

Следует отметить, что у всех камер Leica качения ISO целыми ступенями, а значение ISO100000 в реальности равно значению ISO65535. 

Галерея Leica Q2 Monochrom

Вместо заключения

Вначале, когда планировался этот материал, я хотел рассказать о внешних характеристиках камеры, принципах управления, в общем всё, как в наших классических обзорах. Но, поскольку мы всё-таки имеем дело не совсем с классической камерой, то и подход должен быть соответствующим. Получилось такое доказательство превосходства над цветом. Нет, я не о визуальном повествовании и восприятии, я о некоем техническом превосходстве. Вы все видели сами, повторяться нет смысла. А для кого эта камера и почему эта камера, каждый пусть решает сам. 

Больше о самой камере Leica Q2 Monochrom и тестировании в поле, если вы пропустили, можете посмотреть в видеообзоре, где Паша всё очень интересно и подробно рассказывает. Видео в начале публикации или на YouTube-канале PhotarTV. Будем рады вашим комментариям!

Модель — Александра Гиматдинова