Йиндржих Штрейт (Jindřich Štreit), талантливый чешский фотограф, раскрывает перед нами мир провинциальной жизни и повседневности обычных людей. Его документальные произведения, пропитанные магией простоты реальности, тянут нас в свой вихрь, охватывая полвека с момента конца 1960-х годов. Эти снимки обладают уникальностью, свойственной не каждому произведению искусства — они словно прикосновение к самой живой душе действительности.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-3-1024x759.jpg)
Родившийся в 1946 году во Всетине, Йиндржих Штрейт вырос в атмосфере, где его отец, учитель сельской школы, уже был большим поклонником фотографии. Эта страсть передалась молодому Штрейту, который, чтобы получить фотоаппарат своей мечты, обещал отцу не курить десятилетие.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-9-1024x767.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-8-1024x767.jpg)
Фотографическое искусство Штрейта начало свой путь в 1964 году, в период учёбы на педагогическом факультете университета Палацкого в Оломоуце. После окончания обучения он стал учителем, но его увлечение документальной съёмкой привело его к роли хроникёра, фиксирующего повседневную жизнь чешских деревень в широком регионе.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-7-1024x768.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-6-1024x773.jpg)
“Я стараюсь избегать романтизации деревни, в отличие от городских фотографов”, — говорит Штрейт. Тем не менее события после Бархатной революции 1989 года начали менять жизнь даже в чешских деревнях: фасады ремонтировались, интерьеры обновлялись, новые лидеры вступали в должности, а религиозные традиции становились более свободными.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-5-1024x772.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-4-1024x768.jpg)
В 1982 году Штрейт начал фотографировать флаги, портреты президента и символы, такие как серп и молот, в ироничной атмосфере, создаваемой рекламными щитами, обломками разрушенных домов или зданий религиозного назначения. За этот “мягкий протест” Штрейта арестовали и обвинили в клевете против президента и Республики, приговорив к 10 месяцам условно. Его фотоаппарат был конфискован как предмет преступления. Оставив должность учителя, ему пришлось зарабатывать на жизнь в совхозе в Рыжовиште. Несмотря на запрет, Штрейт не прекращал создавать свои визуальные хроники.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-23-1024x749.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-22-1024x770.jpg)
“Но я — патриот: я люблю свою Родину, пейзаж, каждого человека”, — говорит фотограф. — “Я хочу запечатлеть их жизни. Я снимал все: наркоманов, больных, слепых, сельскую жизнь, стариков, цыган, больных детей, инвалидов, курильщиков, алкоголиков. Я фотографировал в психиатрических больницах. Я социально приверженный фотограф и горжусь этим. Обыденная жизнь вечна”.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-21-1024x769.jpg)
Что вдохновляло и продолжает увлекать зрителя в фотографиях Штрейта, так это возможность через других, в других обстоятельствах и среди других людей обнаруживать отражения собственной жизни в настоящем или прошлом, но в ином контексте. К примеру, снимок, на котором люди несут бревно, вызывает воспоминания о его собственной истории:
“В 1993 году я работал над проектом о жизни в Оломоуцком крае. Зашёл в деревню Длоуха Лоучка, где увидел двух стариков, мужа и жену, пиливших дрова на зиму. Они работали молча, сосредоточенно. Я наблюдал, как они извлекли бревно из разрушенного сарая, не обсуждая, как они собираются нести его к пиле. Женщина смотрела в одну сторону, мужчина — в другую. Поняв, что у них разные планы, женщина, наконец, повернулась и пошла следом за мужем».
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-20-1024x768.jpg)
«Этот снимок стал отражением отношений многих людей — когда каждый партнёр хочет что-то своё, но им приходится прийти к компромиссу и объединиться. Это фото понимали в разных странах, от США до Бразилии и Японии”.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-2-1024x768.jpg)
После 1989 года Штрейта реабилитировали, позволив ему свободно творить с помощью фотографии. С 1991 года он преподаёт в Институте творческой фотографии Слезского университета в Опаве, в 2009 году его назначили профессором прикладного искусства.
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-19-1024x776.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-18-1024x769.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-17-1024x768.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-16-1024x768.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-15-1024x769.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-13-1024x768.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-12-1024x769.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-11-767x1024.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-10-1024x768.jpg)
![](https://assets.photar.ru/2023/12/Jindrich-Streit-1-1024x769.jpg)
Ещё больше работ по ссылке: http://www.jindrichstreit.cz/en/
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube