Йозеф Судек: магия света и тени

фото: Josef Sudek

Йозеф Судек (Josef Sudek), известный как «пражский поэт», является классиком художественной фотографии. Потеряв правую руку в Первую мировую войну, он всю свою жизнь творил с использованием громоздких камер, установленных на деревянной треноге. Одинокий силуэт фотографа стал символом Праги. Не выходя из небольшой студии, он добился мировой известности, фиксируя свой старый сад через окно. Его фотографии излучают особое свечение, не просто метафорически, а благодаря уникальному авторскому методу.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

Судек, прищурив глаз, ловко манипулировал камерой левой рукой. Установив деревянный штатив между коленями, он выравнивал его «ноги». Старинную камеру с «гармошкой» он устанавливал на штатив, иногда помогая себе ногами при открытии крышки объектива. Выбор кадра через ладонь, подобно подзорной трубе, требовал ожидания, и только после этого происходила фотография.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

В книге «Рассказы о фотографах и фотографиях» Владимир Никитин рассказывает историю о Судеке. Один раз молодой репортёр увидел его, ухаживающего за своей камерой, закреплённой на старой треноге. Возвращаясь после съёмки, репортёр вновь заметил Судека, топчущегося рядом с фотокамерой. Даже во время свидания и прогулки по мосту он постоянно видел фотографа. Поздно вечером, возвращаясь домой, журналист вновь увидел Судека на том же месте. При этом, за всё время фотографом был сделан всего один снимок.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

Магия фотографий Йозефа Судека не ограничивается лишь красивой игрой слов. Исследователи его творчества говорят о настоящем свечении на его снимках. Эти фотографии наполнены солнцем, теплом и энергией. Судек использовал длительные экспозиции, ожидая часами у фотокамеры, чтобы зафиксировать самые едва заметные изменения освещённости, передавая разнообразные состояния природы и объекта. Объединяя эти состояния, он создавал на своих фотографиях подлинный живой портрет мира.

Реклама

В его работах не было места математике. Судек доверял только своей интуиции. Он никогда не измерял экспозицию и не использовал экспонометр, предпочитая чашку жасминового чая, время заваривания которого служило ему «экспонометром», или музыку Вивальди. Судек поклонялся музыке, утверждая, что она придавала его творчеству особую интенсивность.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

«Некоторые называют фотографии Судека таинственными, загадочными, но это ошибка», — говорит американский журналист и фотограф Чарльз Сойер, который встречался с Судеком и создал много его портретов. «Налёт тайны исчезает, когда мы начинаем рассматривать его работы как попытку человека справиться с отчаянием».

В возрасте восемнадцати лет Йозеф Судек был призван на фронт, где получил ранение, вызвавшее гангрену. В результате этого он был вынужден ампутировать правую руку до плеча.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

«Я потерял руку во время наступления. Нам приказали двигаться вперёд, и когда мы атаковали, наша артиллерия начала обстреливать нас. Я почувствовал, будто меня ударил камень в правое плечо. Я начал оглядываться, но все рядом стоящие парни были мертвы. Я полз обратно к нашим окопам, соскользнул вниз. Рука начала болеть, и я потерял сознание».

Судек горько шутил о своей утрате: «Война уничтожила мою руку. Утешаю себя тем, что я потерял не голову. Это было бы хуже».

Фотография для него не стала побегом от реальности. Он начал заниматься фотографией, ещё будучи подростком, экспериментируя с коробочными камерами. Даже во время службы он создал несколько альбомов до своего ранения. В военном госпитале фотокамера стала для него спасением, где он провёл несколько лет, фотографируя портреты солдат.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

Судек также с трудом адаптировался к мирной жизни после войны. Его обеспечивала пенсия, и с течением времени друзья помогли ему получить членство в фотоклубе с небольшой стипендией. Для того чтобы работать фотографом по заказам, ему потребовалась лицензия и диплом, который он получил, закончив обучение в Государственном полиграфическом училище на фотографическом отделении.

Пробуя восстановить свою жизнь в новых рамках, Судек начал символически фотографировать реконструкцию главного символа Праги – собора Святого Вита. Он изучал каждую деталь собора, часами выжидая, чтобы зафиксировать идеальный луч света. Судек совершал свой ритуальный «танец» перед фотокамерой на улицах города, вызывая улыбки у жителей Праги, переваливаясь с ноги на ногу и разгоняя пыль поднятой тряпкой.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

В 1926 году, биографы Судека отмечают период личного кризиса. Вместе с музыкантами-друзьями он отправился в турне по Италии, стране, где сам участвовал в войне. Однако на одном из концертов Судек исчез. Он решил найти тот самый фермерский дом, где его приняли после ранения. Месяцами его не было видно, и когда он вернулся домой в Прагу, заявил, что больше не собирается покидать город: «С тех пор я никуда больше не ездил и не поеду. Что мне искать, если я не нашёл того, что хотел».

Он приобрёл старый деревянный домик-студию от местного фотографа в уединённом месте. Друзья предупреждали, что никто не придёт туда сфотографироваться, но Судек ответил: «Именно поэтому я его и покупаю».

В этом уединённом уголке с яблоней и каштанами, он создал свой «магический сад». Он фотографировал его в различных условиях — дождь, снег, туман, на закате и на рассвете. В этом маленьком участке земли он смог передать богатство и разнообразие мира.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

После кризиса Судек начал снимать ещё меньше людей. Он обратил внимание на натюрморты и объекты быта, говоря, что ему интересна «жизнь объектов». Его работы отличались уникальной способностью рассказывать истории неодушевлённых предметов.

В период немецкой оккупации Чехии, Судек остался в своей студии, документируя тревожную ночную Прагу сквозь запотевшие стёкла окон. Он не интересовался техническим прогрессом, продолжая использовать тяжёлую камеру на треноге.

Его первая персональная выставка в 1933 году прошла успешно, и он стал известным в узких кругах. В 1956 году вышла большая монография его творчества, а работы Судека были представлены на ретроспективной выставке в Америке в 1974 году.

Йозеф Судек ушёл из жизни в сентябре 1976 года, но его наследие продолжает жить. Его деревянный домик, который сгорел в 1985 году, был восстановлен в 2000-х и теперь служит музеем фотографа. Посетители могут заглянуть в легендарное окошко и почувствовать атмосферу этого уникального творческого пространства.

фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek
фото: Josef Sudek

Ещё больше работ по ссылке: Josef Sudek

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube