Искусство молчаливого взгляда: фотограф Борис Александрович Савельев

фото: Boris Savelev

Признанный по всему миру советский и российский колорист и виртуоз света в искусстве фотографии, Борис Александрович Савельев (Boris Savelev), через свои изображения проводит зрителя в тонкое и чувственное восприятие окружающего мира. В его объективе даже стопка пустых ящиков обретает звучание, сопоставимое с подлинным шедевром живописи.

фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev

Приглушённая палитра, выразительные цветовые акценты, меланхолия, лиричность, призрачность, глубина теней, и многоплановость – все эти фотографические методы служат средством передачи уникального взгляда Савельева на мир. Он настаивает на том, что для него фотография не является литературой, и сюжет не является главным элементом. В его работах ценными считаются едва уловимые, уникальные детали повседневности — свет, настроение, обстановка.

фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev

Борис Савельев восхищается творчеством голландского художника Яна Вермеера, называя его «первым фотографом». Под вдохновением глубокого восприятия Вермеера, он самостоятельно создал световую технику, известную как «савельевский» свет. Его снимки неприметно узнаваемы. Хотя он не объединяет их в серии, творческая индивидуальность придаёт работам уникальное единство.

Серый цвет на его снимках раскрывается в различных оттенках, каждый из которых, по словам самого Савельева, «удивителен». Произведения фотографа требуют внимательного рассмотрения; они не поддаются поверхностному взгляду. Вглядываясь в дальний план, можно обнаружить множество важных деталей, и в этом заключается настоящая магия его работ.

Реклама
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev

Чтобы достичь такой глубины и насыщенности изображения, Савельев посвятил всю свою жизнь экспериментам с техниками печати. Каждая его фотография – это уникальный экземпляр, напечатанный на пластинах алюминия, покрытых художественным грунтом gesso. Процесс включает в себя ручную обработку гипсовых слоёв и многократное распыление цветовых участков, создавая изображение с миллиметровой точностью.

Эта технология, разработанная в сотрудничестве с мадридской студией Factum Arte, представляет собой нечто вроде ручного «фотошопа». В течение двадцати лет сотрудничества с Factum Arte, Савельев создаёт произведения, требующие особой чувствительности, отличной от обычной фотопечати. Изображения, покрытые тонким слоем воска и полированные, существуют в ограниченном тираже, до трёх экземпляров каждого.

фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev

До 1988 года работы Савельева были монохромными. Сосредотачиваясь на «прямых» и понятных городских сюжетах, он всегда стремился зафиксировать настроение и атмосферу, используя сложные техники печати XIX века, такие как бихромат камеди и платиновая печать. Его творческая эволюция началась в период брежневской эпохи, и он ушёл от инженерной карьеры в 1983 году, полностью посвятив себя искусству фотографии. На сегодняшний день Савельев продолжает свои творческие эксперименты, создавая уникальные и глубокие произведения искусства.

фото: Boris Savelev

Начав свой фотографический путь в Черновцах ещё в школьные годы, в 1966 году Борис Савельев перебрался в Москву, однако постоянно оставался связанным со своим родным городом. В столице, на фоне общего интереса к фотографии и единого эстетического взгляда, он объединился с фотографами Александром Слюсаревым, Вячеславом Тарновецким и Сергеем Лопатюком, создав «Группу Четырёх». Последний был москвичом, в то время как Лопатюк и Тарновецкий также перебрались в столицу из Черновцов.

фото: Boris Savelev

В 70-е годы, в эпоху застоя Брежнева, работы Савельева, заметно выражавшие апатию и беспросветность того времени, не допускались к публикации. Фотографы из «Группы Четырёх» собирались в домашних условиях, устраивали неформальные выставки и делились своими фотографиями. На тот момент признавались лишь пропагандисты СССР и фоторепортёры, описывающие советскую жизнь. Однако тогдашние творческие усилия были направлены не на признание, а на искусство.

«Группа Четырёх» внесла свой вклад в понятия прямой (сюжетной) и метафизической фотографии, изучая свет и тень, пытаясь передать состояние объектов. Работы группы стали популярными в Европе после перестройки в СССР, когда кураторы из разных стран обратили внимание на необычные подходы.

фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev

В 1988 году, с выходом монографии «Тайный город», Савельев стал первым «неофициальным» фотографом, живущим в Советском Союзе, чьи работы были представлены на Западе. В последующие годы он сотрудничал с немецкими, финскими и другими европейскими изданиями и участвовал в многочисленных выставках. Его работы хранятся в музеях Сан-Франциско, Германии, Великобритании, а фотографии выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

фото: Boris Savelev

В настоящее время, находясь в возрасте 74 лет, Савельев продолжает активно творить, сохраняя в своих работах тайну, которую хочется разгадывать. Он предпочитает съёмку на аппарат Leica M3 с 50-миллиметровым объективом и, начиная с 1995 года, использует цифровые технологии, такие как Leica M8, Olympus pen-F, Sigma SD9 и Sony a7R. Важно отметить, что все его фотографии по-прежнему печатаются самим мастером.

фото: Boris Savelev

Зарубежные критики сравнивают эксперименты Савельева с творчеством великих художников, таких как Малевич, Кандинский и Родченко. Они выделяют исключительную композицию его кадров. В то время как он входит в число современных легендарных фотографов, Савельев предпочитает оставаться в тени и редко соглашается на интервью.

фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev
фото: Boris Savelev

Ещё больше работ по ссылке: https://www.b-savelev.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube