Мир технологий меняется настолько быстро, что мы часто не успеваем вместе с ним менять себя. Фотоаппараты начального уровня исчезли как класс, их полностью заменили смартфоны, но на этом развитие не останавливается. Матрицы смартфонов становятся больше, разрешение растёт, искусственный интеллект становится умнее и вот, это универсальное карманное устройство уже готово посягнуть на некоторые профессиональные задачи в фото и видео. Недавно я отправился в небольшое путешествие и вместо своего привычного спутника в виде зеркальной камеры и пары объективов я решил взять с собой iPhone 12 Pro Max. Признаюсь, для меня это был вызов. И в этом материале я хочу рассказать о своём опыте съёмки в путешествии на смартфон. Согласен, что сейчас подобным невозможно никого удивить, но я всё же попробую! 

Для начала давайте посмотрим на некоторые снимки, сделанные в этой поездке:

Думаю, что, посмотрев на эти снимки, многим стало интересно как же мне удалось достичь подобного результата, снимая на iPhone. О технической стороне вопроса я более подробно расскажу чуть ниже, а пока хочу отметить, что основным фактором, повлиявшим на качественный визуал кадра, стало освещение. 

Для получения схожей картинки раньше вам понадобилась бы зеркальная или беззеркальная фотокамера, вспышка и синхронизатор (не говоря уже про насадки на вспышку и стойку), но время изменилось. Уверен, многие фотографы сталкивались с тем, что в путешествиях нередко появляется возможность сделать какие-то уникальные кадры, запечатлеть интересных людей. Однако, условия съёмки чаще всего не дают возможность сделать качественней кадр – свет либо не подходит, либо его вовсе нет. А вот возить с собой в отпуск ещё и освещение затея не самая лучшая. Вот тут-то мне и пригодилась компактная накамерная вспышка Profoto A10, умеющая синхронизироваться с iPhone.

Реклама
Модель: sush_art. © Молчанов Павел / Photar.ru

Сознаюсь, я редко снимаю в отпуске, так как не хочется нагружать себя перевозкой оборудования и постоянно с ним ходить на случай “а вдруг что-то подвернётся интересное”. Но вот смартфон — это совсем другое дело, он всегда с собой. И как раз таки связка импульсного источника света с телефоном позволила мне сделать множество разнообразных снимков без особой подготовки, а фактически на ходу. Очень важно отметить, что полезна именно возможность работы с импульсом, который даёт мощное освещение и видимый эффект даже в условиях яркого солнечного света. В одном из предыдущих материалов я подробно рассказывал о вспышке Profoto A10 и тестировал её в различных условиях. Напомню, мощность этой малышки составляет целых 76 Дж, а аккумулятор позволяет сделать около 450 вспышек на полной мощности. 

День первый

Моя поездка оказалась насыщенной и уже с первых дней стало ясно, что она будет очень интересной. В первый день я познакомился с художницей, у которой оказался доступ на крышу в ее доме/мастерской. Мы буквально за час договорились о небольшой фотосессии. На съёмке были только мы вдвоём и никаких ассистентов и помощников. То есть некому было держать свет, помогать заносить оборудование и реквизит. Плюс к этому на улице был очень сильный ветер, не позволяющий оставить оборудование на стойке. В итоге съёмка прошла примерно за полчаса без использования каких-либо насадок и стоек – в одной руке я держал iPhone, в другой Profoto A10. Несмотря на то что на модель падал прямой солнечный свет, мощности вспышки хватило, чтобы “пересветить” солнце и выделить главную героиню в кадре. 

Вторая часть съёмки прошла в комнате/мастерской. Здесь я уже использовал софтбокс Lastolite для накамерных вспышек, установленный на стойку. То есть свет достаточно сильно смягчался. Однако, если вы обратите внимание на вид за окном, то увидите правильно проэкспонированную улицу. Сто́ит отметить равномерное освещение комнаты и само́й модели. Подобная мощность вспышки позволяет работать практически в любых условиях. В тех условиях, где происходила съёмка, можно было бы работать даже просто отражённым светом от помещения.

Так выглядели условия съемки без работы вспышки:

Модель: grigorenko.art. © Молчанов Павел / Photar.ru

Кадры ниже сняты уже с использованием вспышки:

День второй

Ну какое же путешествие без кафешек и барчиков? В обстановке приглушённого освещения практически невозможно добиться чётких картинок динамичных сцен. В такой ситуации вспышка подходит как нельзя лучше. В этой серии я снимал небольшую вечеринку и основная часть кадров посвящена разным людям на ней присутствующим. Все представленные кадры были сделаны прямым направленным светом вспышки, так как потолок и стены заведения были окрашены в серые и тёмно-серые цвета, что не даёт получить красивый отражённый свет. Ещё одной важной художественной особенностью стало использование техники смешанного света (да-да, смешанный свет при съёмке на смартфон – такое возможно!). Это позволило придать кадрам больше динамики и подчеркнуть атмосферу происходящего. 

На этом этапе уже невозможно не сказать про некоторые технические моменты. Самое главное – съёмку на iPhone 12 Pro Max с использованием Profoto A10 можно вести только через фирменное приложение (поддерживаются модели начиная с iPhone 7). Приложение очень удобно и интуитивно понятно, имеет поддержку RAW формата (DNG), а с версии 2.5 вообще позволяет работать в автоматическом режиме с TTL! О поддержке высокоскоростной синхронизации я, думаю, вы догадались на предыдущей серии. Если вы следите за нашими экспериментами, то наверняка видели несколько предыдущих видео, где я рассказывал также про съёмку на iPhone. Ранее приложение Profoto не обладало TTL, а высокоскоростная синхронизация работала не совсем корректно. При выдержке ниже 1/60 включалась минимальная мощность вспышки, что серьёзно ограничивало съёмку при ярком естественном освещении. Теперь эта проблема полностью решена.  

В приложении Profoto съёмка ведётся как полностью в автоматическом режиме, так и с ручными настройками. Доступно управление балансом белого, выдержкой и ISO. Поскольку диафрагма в объективах смартфонов фиксированная, то соответственно управление этим параметром отсутствует. Сохранение файлово, как уже писал выше, доступно в формате RAW, а также в HEIC и JPEG.

Для редактирования RAW файл можно легко экспортировать в Adobe Lightroom Mobile или в галерею фотографий и далее уже редактировать в стандартном приложении фото смартфона iPhone. Следует отметить, чтобы вспышка подключилась к смартфону, в iPhone должен быть включён Bluetooth, а в настройках вспышки в разделе Bluetooth должно быть установлено значение YES для пункта Discoverable. Подключение происходит моментально, никаких дополнительных манипуляций осуществлять не надо. Управление мощностью вспышки и пилотный светом осуществляется непосредственно в приложении.

Итак, даже репортажная съёмка мероприятия доставила мне массу удовольствия! Немаловажный плюс состоит ещё и в том, что любую картинку вы можете моментально запостить в социальные сети или поделиться с любым человеком (и особенно быстро через AirDrop, если у него iPhone)!

День третий

На третий день моего путешествия я снимал девушку, занимающуюся автогонками.

Модель: sush_art. © Молчанов Павел / Photar.ru

Мне хотелось поснимать её и с автомобилем и отдельно на фоне красивых пейзажей. Так как не всем типам лиц подходит жёсткий свет, я решил снова использовать софтбокс для накамерных вспышек Lastolite. В этой съёмке я периодически устанавливал вспышку на стойку и периодически снимал с рук, что, по-своему позволяет разнообразить кадры.

Как видите, даже яркое небо позади остаётся отлично проработано. А вот возможности RAW формата iPhone 12 Pro Max вы сами можете отлично оценить – в редакторе я снизил экспозицию некоторых кадров почти на 2 ступени и получил детали в светах!

Скачки́ света происходят из-за переключения между модулями камеры в процессе съёмки. В iPhone 12 Pro Max они имеют разные диафрагмы: f/2.2 для портретной камеры, f/1.6 для широкоугольной и f/2.4 для сверхширокоугольной камеры. А в процессе съёмки я не всегда уделял внимание изменению настроек. Но как видите, возможности RAW формата прощают даже такие ошибки.

День четвертый

На следующий день я отправился с друзьями на прогулку в лес и туда я также взял с собой вспышку Profoto A10 и iPhone 12 Pro Max.

В этой съёмке мне было важно отделить главных героев от фона, но оставить фон читаемым. В съёмке у водопада я увеличили зум на вспышке, потому как не было возможности подойти близко со вспышкой и такое решение позволило мне добиться необходимой интенсивности и нужного контраста на героях. В остальных случаях я использовал компактный софтбокс Lastolite для накамерных вспышек. Все кадры сделаны без использования стойки для света. 

Заключение

В заключение хочу сказать, что возможность съёмки на телефон со вспышкой даёт новые потрясающие возможности, причём в любых жанрах! Я остался очень доволен полученными картинками и той мобильностью и компактностью, что даёт этот тандем.

Софтбокс и стойку я с собой не возил, а попросил её в городе, где останавливался у друзей. Отмечу, что всегда можно с собой взять зонт — эта насадка не занимает много места и весит довольно мало, а съёмка с этой насадкой довольно проста. Кстати, хотел бы напомнить про наш цикл #ProСвет, где я подробно разбираю, как работать с теми или и иными светоформирующими насадками. Так что обязательно заходите и подписывайтесь на наш YouTube-канал PhotarTV. До новых встреч!