Интервью с фотографом-портретистом Димитрием Александровым

фото: Димитрий Александров

Сегодня в рамках рубрики #Нашилюди хочу познакомить вас с российским фотографом-портретистом – Димитрием Александровым. Он профессиональный коммерческий фотограф, чьи работы я могу с уверенностью сказать – смогут вдохновить вас на ваше творчество!

Каждый портрет автора будто отдельная история и в этом эксклюзивном интервью для Photar.ru, Димитрий поделится одной из таких историй, а также расскажет чуть больше о себе.

фото: Димитрий Александров

Для начала представьтесь нашим читателям и расскажите чуть больше о себе.

Здравствуйте, уважаемые читатели, меня зовут Димитрий, я портретный фотограф. Честно говоря, вопрос «откуда я» всегда вводит меня в небольшой ступор, но я попробую разложить всё по полочкам.

Реклама

Исторически я из небольшого посёлка в Краснодарском крае под названием «Красносельский» с численностью населения 7630 человек. После школы я переехал в Краснодар и поступил на Художественно-графический факультет и проучился там еще 5 лет. После окончания университета я уехал в Испанию и суммарно прожил в разных городах больше 2 лет. Также я жил в Москве 1 год и на данный момент живу в Санкт-Петербурге уже второй год. Всё это объединяет одно: я всегда занимался только фотографией и ей же зарабатывал себе на жизнь.

фото: Димитрий Александров

Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?

В возрасте 3 лет отец мне отдал сломанную мыльницу, в которой работала только одна вспышка, но этой вспышки хватило, чтобы очаровать моё сознание навсегда. Я считаю, что именно этот момент был основополагающим. За неимением возможности создавать снимки в этом возрасте при существующей потребности самовыражения я стал учиться рисовать и посвящал этому большую часть своего времени, а о фотографии как о виде искусства забыл до 2016 года.

Когда я учился в университете, у меня появилась первая зеркальная камера и, на самом деле, я не делал какого-то серьёзного выбора заниматься мне фотографией или нет, я просто взял камеру и не расстаюсь с ней до сих пор.

фото: Димитрий Александров

На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?

В данный момент я снимаю на Fujifilm XT-4 с объективами 23мм f2 и 56мм 1.4. В первую очередь я взял эту камеру не из-за технических особенностей, а из-за тактильных и эстетических ощущений — этой камерой банально приятно пользоваться, к тому же она очень компактная, что немаловажно при разъездном образе жизни, как у меня.

В плане редакторов всё стандартно: Photoshop и Camera Raw — этот софт с головой покрывает все технические задачи.

фото: Димитрий Александров

Кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?

Мои основные источники вдохновения — это живопись и кино. Если вас интересуют конкретные имена, то в мире кино это Дэвид Линч, Стенли Кубрик, Жан-Пьер Жёне, а в мире живописи — Михаил Врубель, Николай Фешин, Денис Саражин. В своё время меня очень впечатлил в плане цветового решения фильм «Амели», его зелено-красные тона можно встретить в моих работах до сих пор.

фото: Димитрий Александров

Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?

Моя любимая поговорка — «Не кастрюля варит борщ» и я считаю, что совершенно неважно на какую технику снимает фотограф, главное, как он ей пользуется. Я сам недавно сделал даунгрейд и сменил свою полнокадровую, многомегапиксельную Sony на камеру с crop матрицей, у которой почти вдвое меньше мегапикселей. Я сделал выбор в пользу комфорта, небольших габаритов и ничуть не жалею об этом. Мне кажется, о стереотипе «чем больше камера, тем профессиональнее фотограф» нужно забыть.

фото: Димитрий Александров

Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?

Поскольку я люблю анализировать картины с точки зрения цветового решения, для меня работа с цветом в фотографии является приоритетнее и интереснее. Но иногда у меня есть настроение и на ч/б съёмку.

фото: Димитрий Александров

Пленка или цифра, почему?

Скрывать не буду, я просто обожаю плёночную фотографию, но предпочту цифру. В современных реалиях плёночной фотографией заниматься просто накладно — фотоплёнки становится меньше, стоимость ее растёт, да и нарваться на неисправность в фототехнике очень просто. В данный момент жизни я отношусь к плёнке как к хорошему тренажёру для фотографа: ты постоянно думаешь о кадре, обо всех технических мелочах и это закаляет тебя.

фото: Димитрий Александров

Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?

Так как я люблю уличные съёмки, я привык к естественному освещению, мне нравится момент случайности в уличных съёмках. По сути, любое солнечное отражение от стёкол дома может подарить тебе прекрасный контровой свет, либо блик, который идеально ляжет на модель, в то же время пасмурная погода может дать нам мягкое и обволакивающее освещение. В таких условиях съёмка превращается в игру «найди свет», в которую я с удовольствием играю.

фото: Димитрий Александров

Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.

Однозначно это портрет бездомного Дяди Миши. Этот кадр я «добывал» очень долго, и сама история тянет на отдельную статью. Могу лишь сказать, что кадр был сделан после рассказа о смерти его семьи. Этот кадр победил в ряде российских и международных конкурсов.

фото: Димитрий Александров

Как проходит ваш стандартный съемочный день. Т.е. вот вы студии или еще где-то, с чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?

95% всех моих съёмок я провожу самостоятельно. Всё начинается с непринуждённой беседы с фотографируемым и в этот же момент я настраиваю камеру. В случае, когда съёмка происходит на улице, я анализирую местность на освещение и, если человека вижу впервые, сразу думаю о том, с каких ракурсов его лучше снимать.

фото: Димитрий Александров

Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?

Я считаю себя художником, так как проецирую свои мысли и идеи на снимки, но в моих работах также присутствует момент документальности. Я никогда не прошу модель изобразить что-то намеренно. С помощью небольших манипуляций я люблю добиваться нужного мне настроения в кадре и нужной эмоции от фотографируемого, что и добавляет ту самую документальность.

фото: Димитрий Александров

Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Я не чувствую, что меня что-то заставляет брать камеру, я просто снимаю и всё. Я не могу представить свой день, чтобы я совсем не думал о фотографии. Конечно, так же, как и у любого творческого человека у меня бывает творческий упадок сил, но, как правило, после этого упадка происходит резкий подъём.

фото: Димитрий Александров

Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.

Так получилось, что во время пандемии я находился в Испании и в самый разгар пандемии съёмок у меня конечно же не было. Этот период я разбавлял необычными съёмками по скайпу и занимался индивидуальным обучением по фотографии. В любой кризис главное держать хвост пистолетом и подстраиваться под новые реалии.

фото: Димитрий Александров

Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

Самый главный совет для начинающего фотографа — это исключить критику от «диванных фотографов» и прислушиваться только к тем людям, которые имеют для вас авторитет в этой сфере. Сколько раз я видел неплохие работы от новичков, которые отправляют фотографии на критику в фотопаблики, а вместо критики они получают литры необоснованного мнения. Такие моменты могут сбить с правильного пути начинающего фотографа. Ну и второй совет до банальности прост — не ленитесь :) вот прям совсем не ленитесь.

фото: Димитрий Александров

Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?

Планируйте съёмку заранее. А именно:

– Идея;
– Цветовое решение;
– Ракурсы и позы.

фото: Димитрий Александров

Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно особенно в наших реалиях?

Всё зависит от количества ваших доходов от фотографии. Я бы посоветовал самозанятость.

фото: Димитрий Александров

Расскажите о ваших наградах если таковые есть.

– Best of Russia 2016 (Портрет)
– AdMe Photo awards 2016 (Портрет)
– 35 awards 2016, 2017 (Портрет)
– Lens Culture 2017 (shortlist)

фото: Димитрий Александров

Благодарю вас за то, что нашли врем для данного интервью.

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Вконтакте: vk.com/da_portraits
Сообщество ВК: vk.com/da_photo_art
Телеграмм: t.me/alexandrov_blogofoto
Следите за новостями в наших социальных сетях

ВконтактеДзен, Telegram и YouTube