Герхард Касснер: о фотографии знаменитостей

фото: Gerhard Kassner

В интервью Йенсу Пепперу фотограф знаменитостей Герхард Касснер (Gerhard Kassner) рассказал о Берлинале 2003-2019 годов. Каснер делится своими мыслями о съёмке звёзд, переходе на цифровую фотографию и запоминающихся моментах, которые характеризуют его работу в качестве официального фотографа фестиваля.

автопортрет: Gerhard Kassner

Скоро стартует Берлинский международный кинофестиваль, с 2003 по 2019 год вы официально фотографировали портреты актёров, актрис, режиссёров, членов жюри и продюсеров, приглашённых на фестиваль. Чувствуете ли вы ностальгию сейчас, когда начинается следующий год Берлинского международного кинофестиваля? Скучаете ли вы по этой работе?

Я всегда впадаю в уныние, когда начинается следующий год и на улице становится серо, тоскливо и холодно. Я работаю на Берлинале уже 17 лет, и это всегда по-разному. Предвкушение и подготовка помогли мне начать будущий год на очень позитивной ноте. В течение десяти дней Берлинале я всегда был в приподнятом настроении и полностью сосредоточен на поставленной задаче. Сейчас я снова работаю над портретами Берлинале, обрабатываю и оптимизирую данные и готовлю выставку. Я только что закончил очень хорошую выставку в галерее Zodiac Garden в Омахе, штат Небраска, которая открылась в начале декабря.

автопортрет: Gerhard Kassner

Как вы получили свою работу? Вы подали заявку или вас пригласили?

Реклама

Когда директор фестиваля Мориц де Хадельн сменил Дитера Косслика, на пробу были взяты ранее существовавшие портреты 50 x 60 см, сделанные на Polaroid. Этот материал был очень дорогим, стоил около 100 евро за снимок, и в 2002 году я уже работал фотографом-документалистом на Берлинском международном кинофестивале, и меня вместе с двумя другими фотографами попросили предложить новую концепцию звёздных портретов. В то время я уже имел опыт работы с цифровой фотографией и владел широкоформатным принтером, так что было вполне логично использовать эту технологию.

Тогда работа выпала на долю троих фотографов. Нас всех попросили придумать новую концепцию для звёздных портретов, и, конечно, победитель был только один.

фото: Gerhard Kassner

Так что решающим фактором стала цифровая съёмка. Какова была новая концепция, которую вы предложили?

Я хотел, чтобы эта съёмка стала уникальной и мощной, в отличие от мощного полароидного стиля, который предлагала аналоговая фотография в прошлом. Для меня наиболее подходящим методом была цифровая фотография, поскольку технически было возможно делать большие отпечатки с достаточным разрешением. Компания Canon только что выпустила свою первую камеру с полнокадровой матрицей KB и разрешением 11 мегапикселей, и, получив спонсорское предложение от Kodak, они стремились продемонстрировать свою новую технологию профессиональной аудитории в практической обстановке. Более того, как и в предыдущие годы, фотографии, сделанные сразу после съёмки, должны были быть показаны публике в Berlinale Palast.

фото: Gerhard Kassner

Вы упомянули ключевые слова “производство” и “презентация”. Давайте начнём с первого. В Berlinale Palast вы снимали фильм в небольшой студии.

На Берлинском международном кинофестивале у меня была небольшая студия в пресс-центре рядом с VIP-клубом в отеле Grand Hyatt. Там была установлена моя студия и всё моё операторское оборудование, а также компьютер. Широкоформатный принтер и камера были одолжены у Canon. Эти камеры были новинкой на рынке, и в феврале 2003 года в Германии их было всего несколько штук. Без спонсорской поддержки этих снимков бы не было.

фото: Gerhard Kassner

Как уже упоминалось в начале, в ваши обязанности входило съёмка звёзд, продюсеров и т.д. Как вы справились с этой задачей?

Всё было заранее согласовано с продюсером фильма. Затем приглашённые агенты приводили звёзд в мою студию, предварительно посоветовавшись со мной. Обычно это происходило перед пресс-конференцией и перед общим фотоколом, после того как Дитер Косслик встречал съёмочную группу в VIP-зале.

С самого начала было ясно, что встречи будут короткими. Я всегда восхищался однокадровыми фотографиями, которые мои предшественники делали своими огромными фотоаппаратами Polaroid. Теперь я стоял здесь с классической камерой, и меня поначалу часто спрашивали, где же большие “Полароиды”. Затем мы попытались сфокусироваться друг на друге с помощью упрощённых помещений и мультифокального, узкого света, и мы продолжали придерживаться этого стиля в течение многих лет.

фото: Gerhard Kassner

Расскажите нам о вашем первом дне в качестве официального портретного фотографа Берлинского международного кинофестиваля 2003 года. Нервничали ли вы? Кого вы собирались фотографировать?

Чернила на моём контракте ещё не высохли, поэтому я подошёл к заданию с авантюризмом. Первым сюрпризом стала фотостудия, которая только что была разделена. Я слышал, как снаружи идёт работа, но мои вспышки тоже были снаружи, и наоборот. Затем в студию одновременно вошли звёзды фильма-открытия “Чикаго”: Ричард Гир, Кэтрин Зета-Джонс, Рене Зеллвегер и их свита. Цифровая съёмка в таком разрешении была в новинку, и вопросы сыпались со всех сторон. Вскоре, как раз к церемонии подписания, отпечаток уже находился на стенах Берлинского международного кинофестиваля и получил положительные отзывы.

фото: Gerhard Kassner

Что это значит? Фотография была отредактирована и напечатана вами сразу после съёмки, а затем снова отправлена вам для подписания портрета. Но ведь подпись была поставлена кем-то другим? А когда и как фотографии доставлялись в Berlinale Palast?

Обычно между съёмкой и подписью проходит несколько часов, за это время успевают отобрать, оптимизировать и, главное, скомпоновать фотографии для выставки в Berlinale Palast. Редко случался “осмотр” объекта портрета, а если и случался, то сразу после пресс-конференции. Автографы раздавались в присутствии Дитера Косслика, на красной дорожке и в зрительном зале, где публика ждала появления звезды. Автографы раздавались у входа в Berlinale Palast.

автопортрет: Gerhard Kassner

Как выяснилось позже, снимки были выставлены по всей территории фестиваля. Отпечатки были выставлены на первом этаже только для раздачи автографов, а после окончания премьеры фильма переместились на другие этажи Berlinale Palast. В общей сложности здесь было выставлено около 120 портретов. Размер отпечатков составлял 91 x 150 см, а самих изображений — 80 x 120 см.

фото: Gerhard Kassner

Вы заранее знали, кто и когда к вам придёт. Готовились ли вы к встрече? Иными словами, информировали ли вы себя о том, кого собираетесь фотографировать, чтобы не встретить совершенно незнакомого человека?

Каждый день был список, кого и когда будут фотографировать, и, конечно, я старался заранее подготовиться к встрече, потому что в первые годы в фотостудиях не было доступа в интернет. Иногда ассистенты давали мне информацию, но мне также нравилось встречаться с незнакомыми людьми, а для лучшего общения в студии всегда была распечатка текущей Берлинале.

Художественная свобода ограничена в такой короткий период времени. У вас также была определённая точка отсчёта. Тем не менее если модели соглашались, мы могли снять небольшие серии, некоторые из которых я показал на своей персональной выставке в Project Space Фонда Хельмута Ньютона в 2022 году.

фото: Gerhard Kassner

Если я правильно помню, у вас было успешное сотрудничество, например, с Николь Кидман. Как прошла ваша сессия с ней?

Да, Николь Кидман. Я встретил эту замечательную женщину с учащённым сердцебиением и предвкушением. Она была так прекрасно подготовлена, и с ней был только публицист. Это обещало захватывающий фотографический диалог. Однако через 1 минуту и 14 секунд публицист замолчал. Я был слишком потрясён и слишком нервничал, чтобы ответить на весьма непринуждённое предложение Николь Кидман сделать ещё несколько снимков. Когда она снова исчезла, я побежал к компьютеру и просмотрел 17 фотографий, сделанных за это короткое время. Я был так счастлив, что открыл для себя культовый портрет, который преследует меня с тех пор.

фото: Gerhard Kassner

Вы также выставляете эти 17 фотографий?

Я с удовольствием выставляю свою серию 1:14 с Николь Кидман. Это короткий фотографический диалог со счастливой и окончательной кульминацией.

фото: Gerhard Kassner

Какая съёмка была вашей самой любимой?

Киану Ривз не хотел сниматься в фильме 2005 года “Thumbsucker («Пальчики оближешь»)”. Продюсеры фильма вычеркнули его из картины с самого начала съёмок, не объяснив причины: “Когда я снимал “Частную жизнь Пиппы Ли” в 2009 году, он пришёл ко мне в студию сразу после съёмок и попросил показать ему все отснятые материалы. Я сказал ему, что всё в порядке, и передал ему экран камеры после первого дубля, после третьего дубля он вышел из комнаты, даже не попрощавшись.

фото: Gerhard Kassner

До сих пор всё это было связано с голливудскими звёздами. Но Берлинский кинофестиваль привлекает кинематографистов со всего мира. Голливудские актёры, режиссёры и продюсеры ведут себя на фотосессиях иначе, чем, например, актёры из Франции, Индии или Кореи? Сталкивались ли вы с какими-то культурными различиями?

На Берлинском международном кинофестивале перед камерой стояли только те актёры, которые привыкли быть “на виду” или считали себя режиссёрами. В связи с этим диалоги всегда были продуманными. Работа в спешке помогла избежать клише, но звёзды, которых часто фотографируют, часто могут видеть себя только в фиксированном виде. Конечно, есть региональные различия и фотографические традиции, которые можно увидеть в диалогах. Мне всегда нравилось изображать и работать с разнообразием.

фото: Gerhard Kassner

Получают ли ваши объекты съёмок отпечатки своих портретов?

В качестве благодарности я всегда дарю своим объектам два отпечатка формата DIN A4, которые вместе с сертификатом отправляются в кинокомпанию, участвовавшую в фестивале.

фото: Gerhard Kassner

Что происходит с подписанными фотографиями после фестиваля? Они хранятся в архиве Берлинале или в музее кино?

Поскольку оригинальные подписанные отпечатки, сделанные три года назад, были почти утеряны из-за неправильного хранения после наводнения 2006 года, их передали в Немецкую школу кино. В результате нам посчастливилось принять участие в двух замечательных выставках, а фотографии сохранились в целости и сохранности.

фото: Gerhard Kassner

Действительно ли вам принадлежат все права на фотографии?

Отпечатки являются собственностью Берлинского международного кинофестиваля, а авторские права принадлежат мне.

фото: Gerhard Kassner

Являетесь ли вы фанатом кино и что вы будете смотреть на Берлинале?

Моя жена управляет сетью кинотеатров Europa Cinema, и мы оба любим ходить в кино. У нас не было возможности увидеть оригинальные фильмы на Берлинале, поэтому мы всегда радуемся возможности посмотреть их снова спустя годы и понять гармонию тогдашних постановок.

Ещё больше работ по ссылке: https://www.kassnerfoto.com/

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube