Универсальные компактные телеобъективы всегда пользовались спросом как среди фотографов любителей, так и среди профессионалов. Единственный минус подобных объективов «благодаря» их компактности, это низкая светосила. Однако, современные фотокамеры прекрасно снимают на высоких значениях ISO, что в некотором смысле нивелирует этот минус. В январе 2021 года компания Fujifilm представила объектив Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR, заполнив тем самым некоторый пробел в модельном ряду объективов для беззеркальных камер серии X. В этом обзоре мы подробно протестируем и узнаем на что способна новинку. Поехали!

Внешний вид и характеристики Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6

Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR получил довольно компактный корпус. Минимальные размеры всего 132,5 см, а диаметр 75 мм. В телеположении его длина уже составляет 205,5 мм, что тоже не так уж и много.

C надетой комплектной пластиковой блендой объектив приобретает, если можно так сказать, профессиональный вид и совсем некомпактные размеры. Однако, применение бленды здесь практически не требуется и в тестах ниже вы поймёте почему. 

Как правило, подобные компактные объективы оснащены парковочным механизмом, здесь его нет. Таким образом, он сразу же готов к работе и не нужно производить дополнительных манипуляций.

Реклама

Бо́льшая часть корпуса изготовлена из пластика, что ощущается в его весе – всего 580 грамм. При этом корпус обладает защитой от проникновения пыли и влаги. Ход кольца зуммирования в меру тугой. К сборке никаких претензий, всё сделано качественно. 

Байонетное крепление металлическое. По диаметру установлено уплотнительная резиновая вставка. 

Кольцо трансфокатора и автофокуса покрыто резиной для комфортной работы. Фокусировочные кольцо электронное. В настройках фотоаппарата можно указать тип движения – линейное и нелинейное, а также направление вращения. Фокусировка внутренняя, за перемещение фокусировочной группы линз отвечает быстрый линейный мотор. 

Минимальная дистанция фокусировки Fujinon XF 70-300 составляет 83 см. На корпусе есть переключатель ограничителя фокуса от 5 метров до бесконечности.  

Автофокусировка абсолютно бесшумная, что оценят операторы, снимающие видео. Я столкнулся с некоторой медлительностью автофокуса, когда работа происходит на максимальных фокусных расстояниях. Объектив не всегда это делает быстро и точно, однако, именно здесь и нужен тот самый переключатель дистанции фокусировки. Когда мы ставим его в положение 5 метров-бесконечность, то объектив на максимальных фокусных начинает работать быстрее, однако всё равно не так быстро, как на широком угле. 

Fujinon XF 70-300 оснащён кольцом регулировки диафрагмы. Ход дискретный (ступенчатый), что позволяет тактильно ощущать переключение диафрагмы, это удобно. За активацию кольца диафрагмы отвечает отдельный переключатель на корпусе объектива.

Помимо этого, на корпусе присутствует блокиратор зума, предотвращающий нежелательное раскладывание объектива. К слову, «хобот» держится самостоятельно и без блокировки, но, вероятно, со временем блокиратор станет необходим. 

Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR оснащён оптической стабилизацией, что, несомненно, большой плюс. Отдельного переключателя на корпусе нет, управление стабилизацией происходит только через меню фотокамеры. К слову, если фотоаппарат обладает матричной стабилизацией, то она работает только совместно с оптической. Включить только матричную или только оптическую стабилизацию увы нельзя. По заявлению производителя система стабилизации способна компенсировать до 5,5 ступеней. Какой выигрыш даёт использование этого объектива на фотоаппарате с матричной стабилизацией, не сообщается. 

Оптическая схема нашего героя состоит из 17 линз в 12 группах. Среди них есть 1 асферический элемент и 2 элемента со сверхнизкой дисперсией. 

Максимальная диафрагма, как ясно из названия, переменная. На широком конце соответствует значению f/4, а на узком – f/5,6. Вне зависимости от фокусного расстояния минимальная диафрагма составляет f/22. Конструкция диафрагмы состоит из 9 лепестков. 

Диаметр светофильтра 67мм.

Важно отметить, что Fujinon XF 70-300 совместим с телековертерами XF1.4X TC WR и XF2X TC WR. Эти телеконвертеры уменьшают светосилу на один и два стопа соответственно, однако мы получаем впечатляющие фокусные расстояния. В случае использования конвертера XF1.4X TC WR это 98-420мм, а XF2X TC WR — 140-800мм!

Тестирование Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6

По классике жанра наших тестов объективов начнём с резкости. Для этого я испольную нашу стандартную миру. 

Прим. ред. Справа — центр кадра, слева – периферия. Переключение диафрагмы осуществляется под таблицей. 

70 мм:

f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

Уже на максимально открытой диафрагме по центру кадра мы видим хорошую резкость. А вот периферия не может этим похвастаться – на качество картинки дополнительно влияет виньетирование и хроматические аберрации. Максимальная резкость на периферии начинается приблизительно со значения f/5. Приблизительно на значении f/11 наблюдается общее смягчение картинки, которое усиливается с каждым новым значением диафрагмы. 

Fujifilm X-S10 + Fujinon 70-300/4-5.6. Параметры:1/200, f/8, ISO160, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

300 мм:

f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

На фокусном расстоянии 300мм практически такое же поведение. Центр резкий, но чуть менее резкий, чем на 70мм, а общее снижение качества начинается с f/11.

 Fujifilm X-S10 + Fujinon 70-300/4-5.6. Параметры:1/280, f/11, ISO160, 240mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Таким образом, рабочими значениями для Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6, на которых можно получить максимальную резкость по всему полю кадра, можно считать f/5-10 в зависимости от фокусного расстояния.

Геометрия

Fujifilm X-S10 + Fujinon 70-300/4-5.6. Параметры:1/250, f/5, ISO12800, 118mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Один асферический элемент в оптической конструкции нашего героя призван снизить эффект дисторсии, то есть искажения геометрии. На фокусном расстоянии 70мм мы наблюдаем незначительную, для объектива с таким диапазоном фокусных расстояний, подушкообразную дисторсию.

70мм:

Фокусное расстояние 300мм также показывает подушкообразную дисторсию, однако, эффект значительно меньше.

300мм:

Fujinon XF 70-300mm показывает отличную геометрию для объектива с такими характеристиками фокусных расстояний. Следует отметить, что внутрикамерная коррекция выравнивает картинку идеально. 

Хроматические аберрации

Fujifilm X-S10 + Fujinon 70-300/4-5.6. Параметры:1/4000, f/5.6, ISO160, 300mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

И вот тут объектив, четно говоря, меня поразил. Для объектива всего с двумя элементами со сверхнизкой дисперсией показатели очень даже впечатляющие. В практических условиях съёмки я смог увидеть эффект хроматических аберраций лишь в жёстких условиях, в которых никто в здравом уме снимать не будет.

кроп

Как видите, это прямой яркий солнечный свет и только в таком случае мы можем получить заметный эффект. Но я на этом не остановился и проверил объектив в лабораторных условиях.

Существует два типа аберраций продольные и поперечные. Продольные ХА проявляются на открытых диафрагмах по всему полю кадра, а поперечные, как правило, ближе к краю и на всех значениях диафрагмы. 

Итак, слева продольные, справа поперечные:

70 мм:

f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

300 мм:

f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

Как видите, продольные аберрации абсолютно минимальны, на них даже не сто́ит обращать. А вот поперечные более заметны, но опять же, для объектива с таким диапазоном фокусных расстояний это очень классный показатель. 

Виньетирование

На фокусном расстоянии 70мм f/4-5.6 показывает наибольшее проявление виньетирования, после f/8 эффект уже незаметен. Фокусное расстояние 300мм показывает виньетирование в диапазоне f/5.6-10. В целом сильное проявление эффекта виньетирования для нашего героя не характерно. 

Бликозащита

Помните, я писал по поводу бленды? Хоть она и идёт в комплекте, её применение здесь фактически не требуется. В процессе двух недель тестирования я так и не смог поймать «зайчика». Причём не то что в стандартных условиях съёмки не появляются блики, но и при намеренном поиске угла контрового света блик поймать не получится. Однако, можно заметить снижение контрастности вокруг контрового источника света, такое поведение вполне приемлемое для такого уровня объектива.

В целом Fujinon XF 70-300mm показал себя очень хорошо!

Боке

Fujifilm X-S10 + Fujinon 70-300/4-5.6. Параметры:1/450, f/5.6, ISO160, 300mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru 300

Хотя Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 и обладает не самой высокой светосилой, большое фокусное расстояние позволяет получить красивое боке. Причём рисунок размытия выглядит художественно как на заднем, так и на переднем плане.

Давайте проанализируем характер боке более детально. 

70 мм:

f/4
f/4.5
f/5
f/5.6
f/6.4

На 70мм (экв. 107мм на полном кадре) объектив выдаёт равномерно заполненные световые диски с малозаметным эффектом луковых колец и небольшим свечением краёв. На максимально открытой диафрагме наблюдается искажение формы к краю кадра, что является нормальным поведением, а при небольшом закрытии диафрагмы диски становятся практически одинаковыми. 

300 мм:

f/5.6
f/6.4
f/7.1
f/8
f/9

Если вы хотите получить максимально размытый фон на любом зум-объхетиве, то используте максимальное фокусное расстояние и максимально открытую диафрагму. Как видите, на 300мм (экв. 457мм на полном кадре) световые диски получаются очень большими, по сравнению с 70мм. Здесь уже более заметен эффект луковых колец и каёмка по периметру диска. В целом характеристики боке нашего героя нельзя сравнивать со светосильными фиксами 85мм или 135мм, что и логично, но выглядит вполне приемлемо для столь универсального объектива.

Стабилизация

Как я уже отмечал выше, наш герой оснащён оптической стабилизацией, что особенно ценно для такого диапазона фокусных расстояний и с учётом того, что не все камеры Fuji оснащены матричной стабилизацией. Тестирование Fujinon XF 70-300mm производилось на камере Fujifilm X-S10 (наш обзор), которая как раз таки оснащена матричной стабилизацией. 

Управление работой стабилизации происходит только через меню фотоаппарата. Поскольку камера не позволяет использовать только оптическую стабилизацию без работы матричной, узнать истинную эффективность оптической стабилизации мне не удалось. Однако, признаюсь честно, результаты меня поразили. 

На графиках вы можете наблюдать сравнения картинки с использованием стабилизации и без неё. Всё, что ниже 70 процентов, считается неприменимым результатом на практике. Таким образом, на 70мм мы видим запас почти в 6 ступеней, что уже круто, но на 300мм уже наблюдается запас в 7(СЕМЬ!!!) ступеней. Эффективность стабилизации поражает! Причём первые 4.5 ступени – это практически стопроцентный резкий результат. 

Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 для видео

Конечно, объектив с таким диапазоном фокусных расстояний не станет популярным выбором для съёмки видео. Однако, задачи бывают разные и я все же протестировал характеристики, которые важны для видеооператора. К слову сказать, компактность объектива позволяет установить его даже на небольшой стедикам, к примеру, как мой Zhiyun Weebill S. С балансировкой не возникает никаких проблем, даже если дополнительно поставить приёмник радиопетлички. 

Итак, что нас интересует в плане возможностей для видео. Первое – это дыхание фокуса. Проявляется этот эффект в виде изменения масштаба при перефокусировке. И в этом объективе оно не проявляется! Точнее проявляется, но составляет всего 1 процент на любом фокусном расстоянии при перефокусировке с минимальной дистанции на бесконечность. Это отличный показатель. 

Следующий параметр — смещение фокуса во время зуммирования или вариофокальность, если это смещение присутствует и парфокальность, если это смещение отсутствует. 

Изменение фокусного расстояния 70-300мм:

Изменение фокусного расстояния 300-70мм:

При максимальном изменении фокусного расстояния от 70 до 300мм дистанция смещается приблизительно на 2,5 см вперёд. При обратном изменении фокусного расстояния смещение уже больше 4 см. Это заметно, однако, не сто́ит забывать, что диапазон фокусных здесь большой, это больше чем 4-кратное увеличение, так что смещение приемлемое. К слову, парфокальность это характеристика присущая дорогим специализированным кинообъективам. 

Галерея Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6

Заключение

Объектив Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6, на мой взгляд, получился весьма удачным. Безусловно, он не лишён и недостатков, но не сто́ит забывать, что мы говорим о бюджетном объективе. Fujinon XF 70-300mm это очень крепкий середнячок, который можно смело рекомендовать как новичкам, так и профессионалам, в качестве компактного и универсального объектива. 

Следует отметить, что фактически Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 не имеет аналогов. Подобных объективов нет у сторонних производителей для байонета X-Mount, а те, что есть у само́й Fujifilm, занимают собственную нишу. Ближайшими альтернативами можно считать XF 55-200mm F3.5-4.8 R LM OIS и XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR. Первый это чуть более светосильный и компактный объектив, однако он не обладает защитой от пыли и влаги и всё-таки на 100mm короче на максимальном фокуссном расстоянии. Объектив 100-400mm – это более профессиональный объектив, его вес в 2, 5 раза больше и то же самое можно сказать о его стоимости. 

Плюсы:

  • Минимальные хроматические аберрации
  • Очень эффективная стабилизация
  • Отличная геометрия для объектива этого сегмента
  • Отличная бликозащита
  • Отсутствие дыхания фокуса
  • Защита от проникновения пыли и влаги
  • Качественная сборка 

Минусы:

  • Минимальное виньетирование 
  • Невысокая скорость работы автофокуса на длинном конце
  • Снижение резкости на периферии 

Спасибо за внимание. Буду рад вашим комментариям! Следите за нами в социальных сетях FacebookВконтактеTelegramInstagram и YouTube-канал.