Обзор Fujifilm GFX50S II. Народный средний формат

Fujifilm продолжает свой уверенный путь в мире среднеформатных беззеркальных камер. Благодаря усилиям компании, средний формат или крупный формат (как называют его сами в Fuji) стал как никогда ближе для фотографов как в плане цены, так и эргономики. Сегодня у нас на обзоре последняя новинка Fujifilm GFX50s II, которая обладает самой низкой стоимостью среди среднеформатных камер на старте продаж. На что пошла компания, чтобы достичь такого результата, есть ли компромиссы? Разбираемся в обзоре! 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Самая первая беззеркальная среднеформатная камера линейки GFX была показана широкой публике в 2016 году — GFX50S. Исходя из названия это был предшественник нашего героя, однако тут не всё так просто. GFX50S II это не просто второе поколение, это полностью переработанная камера в плане юзабилити. Однако одним улучшением пользовательского опыта здесь не обошлось. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Fujifilm GFX50S II больше похожа на GFX100S, о которой мы подробно рассказали в отдельном обзоре. На самом деле GFX50S II имеет абсолютно идентичный корпус. Этот те же размеры, тот же вес 900 грамм, магниевый корпус и пылевлагозащита. Конструктив корпуса действительно удачный, камера хорошо лежит в руке, расположение органов управления комфортное. Визуально отличить более старшую модель от нашего героя просто невозможно, выдаёт лишь надпись не левой грани. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Как и у GFX100S здесь есть диск режимов PSAM, к слову, у GFX50S было более классическое управления для камер Fuji с отдельными дисками выдержки и ISO. На верхней панели статусный дисплей, который имеет три режима отображения: гистограмма, графические диски ISO и выдержки и наиболее информативный с отображением всех важных параметров.

Для фото и видео можно выбрать свой экран, который будет включаться при переключении в соответствующий режим съёмки. К слову, рядом с диском режимов присутствует отдельный переключатель фото/видео. 

На корпусе целых восемь программируемых кнопок и в дополнение к этому ещё четыре настраиваемых свайпа по се́нсорному дисплею и два управляющих колеса, функции которых также можно переназначить. Кастомизации здесь уделено особое внимание, каждый фотограф сможет настроить камеру под свои требования и привычки. 

Дисплей неизменен. Это уже пятая камера GFX, которая обладает тем же механизмом наклона по трём осям, диагональю 3,2 дюйма разрешением 2,36 Мп.

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Видоискатель также будет знаком пользователям системы GFX (за исключением GFX100) – это OLED, диагональ 0.5 дюйма, разрешение 3.69 Мп, покрытие 100%, увеличение 0.77x и частота обновления 50к/с. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Джойстик для управления точкой фокуса и перемещением по меню стал удобнее по сравнению с первым поколением. В целом задняя панель достаточна простая, не перегружена элементами управления. Отдельно хочу отметить удобный переключатель режима работы фокуса ну и, конечно, настраиваемое меню Q, которое имеет отдельный набор элементов для фото и видео режима. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

На правой грани отсек для карт памяти – здесь два слота SD с поддержкой скоростного интерфейса UHS-II. Рядом с отсеком заглушка, под которой порт для подключения пульта управления.

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

На левой грани расположились разъёмы под двумя заглушками: микрофонный вход, выход на наушники, USB3.2 Gen1x1 Type-C (у GFX50s был Micro USB), micro HDMI и синхроконтакт. Заглушки прибегают плотно к корпусу и предотвращают попадание грязи и влаги. Среди беспроводных интерфейсов в дополнение к Wi-Fi появился Bluetooth (у 50s Bluetooth не было).

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Через USB-C камера умеет не только заряжать аккумулятор, но и питаться во время работы. Во время теста камеры на перегрев я писал видео более трёх часов с подключённым источником питания при этом уровень заряда аккумулятора не уменьшался. Во многих камерах, которые поддерживают питание во время работы, подключённый внешний источник питания лишь замедляет скорость разряда батареи, здесь же такого не происходит.

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

К слову, о батарее. Здесь установлена NP-W235, такая же как в X-T4 и GFX100S. На одном заряде по нашим тестам камера способна записать до 135 минут видео FHD. По измерениям CIPA на одном заряде можно сделать до 455 кадров, на практике это значение может быть больше, в зависимости от сценария работы, например, при постоянной серийной съёмке. У предшественника ресурс аккумулятора по измерениям CIPA был меньше. Аккумулятор заряжается в камере от USB-адаптера, идущего в комплекте. Отдельного зарядного устройства в комплекте нет. Для полного заряда требуется приблизительно за 90 минут. 

Характеристики Fujifilm GFX50S II

В новом Fujifilm GFX50S II установлена такая же матрица без обратной засветки, как в первом поколении. С одной стороны, это вызывает некоторое разочарование, ведь матрице уже целых шесть лет, а для технологий это очень большой возраст. С другой стороны, на момент анонса эта матрица была передовой и даже спустя шесть лет, она способна выдать конкурентное качество изображения. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Мы имеем дело с матрицей площадью в 1.7 раза больше полнокадровой и несмотря на высокое разрешение 51,4 Мп, пиксель здесь больше чем у 35-мм камер подобного разрешения. Это даёт на практике большой динамический диапазон и высокое соотношение сигнал/шум. И это не просто слова – смотрите наши тесты динамического диапазона. 

В паре со старой матрицей работает новый процессор X-Processor 4, который установлен во всех современных камерах Fujifilm, в том числе GFX100S. Возросшая вычислительная мощность позволила увеличить скорость работы автофокуса. Тем не менее автофокус всё же уступает GFX100S. Причиной тому является отсутствие на датчике пикселей фазового обнаружения. Да, к сожалению, автофокус здесь контрастный. Однако, автофокус GFX50S всё равно работает быстрее всех среднеформатных камер других производителей. Также у новинки появилась детекция лиц и глаз человека, но она работает только в покадровой фокусировке.  

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Второе значимое нововведение – матричная стабилизация. По измерениям CIPA система способна компенсировать до невероятных 6,5 стопов. Для камеры с таким размером сенсора это очень впечатляет. Проверим в тестах ниже. В связи с появлением матричной стабилизации, появилась функция съёмки с высоким разрешением со смещением сенсора, которая создаёт 16 кадров. В этом режиме съёмка происходит с электронным затвором, ISO ограничено диапазоном 100-1600, а полученные 16 кадров придётся объединять вручную в редакторе. 

В остальном характеристики практически идентичны предшественнику. Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO100-12800 (расширенные 50-ISO102400). На карту сохраняется 14-битный RAW, но появилась внутрикамерная конвертация в 16-битный TIFF. Однако, такая конвертация всё равно не даст никаких преимуществ, ведь исходный файл имеет глубину 14 бит. Серийная съёмка 3 кадра в секунду, буфер также 8 файлов для несжатого RAW. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Что касается затвора, то здесь также без изменений. Минимальная выдержка для механического затвора 1/4000, при электронном скорость достигает 1/16000. Синхронизация со вспышкой работает на выдержке 1/125. Отмечу, что если вам необходима более скоростная синхронизация, существует фирменный адаптер H Mount Adapter с полноценным электронным сопряжением, который позволяет использовать объективы Hasselblad со встроенным центральным лепестковым затвором. В этом случае синхронизация будет работать на выдержках до 1/2000 секунды.

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

К слову существует автофокусный адаптер Fringer для объективов полнокадровых Canon EF. С этими объективами камера будет работать в полнокадровом режиме, однако преимущества большого динамического диапазона никуда не денутся. Думаю, такую возможность оценят фотографы, обладающие большим парком зеркальной оптики Canon. Помимо прочего существует еще один интересный фирменный адаптер View Camera Adapter G, который позволяет работать с карданными камерами большого формата.

У предшественника было 17 типов моделирования пелёнки, вторая версия получила 19 типов. Вообще камеры Fujifilm славятся своей внутрикамерной работой с цветом, в компании особое внимание уделяют этому направлению. В камеру встроено большое количество инструментов цветокоррекции. Так, в меню настроек можно найти эффекты Grain Effect, Color Chrome Effect, Color chrome Blue и Smooth Skin Effect. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

По видео GFX50S II похвастаться нечем. Это всё тот же Full HD со скоростью до 30 кадров в секунду, что по современным рамкам смотрится немного нелепо. Битрейт видео стал больше, теперь это 50 Мбит против 36 Мбит, а время записи увеличилось до 120 минут (у предшественника было ограничение 30 минут). Отмечу, что камера полностью лишена перегрева, видео можно писать бесконечно. Во время записи работает детекции лиц. Есть поддержка всех 19 типов моделирования плёнки. 

Тестирование Fujifilm GFX50S II

Fujifilm GFX50S II + GF80/1.7. Параметры: 1/125, f/1.7, ISO500. © Павел Молчанов / Photar.ru

По традиции наших обзоров начнём тестирование с динамического диапазона. Для теста использовалась цветная мишень Datacolor, были созданы намерено недоэкспонированные и переэкспонированные кадры, и далее восстановлены на соответствующее количество ступеней в конвертере. Начнём со светов. 

+1EV

При пересвете в одну ступень картинку можно спасти без проблем.

+2EV

Две ступени уже дают потерю в полутонах, но детали все ещё восстановимы. 

+3EV

Три ступени дают уже большие потери в цветах, дальше трёх ступеней подниматься нет смысла. Запас в светах не впечатляет, на самом деле он такой же, как у любой среднестатистической современной полнокадровой камеры. 

Но теперь посмотрим, что в тенях:

-1EV

-2EV

Одна-две ступени не составляют каких-либо проблем, картинка качественная.

-3EV

Вытягивание кадра с недодержкой в три ступени даёт еле заметный мелкий шум.  

-4EV

-5EV

4-5 ступеней дают ещё больше шума, но это картинка всё ещё применима в профессиональной работе и даже для крупноформатной печати. Дальше ни один конвертер не даёт возможности поднять экспозицию, но мы не останавливаемся и используем ползунки тени и чёрные. 

-6EV

-7EV

-8EV

-9EV

-10EV

И вот тут мы видим средний формат во всей красе! Уже 8-9 ступеней недодержки и камера всё ещё видит. И даже при десяти ступенях недодержки камера способна восстановить некоторые цвета. Просто удивительные показатели!

ISO

В тесте ISO у нас два подхода – синтетический и наиболее приближённый к практике. Синтетический тест позволяет максимально точно сравнить шумности матрицы с другими моделями камер. Для начал давайте сравним, какими преимуществами обладает или не обладает наш герой перед камерой GFX100s.

Напомню, GFX100s умеет сохранять RAW с глубиной 14 и 16 бит, тогда как GFX50s II только в 14 битах. В предыдущем обзоре среднеформатной камеры мы выяснили, что файлы 16 бит шумят заметно сильнее по сравнению с 14 битами. Тем не менее в этом тесте мы решили сравнить оба типа файлов с 14-битным RAW GFX50s II.

© photar.ru

Итак, судя по графику, несмотря на вдвое большее разрешение матрицы, 14-битный RAW GFX100s шумит меньше, однако на реальной картинке разница будет заметна приблизительно в диапазоне ISO6400-25600. А что касается 16 бит GFX100s, то здесь по-прежнему заметна большая разница на всём диапазоне ISO.

Если сравнивать с ближайшим среднеформатным конкурентом Hasselblad x1d 50c II, то разница в шумах на графике незначительная. На реальной картинке будет заметна в диапазоне ISO1600-6400.

© photar.ru

Теперь давайте сравним в полнокадровыми беззеркальными камерами с ближайшим разрешением. В нашей базе по таким параметрам оказались данные с камер Nikon Z7 II (45 Мп) и Sony A7r IV (61 Мп). 

© photar.ru

В целом камеры ведут себя одинаково, однако на верхних расширяемых ISO у полнокадровых камер наблюдается сильный скачок в шумах. На стандартном диапазоне ISO разницы в картинке заметно не будет. 

Настало время проанализировать характер шумов на реальной картинке. 

 100
 200
  400
 800
 1600
  3200
 6400
 12800
 25600
 51200
 102400

Первые заметные шумы появляются на ISO3200, это мелкий шум, не влияющий ни на детализацию, ни на цветопередачу. ISO6400 – максимальное значение, которое можно использовать для целей крупноформатной печати. Значения выше дают уже заметный шум и влияют на детализацию. Тем не менее даже ISO12800 можно считать рабочим. Более высоких значений лучше избегать, если требуется высококачественная картинка. Для публикации в сети подойдёт даже ISO25600.

Fujifilm GFX50S II + GF23/4. Параметры: 1/250, f/4, ISO8000. © Павел Молчанов / Photar.ru

Стабилизация 

Из предыдущего опыта работы с GFX100S мы на практике убедились в высокой эффективности матричной стабилизации. Однако по измерениям CIPA для GFX100S эффективность была на уровне 5 стопов. Наш герой по тем же измерениям способен обеспечить компенсацию до 6,5 ступеней. Поскольку GFX100S обладает разрешением 100 Мп, предполагаю, увеличение эффективности связано именно с этим, ведь мы имеем дело с матрицей разрешением в два раза меньше, что снижает риск микросмазов. 

Мы провели тест стабилизатора с объективом Fujifilm GF 80mm f/1.7 R WR. Минимальное рекомендуемое значение выдержки для этого сетапа при съёмке с рук составляет 1/60 секунды. 

© photar.ru

Результат тестирования очень удивил! Действительно, мы получаем реальный запас в 6,5 стопов! Но самое интересное здесь другое. Как правило, эффективность стабилизатора камер постепенно снижается по мере удлинения выдержки, здесь же мы имеем стопроцентный результат на первых трёх ступенях. Следует отметить, что общий вес системы, а он немаленький, также положительно сказывается на результате при съёмке с рук. 

На практике нам удалось снять портреты на выдержках 1/25, 1/13 и даже 1/6 с объективом Fujifilm GF 80mm f/1.7 R WR. И если на лице модели можно заметить незначительный смаз, что неизбежно, ведь человек всегда двигается, то на стене рядом с моделью при выдержке 1/6 мы видим практически идеальную резкость. 

Галерея Fujifilm GFX50S II

Заключение

Несмотря на свою бюджетную составляющую, Fujifilm GFX50S II впечатляет своими возможностями, компактностью и удобством работы. Безусловно, есть компромиссы. Мы получаем довольно медленный автофокус, уступающий старшему собрату GFX100S, но вместе с тем камера быстрее всех конкурентов в своем классе. К сожалению, видео это не про GFX50S II, камера больше ориентирована на фото. Тем не менее если вам хочется получить магию среднего формата на видео, то всё же доступно Full HD. 

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Но самое интересное, GFX50S II абсолютно не уступает старшему собрату по динамическому диапазону, ISO, а что касается матричной стабилизации так и вовсе превосходит. Качество картинки действительно впечатляет. Fujifilm GFX50S II это профессиональный инструмент для вдумчивой фотографии, не предусматривающий съемки быстротекущих и постоянно меняющихся событий. Это профессиональная коммерческая фотография, чаще постановочная и спланированная, портрет, пейзаж, интерьер и тд.

Обзор Fujifilm GFX50S II
© Илья Кайгородов / photar.ru

Fujifilm GFX можно по праву считать самой быстроразвивающейся и передовой среднеформатной системой. Уже сейчас фотографам доступно 13 объективов и 1 телеконвертер, которые покрывают весь необходимый диапазон фокусных расстояний от 23 до 250 мм. А GFX50S II это лучшая камера для тех, кто хочет выйти за рамки полного кадра, не вкладывая в это невероятное количество денег. Плюс ко всему не сто́ит забывать о возможности постепенного перехода благодаря адаптерам Fringer.