Фотопроект «Постфактум», фотограф Tony Fouhse

фотограф: Tony Fouhse

Тони Фоуз (Tony Fouhse) – канадский фотограф из Оттавы. Его необычный и порой мрачный взгляд на мир посредством фотографии, помог ему получить мировое признание и публикацию в известнейших изданиях. Тони очень увлечен своей работой, а его многочисленные фотопроекты настолько разнообразны, что включают в себя и портретную живопись и документалистику, а также подымают различные социальные и другие важные для общества вопросы.

фотограф: Tony Fouhse

Его фотографии хранятся в Национальной коллекции фотографий Бельгии, а также в частных руках у любителей искусства по всему миру. Кроме того, множество фотографий и фотокнигу «After the Fact» («Постфактум») автора можно найти в национальной галерее в Канаде — Ottawa Art Gallery. Его работы были опубликованы в таких крупных СМИ, как New York Times, The British Journal of Photography, Time Magazine и American Photography Annual. А в 2010 году фотографу была вручена премия Карша в области фотографии.

Тони Фоуз снимает свою фотографию с 1974 года, все работы идут в общий проект долгострой, который делится еще на несколько ответвлений. В данной статье представлен большой проект «Постфактум», который в свою очередь превратился в фотокнигу. С каждым годом общая идея и сам бесконечный фотопроект растет, а методы и подходы Фоуза к созданию фотографии постоянно развиваются и меняются. Как и поднятые истории и тематика эволюционирует и развивается вместе с автором; от откровенных снимков до медитативных портретов, от аналоговых до цифровых носителей.

фотограф: Tony Fouhse

Для Тони Фоуз искусство фотографии – это одно и тоже, что и книга, такое же повествование истории, только вместо букв у него изображения.

Реклама

В своей самой новой работе, фотокниге под названием «After the Fact» («Постфактум»), фотограф проводит своих зрителей через путешествие во времени и пространстве, которое одновременно вызывает антиутопию и ностальгию, потустороннее и знакомое. И хотя фотограф создавал эту работу в период с 2016 по 2018 годы, фотопроект будто предсказал, что должно было произойти в конце концов в 2020 году (автор говорит про COVID-19).

В этом интервью Тони Фоуз рассказывает о том, как зародилась его любовь к фотографии, о своей работе над социальными структурами в Оттаве и о том, как он собрал воедино несколько слоев исследования для своей фотокниги «Постфактум».

фотограф: Tony Fouhse

Когда вы впервые столкнулись с фотографией как с чем-то творческим, как с искусством?

Тони Фоуз: сегодня мне 66 лет, но, когда мне было 15, у одного из моих лучших друзей был старший брат, которого мы все считали действительно крутым. В 1969 году мы были в его комнате, слушая Мадди Уотерса, и у него в углу стоял штатив с 35-миллиметровым однообъективным зеркальным фотоаппаратом Mamiya Sekor, что в то время было очень экзотично. Он был нацелен в окно, и я помню, как подошел к нему, посмотрел в видоискатель, сфокусировал его, перезарядил и подумал: «О, вы можете запечатлеть весь мир в кадре!» С того момента я увлекся фотографией.

фотограф: Tony Fouhse

Интересно, что вы думаете о фотографии как о возможности рассказать историю. Как отличается ваше исследование мира с камерой в тот момент, когда вы только начинали и сейчас? Вы считаете, что ваша новая работа кажется более размеренной и динамичной нежели другие части из единого проекта?

Тони Фоуз: по ощущениям — это как быть автором песен или быть в группе. Я думаю, что первые несколько альбомов, которые я выпустил, просто были для меня, я сказал себе — я молодец. Эти фотокниги полны энергии — в них чертовски много энергии. Но авторы песен всегда говорят, что песни, которые они написали 20 лет назад, невозможно воспроизвести сейчас, когда вы другой человек. Я действительно считаю, что мои взгляды начали меняться со временем. Когда я начал серьезно относиться к фотографии, примерно в 1974 году, было трудно найти серьезных фотографов, делающих работу, которая существовала бы помимо рекламы или семейного портрета. Вы видели таких людей, как Дайан Арбус, Роберт Франк и Гарри Виногранд, и их работы изначально повлияли на меня.

Я очень заинтересовался фотографированием своей жизни, вероятно, потому что тогда моя жизнь была намного интереснее — я был молод и не знал, что, черт возьми, делаю. По мере того, как вы просматриваете мою работу, вы будите встречать такие блоки или главы из моего детсва. Я провел около десяти лет, интересуясь одним подходом к фотографии, а затем, у меня вкус поменялся, я подвел черту и начал задавать другие вопросы и подымать совсем другие темы в своих работах. Обычно я работаю над проектом от 2 до 4 лет, и мне всегда было очень интересно упорядочивать фотографии, а не создавать отдельные изображения.

фотограф: Tony Fouhse

Что стало одним из самых важных поворотных моментов в вашем подходе к работе?

Тони Фоуз: раньше я много фотографировал в Штатах, но в 2007 году у меня была почечная недостаточность, и я чуть не умер. У меня были трубки, выходящие из моего тела около 4 или 5 месяцев, и я не мог никуда идти, поэтому был вынужден фотографировать свое окружение в Оттаве. Я опробовал несколько проектов, которые не совсем сработали, а затем я вспомнил об Камберленде и Мюррее, где, как известно, тусуются наркоманы и решил начать снимать там. Сначала местные подумали, что я наркоман, и никто не хотел со мной разговаривать, но потом, когда я решил разложить свое оборудование, мимо прошел человек по имени Арчи, увидел меня и сказал: «Ты ищешь тему? Можешь сфотографировать меня!»

Люди постепенно поняли, что я делаю, и в итоге я потратил 4 года на то, чтобы фотографировать в этом самом «углу». Я не публиковал фотографии, но я всегда возвращался с большой стопкой отпечатков и клал их на угол под камнем, чтобы люди могли пройти через них и взять те, которые им нужны, и мы обсудили, почему я решил печатать одни изображения поверх других. В конце концов, в блоге New York Times появилась статья об этом, и я получил письма с ненавистью со всего мира.

фотограф: Tony Fouhse

Каков был контекст письма ненависти?

Тони Фоуз: Что я эксплуатирую, очаровываю, и что мне нечего там делать. Стандартный материал. Люди думают, что наркоманы глупы, но на самом деле они самые проницательные люди, которых я когда-либо встречал в своей жизни. Они понимают системы и уловки, и они понимают, что они суетятся. Они это понимают. Я не образец добродетели. Я не собирался менять чью-либо жизнь, но сделал это с таким уважением, как мог, и я и люди, которых я фотографировал, многое получили от этого обмена опытом.

Как вы отошли от этого конкретного проекта?

Тони Фоуз: Этот проект привлек огромное внимание. Я подумал, а что же противоположность этому углу улицы? А потом я понял, что в Оттаве это федеральная инфраструктура, поэтому решил найти способ сфотографировать, как она пронизывает наш город способами, о которых мы не подозреваем. Позже я работал фотографом официально для своего города Оттава, 3 или 4 года. А затем, я задумался: а что дальше? Так создалась трилогия из трех разных, но общих фотопроектов — «Оттавская трилогия».

фотограф: Tony Fouhse

Я полагаю, это повлияло на вашу последнюю работу «After the Fact». Как вы попали в это более концептуальное пространство?

Тони Фоуз: «After the Fact» определенно проистекает из той оттавской трилогии, но в конечном итоге это произведение фантастики — это срезы времени и пространства, которые я реконструирую в художественную литературу. Я невероятно заинтересовался правдивостью фотографий и тем, как можно превратить одно в другое. Еще я заинтересовался фотографированием будущего, что по сути является невыполнимой задачей. Меня очаровала фраза Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило — просто оно распределено неравномерно». Есть эти карманы, которые показывают нам, как вещи выглядят ностальгически, а есть карманы, которые показывают нам, как вещи могут выглядеть через год или два. Меня очень интересует этот художественный аспект фотографии.

фотограф: Tony Fouhse

Как у вас получилось быстро переключиться на создание изображений для этого сюрреалистичного проекта, после столь долгой работы в более прямолинейном пространстве?

Тони Фоуз: это должно было начаться как портретный проект, а затем он превратился в проект о будущем. Я живу в районе Centretown в Оттаве, и, как ни странно, 75% фотографий, которые я сделал, были сделаны в пределах полукилометра от моего дома. Как только вы начнете его искать, вы сможете увидеть, как может выглядеть будущее. Я фотографировал этот проект с 2016 по 2018 год, и недавно я понял, за исключением многолюдных сцен, что многие вещи в этой работе вызывают некоторые чувства, которые мы пережили за последние два месяца с COVID-19.

фотограф: Tony Fouhse

Некоторые изображения кажутся частью осознанного сна, а другие кажутся более точными, целенаправленными и преднамеренными. Расскажите мне о процессе редактирования — как вы упомянули, это важная часть вашего процесса.

Тони Фоуз: Я снимал на цифровой фотоаппарат с повышенным ISO, часто повышаю его на максимум, потому что хочу, чтобы изображения были зашумленными, искаженными и выглядели как ксерокопии. Я также заметил, что это действительно сместило палитру, особенно потому, что многие изображения были сняты ночью. Я сделал около 5000 снимков, что для меня очень маленькое количество. Затем я отредактировал их и отобрал около 350 отпечатков, а затем начал пытаться редактировать их снова. Я прошел через несколько различных перестановок и смог исключить еще около 200 картинок, потому что некоторые их аспекты не имели отношения к моей диссертации.

У меня были списки тем: неисправная инфраструктура, места преступления, бесцельность и прочие темы. Я собрал от 20 до 25 снимков в макет PDF и отправил его 4 или 5 людям, которым я действительно доверяю, попросив их взглянуть и рассказать мне то, что они чувствовали, смотря на мои работы. Все, кому я его отправлял, указывали на одну и ту же картинку и спрашивали: почему она там? Это происходит с каждой моей последующей работой; всегда есть что-то, что я вставил в проект, потому что это что-то значило для меня, но ничего для всей картины. А есть еще такие люди другие, которые указывают на определенный образ и говорят, что он кажется неуместным, в то время как другие указывают на него и говорят, что это ключ ко всей работе. Когда больше нет единодушной обратной связи, я должен принимать решение самостоятельно.

фотограф: Tony Fouhse

После того, как вы завершили постпродакшен, как вы отбираете нужный материал, что вы делаете для того, чтобы книга стала завершенной?

Тони Фоуз: после этих окончательных правок я понял, что хочу, чтобы работа касалась не только будущего, но и времени, поэтому я начал работать с повторениями. Есть много фотографий птиц, а также один и тот же пейзаж, сфотографированный под разными углами, сделанный в разное время. Книга начинается зимой, проходит через другие сезоны и заканчивается зимой. Портреты начинаются со старого человека, и по мере прохождения книги люди становятся все моложе и моложе. Заголовок появляется на четвертой и последней странице, и вы можете читать книгу вперед или назад — на самом деле, это может иметь смысл, если вы читаете ее от конца до конца. Это был самый сложный монтаж, который я когда-либо делал, потому что в нем было так много движущихся частей.

фотограф: Tony Fouhse

Я заметил вы начали добавлять цитаты и текст в свою новую книгу, чего не было в ваших предыдущих работах. Почему вы решили включить слова?

Тони Фоуз: Долгое время рабочее название проекта было «Будущее», и я знал, что оно слишком предписывающее. Я хотел показать, как люди должны смотреть на работу, но не рассказывал им напрямую. У меня был целый список цитат, с которыми я столкнулся во время работы над сериалом, но цитата Бертольда Брехта действительно попала в самую точку, потому что он не так конкретен: «В темные времена / Будет ли песня? Да, будет пение / О темных временах». Мне эти слова понравились, потому что они говорят не о прошлом — они говорят о будущем. В самом конце книги я включил цитату Джо Страммера, которая гласит: «Будущее не написано». Это было мое представление о юморе после того, как я представил целую книгу, предсказывающую будущее. Для меня очень важно включать вещи, которые подрывают мою собственную работу — я думаю, что это должно происходить чаще.

фотограф: Tony Fouhse

На большинстве портретов, которые вы включили в проект, ваши объекты смотрят в сторону от камеры. Почему для вас было важно изобразить человеческие персонажи именно так?

Тони Фоуз: Я не хотел, чтобы узнали кто на этих работах и не хотел, чтобы в кадре был понятен кто автор. Если человек смотрит прямо на вас, это тоже отражение автора. Я хотел, чтобы меня удалили. Я хотел, чтобы модель выглядела почти так, как будто пришелец спустился и изучает нас, и это был отчет, который они отправили обратно на корабль-базу. Я хотел, чтобы зритель был вне всего этого

фотограф: Tony Fouhse

Почему вы решили представить эту работу в виде книги?

Тони Фоуз: Я категорически против фетишизации фотографий. Раньше у меня была галерея, но я оставил ее, потому что мне не нравилась идея о том, что люди фетишируют мои изображения как объекты — меня больше интересует общение. Для «Официальной Оттавы» я создал Kickstarter и напечатал 2000 90-страничных газетных копий работы и разослал коробки 50 людям по всей Канаде, прося их оставить небольшие стопки у Тима Хортона, заправочных станций и кафе. Меня интересует идея небелого куба или неакадемических способов распространения информации, и книга — действительно отличный способ сделать это. Кроме того, я знал, что сила этой работы будет заключаться в сюжете истории, а не в отдельных изображениях, поэтому я с самого начала задумал «Постфактум» как книгу.

фотограф: Tony Fouhse

Поскольку вы говорите, что ваша книга создана для того, чтобы другие могли взаимодействовать и передавать ваши идеи, чего вы хотите, чтобы люди узнали из нее?

Тони Фоуз: Я думаю, что вы можете привести любого человека к общему пониманию, но мне неинтересно держать кого-то за руку и объяснять ему что-то или быть сверхконкретным. Мне нравится вести их к полю, и на поле может быть где-то нарисован X, но я не веду их к этому X. Я провожу их ко входу и говорю им, чтобы они побродили и посмотрели к чему их тянет. Когда Роберт Франк подал заявку на получение стипендии Гуггенхайма, он объяснил в своей заявке, что хочет создать работу, которая устранит потребность в объяснении — мне нравится эта идея. Прелесть фотографий в том, что они неспецифичны, но они также могут вновь вызвать определенные чувства, и я думаю, что, если вы сможете сделать это правильно, вы сможете организовать работу таким образом, чтобы пробуждать или приводить людей к определенному образу мышления о том, что вы делаете.

фотограф: Tony Fouhse

[@tonyfouhse], [tonyfoto.com]

Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube