Фотопроект «Куда летают синие птицы» фотографа Homayra Adiba

фотограф: Homayra Adiba

Хомайра Адиба (Homayra Adiba) запечатлела тихие, мимолетные моменты повседневной жизни, которые разворачиваются на крышах бангладешского города Дакка в фотопроекте «Куда летают синие птицы». Фотограф родом из Дакки, Бангладеш, где и началась ее карьера. Она окончила Южноазиатский институт СМИ Патшалы, и это была лучшая школа фотографии в ее жизни, по словам автора. Позже она переехала в Мичиган, США и осталась там для постоянной работы, это случилось в 2016 году.

фотограф: Homayra Adiba

Помимо фотографии, Адиба увлекается писательской деятельностью. А еще она создает мультипликацию, увлекается созданием записных книжек ручной работы, занимается переработкой бумаги, а еще посвятила себя линогравюре.

О чем фотопроект «Куда летают синие птицы»? Фотограф отвечает риторически:

«Синий — это изменчивый цвет, изменяющий настроение, атмосферный цвет. Он может быть наполнен меланхолией или ностальгией, безмятежностью и экстазом. В моей серии фотографий «Где летают синие птицы» синий свет заливает изображения, проникая в углы, освещая тихие моменты.»

Реклама

В книге Ребекки Сольнит «Путеводитель по запутанному» есть эссе под названием «Синяя дистанция». Оно начинается со слов: «Мир голубой по краям и в глубине. Этот синий — потерянный свет». Работа Адибы пропитана именно этим синим цветом. Голубая тоска по пространствам, горизонтам, крышам. Это синий цвет, который говорит о разделении, связи и памяти. Собственная связь художника с этими крышами затрагивает каждое из этих изображений, если смотреть издалека, задавая вопросы о том, как мы удерживаем место внутри себя, когда мы удаляемся.

фотограф: Homayra Adiba

Растения растут, женщины собираются, дети запускают воздушных змеев, взрываются фейерверки, жизнь разворачивается на этих пространствах. На протяжении всего сериала мы видим, как город разрастается все выше и выше. В таком случае крыша — это, возможно, канал для побега, открытая комната для роста, способ претендовать на кусочек неба. Это пространство, где прошлое и настоящее пересекаются, где будущее можно почувствовать в небе, открывая возможности. В этом интервью фотограф рассказывает о своих детских воспоминаниях, жизни, прожитой на крышах города Дакка, и о тернистой концепции «дома» и проекта «Куда летают синие птицы».

фотограф: Homayra Adiba

В качестве отправной точки поделитесь с нашими читателями, как вы пришли к фотографии?

Homayra Adiba: Я хотела бы думать о себе как о рассказчике. Фотография оказалась одним из тех увлечений, в которые я влюбилась. Когда я была маленькой, одна из моих теток собирала всех двоюродных братьев в гостиной. Она дала каждому из нас по листу бумаги и попросила записать, кем мы хотим стать, когда станем старше. Я хорошо помню, как она громко читала мою газету перед публикой! Не потому, что я хотела стать космонавтом, а потому, что написала: «Если Господь (Аллах) пожелает!»

Вскоре я поняла, что мои шансы стать космонавтом невелики. Если вы из Дакки, то быть врачом или инженером — это единственный вариант, который вам дает семья. Все остальное превратило бы вас в паршивую овцу. Я была паршивой овцой. Я не могла решиться ни на то, ни другое. Я хотела быть кем-то другим, но понятия не имела, кем! А потом пришло время поступать в институт. Я получила степень в области графического дизайна и мультимедиа. Моих родителей это не очень обрадовало. Честно говоря, я тоже не была уверена в том, что мне это нужно. Но этот путь в конечном итоге привел меня к фотографии.

фотограф: Homayra Adiba

Вскоре я пошла к родителям и сказала им, что хочу заниматься фотографией, а это было нелегко. Я уже бросила школу графического дизайна. Они потеряли веру в меня. Но слава богу, я смогла донести до них достаточно убедительные слова, чтобы они отправили меня в фотошколу! У них было одно условие. Если я займусь фотографией, я буду одна. Я приняла вызов и подала заявку в Южноазиатский институт СМИ Патшала. Я много работала и получила там стипендию, которая поддержала мое образование. Патшала открыла для меня новый мир фотографии, это был важный переход в моей жизни.

фотограф: Homayra Adiba

Когда вы всерьез занялись фотографией, как началась работа над проектом «Где летают синие птицы»?

Homayra Adiba: Мне всегда нравилось блуждать в прошлом, в воспоминаниях. Мне нравится там жить. Все говорят, что нужно жить ради будущего. Но вот я живу прошлым. Те дни дали мне надежду жить в будущем.

Эта работа началась на втором курсе Патшалы, где я работала над документальным фильмом. Это было еженедельное задание о космосе. Я подумала про себя «космос». Забавно! Где, черт возьми, я найду кусочек космоса в Дакке? Город, в котором в общественном автобусе мне приходилось терпеть теплое дыхание моего попутчика. Иногда они спали у меня на плече! Город с 18 миллионами жителей! Есть действительно такое место? Я думала обо всем этом поздно вечером, сидя на крыше. Я подумала, да ладно. Вот это пространство!

Я начала фотографировать крыши. Изначально это было только для этого задания. Эти фотографии отличались от сегодняшней работы. Когда задание закончилось, я продолжала фотографировать разные крыши. Крыши возвращали мое детство. Всегда было так спокойно закончить беспокойный день на крыше; глядя на город, на закат, когда птицы возвращаются в свои гнезда.

фотограф: Homayra Adiba

Когда впервые мое внимание привлекло к вашей работе, я был очарован тем цветом, который вы используете. Оттенок фотографий кажется почти таким, как если бы мы смотрим на эти изображения сквозь туман памяти, есть синий свет, который кажется одновременно знакомым и потусторонним. Можете ли вы рассказать о палитре ваших фотографий и о том, как она может быть связана с более важными темами в работе?

Homayra Adiba: со временем «Где летают голубые птицы» привел меня к множеству повествований, множественных смыслов и наблюдений. Но на самом деле это работа, в которой я пережила свои воспоминания. Я выросла в совместной семье. Красное старое здание в Дакке, где мы с кузенами росли. Мы встретились на крыше. Даже сегодня все воспоминания живы, как если бы мне было еще 10 лет. Плабон (один из моих двоюродных братьев) раньше играл в детектива, он часами пытался выяснить, как этот кусок жемчуга оказался на крыше. Мой дядя дал мне уроки о деревьях и о том, как они там функционируют. Мой дядя, Мейхо мама, поэт. Он играл на флейте на крыше. До сих пор эта мелодия звенит у меня в ушах, когда я смотрю на город с крыши! Я никогда не слышал ничего подобного после того, как его парализовало.

фотограф: Homayra Adiba

Однажды днем ​​он был очень расстроен — одно манговое дерево не приносило плодов пару лет; это манговое дерево было большим для дерева на крыше. Он так много работал над этим. Я подошела к дереву и начала его чесать, бить, просить манго! Я была зла, потому что дядя был мне дорог. Позже дядя усадил меня и рассказал о деревьях, в которых есть жизнь, эмоции. Он рассказал мне об ученом сэре Джагадиш Чандра Босе, который также был бенгальцем и который использовал свое собственное изобретение, график Креско, чтобы измерить реакцию растений на различную стимуляцию и тем самым научно доказал параллелизм между животными и растениями.

Он сказал мне: «Вы должны набраться терпения, потому что мы не знаем, когда природа займет ее место». Он попросил меня извиниться перед деревом. Я пошла и попросила прощения. Понимаете, я узнала, что деревья живут на крыше. Год спустя на этом дереве выросли манго. Мы с кузенами запускали воздушных змеев, считали звезды, пели там песни. Когда шел дождь, мы с мамой ходили туда, и это немного кинематографично, но на самом деле мы пели, когда нас омывали капли дождя!

фотограф: Homayra Adiba

Не могли бы вы рассказать мне немного больше о конкретных крышах, которые вы посетили?

Homayra Adiba: Наша квартира была на верхнем этаже, на крыше был сад, посаженный моим отцом. У него было много голубей; они кружили над зданием до заката. Мой отец сидел там и смотрел на них. Крыша была ритуалом, местом, где мы, городские дети, планировали свои пикники, где мы все собирались, когда отключили электричество. Я знала каждого члена моей семьи, и мы были очень близки. Я наблюдала, как стучатся вороны со своей крыши. Свое первое любовное письмо я получила от странного подростка из соседнего здания на крыше. Как будто под небом ты становишься более открытым. Когда вы можете смотреть на город, вам хочется притормозить и отдохнуть. Даже на крыше моего друга мы оставили много воспоминаний. Вы можете просто пойти туда и посидеть, понимаете? Сколько угодно долго, вас никто не тронет.

Как оказалось, у каждой крыши была своя история, даже у заброшенной. Она рассказал мне о тех людях, которые не ходят в гости. Крыши офисных зданий были забавными; настолько заброшенный, что кажется, что никто никогда не ступал туда ногой. Мол, высадка на Луну! Как будто я стала первой. За три года я побывала на многих крышах города Дакка. Как фотограф, я даже заметила, что, если вы случайно появляетесь и просите войти, люди приветствуют вас на своей крыше! Они заводили разговоры, по мелочам представляли свое собственное место. «Видите, отсюда вы можете увидеть новую эстакаду или отсюда — мечеть. Вы должны прийти в это время посмотреть фейерверк!» Некоторые из старых зданий были построены таким образом, что, если вы хотели попасть на крышу, вам нужно было пройти через их спальни; это лучшие виды.

фотограф: Homayra Adiba

Вы обычно снимали в одно и то же время?

Homayra Adiba: Я хотела сохранить это чувство ностальгии в своих изображениях. Большинство из них сняты вечером, перед закатом. Обычно в 90-е в это время я играла на крыше дома. Не знаю, почему именно, но до сих пор чувствую меланхолию, когда день подходит к концу. В это время суток, когда солнце садится, все направляются домой … даже вороны возвращаются в свои гнезда. Я чувствую и грусть, и облегчение. Еще один день закончится, завтра будет новый день.

Как и в моем детстве, «поколение крыш» исчезает. Город быстро растет, теперь у нас больше многоэтажных квартир и меньше свободного времени. За три года работы над этим проектом я отчетливо почувствовала, как некоторые дети в городе Дакка ни разу не провели ни минуты на своей крыше. Как они могут не догадаться, как смастерить полиэтиленовый пакет и превратить его в воздушный шар, когда тебе скучно! Мальчики-подростки до сих пор передают маленькие письма соседским девочкам и тайно встречаются на крыше? Навряд ли!

фотограф: Homayra Adiba

В ваших изображениях есть прекрасный социальный аспект — вы встречаетесь с соседями, открываете для себя личные пространства других, через создание изображений возникает чувство общности. В своей биографии вы пишете о том, что идея дома уходит корнями в вашу фотографию, и упоминаете, что переехали в Мичиган в 2016 году. Отразился ли этот переезд на ваших снимках?

Homayra Adiba: когда я начала работать над своими документальными фильмами, я думала, что у меня есть все, что нужно для дома. Для меня дом был именно там, где была я здесь и сейчас. Но потом я поняла, что мой дом там, где моя земля, где моя семья, где мои друзья. Я и не подозревала, что «дом» может придать моей жизни другой смысл! Смысл, который сначала казался абсурдным, а потом еще долгое время я чувствовала, что хочу вернуться. Когда я переехала в США, я была очень настроена, что достаточно скоро вернусь на свою землю, к себе домой. И я это сделала, через два месяца после переезда я действительно вернулась в Дакку. Но дома больше не было. Город был таким же, кто-то еще ждал свою семью на верхнем этаже этого красного старого здания. Моя семья была в Мичигане. И все мои друзья были заняты.

Странное ощущение, когда ты в другой стране, погода другая, люди другие, язык другой, дороги, даже деревья! И вы там не совсем турист. Я чувствовала себя тропическим деревом в Мичигане… без корней. Смещенный. Я не отсюда. Понятия не имею! Как это быть кем-то отсюда? Никогда в жизни я не чувствовал себя такой чужой. Но как только я вернулась в Дакку, я почувствовала то же самое. Отречение. Как будто городу не оставалось ничего другого, чтобы предложить мне. Я стала тем, что чувствовала в то время, я стала бездомной.

фотограф: Homayra Adiba

Казалось, что навсегда, как рассказчик, я потеряла свою историю. Некуда позвонить, некуда прийти, нет дома. Нет прошлого, чтобы пройтись по нему с воспоминаниями. Конечно, у меня был подарок, но я понятия не имела, что с ним делать. Не то чтобы у меня были планы переехать в другую страну! Так что я действительно понятия не имела, что я могу здесь сделать. Моя семья, включая меня, сначала должна была выжить здесь. Первые пару лет просто работали на минимальной заработной плате, платили за квартиру. Я действительно чувствовала себя в ловушке. Я была сломлена и потеряна. В те времена я смотрела на снег и думала, как это завораживает! Вы бы бросили все, чтобы посмотреть снежную ночь? Я пробовала здесь дружить с деревьями. Как меня учил дядя. И они мне помогли. Помогли выжить, помогли найти друзей, помогли найти дом, себя, мое увлечение и работу.

фотограф: Homayra Adiba

[homayraadiba.com]

Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube