Фотографы и ретушеры, как правило, являются фрилансерами, свободными художниками, которые часто работают с новыми заказчиками. Фотограф видится непосредственно с клиентом, поэтому ему проще найти консенсус в вопросе оплаты, то ретушеры в подавляющем большинстве случаев берут заказы через интернет и здесь вероятность обмана очень велика.

Как правило, проблемы возникают с новыми клиентами. «Новый» — является ключевым словом, так как это редко случается с заказчиками, с которыми вы уже успешно работали, по крайней мере, однажды. Ретушер вступает в контакт и начинает работу над проектом, когда проект закончен и отправлен, клиент либо исчезает, либо игнорирует попытки войти в контакт.

Что пошло не так?

Две основные вещи: непонимание и неспособность распознать в клиенте обманщика.

Как узнать заказчика

Очень важно определить насколько добросовестный ваш новый клиент.

Реклама
  • Познакомьтесь. Это очень важно. Настаивайте на коротком разговоре в Skype или по телефону, чтобы обсудить детали проекта. Это один из самых эффективных способов понять, насколько безопасно браться за работу. Большинство из нас может легко распознать ненадежного человека после разговора с ним. Гораздо труднее обмануть кого-то по телефону, чем по электронной почте.
  • Клиент должен показать, что он заинтересован в проекте. Задайте кучу вопросов, связанных с проектом. Что должно быть сделано? Зачем? Каков крайний срок? Что вдохновляет клиента? Что он пытается достичь с помощью проекта? Будьте внимательны. Если клиент не дает вам никаких (или достаточного количества) ответов, это означает, что он не вкладывается в этот проект и в ваши рабочие отношения. Они не заботится о конечной цели и вашей роли в этой работе.
  • Всегда обсуждайте условия оплаты заранее. Спросите клиента, как он будет платить вам. Обсудить эту часть в деталях. Убедитесь, что вы предлагаете достаточно простые решения для клиента, чтобы заплатить вам. Если клиент не хочет обсуждать этот вопрос, то он не станет утруждать себя оплатой сделанной работы.

Заплатите мне

Это действительно так просто. Вы должны отправлять своим клиентам счета, и это лучше сделать как можно скорее.

В случае малого бизнеса и среднего бизнеса лучше всего отправлять счёт за несколько дней до окончания работы над проектом. В работе с крупными клиентами следует отправить счет по крайней мере за неделю до завершения.

Почему нужно просить деньги заранее?

Давайте обсудим, почему вы должны это делать. Потому что есть очень простая причина: вы — бизнес.

Не имеет значения работаете ли вы в одиночку или у вас есть команда. Вы — бизнес. Вам нужен здоровый денежный поток. Просто неразумно и непредусмотрительно ждать оплату счёта на протяжении 30-90 дней после отправки результата. Если вы сделаете это, вы будете финансировать компанию или клиента, для которого сделана работа. Они будут зарабатывать на проделанной вами работе.

Если клиент не может платить вам авансом, это означает, что он не имеет здоровый денежный поток, что говорит о высокой степени риска. Он не сможет заплатить вам, если что-то пойдет не так, потому что у него не будет денег. Это также означает, что он не берёт деньги наперёд от своих клиентов, что снова повышает степень риска. Если он не заботится о своём заработке, его могут обмануть, и он непременно обманет вас.

Вы должны обсудить это подробно и выяснить, кто является конечным покупателем заказа. Если это не ваш клиент, то вам тем более нужно просить деньги вперед.

Существует и другое решение. Если вы понимаете, что ваш клиент не является конечным покупателем и вы готовы пойти на риски и получить полную оплату после завершения проекта, то вы становитесь партнёром. При таком соглашении вы можете потребовать гораздо большую сумму, как минимум на 30% выше.

Если вы не сделаете всё вышеперечисленное, вы принимаете риск получения больших финансовых проблем.

Вы просите аванс?

Есть несколько правил.

  • Не брать деньги вперед. Да, это противоречит предыдущему разделу. Но если это небольшие инвестиции с вашей стороны в плане времени, вы можете рисковать, не вдаваясь в финансовые проблемы, это нормально. Вполне допустимо брать работу длительностью до двух часов без просьбы предоплаты.
  • Аванс 50%. На основании объема проекта, вы можете также просить авансовый платёж в размере до 50%. Остальные 50% должны быть выплачены после завершения работы. Вы фрилансер, а не банк. Вы должны иметь денежный поток. Если вы не позаботитесь об этом, вы рискуете не получить никаких денег.
  • Гибридный подход. Вы можете более творчески подходить к оплате долгосрочных проектов. Если проект длится больше месяца, то вы можете отправлять счет каждые две недели или просить поэтапную оплату по факту выполнения определённых объёмов работы. Вы должны обсудить это заранее с клиентом.

Как справиться с ситуацией, если вы не получили оплату

Если вы не смогли распознать в заказчике обманщика и не можете войти в контакт с ними, вот несколько вещей, которые вы должны или не должны делать.

  • Не сердитесь. Шутки в сторону. Это ужасная ситуация и степень гнева может варьироваться в зависимости от того, сколько вам задолжали, но сильные эмоции не помогут. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Если вам необходимо, поделитесь эмоциями с близкими и друзьями.
  • Социальные сети – не лучший выход. Многие люди отправляются в социальные сети, чтобы распространить информацию о сложившейся ситуации. Не надо! Если ваши эмоции по-прежнему кипят, вам нужно сначала остыть. Есть много случаев, в которых вы можете перегнуть палку и получить много неприятностей.
  • Будьте стойкими. Вам стоит стараться войти в контакт с клиентом по крайней мере в ближайшую неделю. Во-первых, стоит отправить письмо по электронной почте, в котором должно говориться, что вы ждете оплату. На следующий день снова попробуйте связаться по электронной почте и спросите, было ли получено предыдущее письмо. Сообщите, что вы беспокоитесь о задержке платежа. Если у вас есть номер телефона, позвоните. Если звонок не решит эту проблему, придётся двигаться дальше.
  • Юридические действия. Убедитесь, что вы ничего не разместили в сети касательно сложившейся ситуации. Юристы могут помочь решить вопрос, если вы и ваш клиент находитесь в одной стране. Если вы из разных стран, то судебные издержки, скорее всего, будут больше, чем средства, которые вы должны получить, если выиграете дело. Если вы собираетесь обращаться в суд, то лучше всего будет, если заказчик использует полученные изображения.
  • Время поделиться. После того, как вы испробовали все варианты, стоит поделиться своей историей. Пусть другие извлекут урок из вашего опыта, а вы двигайтесь дальше.

Были ли подобные ситуации в вашей работе? Поделитесь с нами и другими читателями как вы решили эту проблему. Или просто расскажите свои мысли и идеи по этой теме в комментариях ниже.

Автор: Алексей Адамицкий. Арт-директор и ретушер. Узнать больше о его работе можно на сайте asiriscreative.com.

ИСТОЧНИКpetapixel