Эксклюзивное интервью с питерским стрит-фотографом Михаилом Давыденко

фотограф: Миша Давыденко

Сегодня у нас в гостях прекрасный уличный и портретный фотограф из Санкт-Петербурга, Россия – Михаил Давыденко. В этом эксклюзивном для Photar.ru интервью, Михаил поделится с нашими читателями историей о себе, расскажет о процессах создания своих фотографий, частности уличной фотографии и расскажет подробнее о себе и фотооборудовании, с которым он работает.

автопортрет: Миша Давыденко

-Привет, представься пожалуйста, нашим читателям и расскажи немного о себе. Фотография – это хобби или профессия для тебя?

-Привет! Меня зовут Миша Давыденко, мне 33 года. Я родился в городе Томске, С 2016-го года живу и работаю в Санкт-Петербурге. Фотографией начал заниматься в 2010-м году. За эти 11 лет опробовал себя в большом количестве жанров фотографии. В настоящий момент мои любимые жанры – это портрет, лавстори и стрит-фотография. С 2018-года профессионально занимаюсь коммерческой ретушью, провожу обучение в малых группах, а также индивидуально онлайн.
Фотография для меня одновременно и хобби, и любимая профессия.

фотограф: Миша Давыденко

-Расскажи, как и при каких обстоятельствах ты познакомился с фотографией. Почему решил, что фотография должна стать твоим увлечением (работой)?

-На самом деле изначально фотография не вызывала у меня интереса. С детства я увлекался видео. Брал у отца видеокамеру и сперва просто снимал всё, что вижу. Затем стал увлекаться простейшими трюками, типа исчезновения в кадре предметов и людей.
В какой-то момент наша домашняя мыльница Panasonic сломалась, и мы купили зеркальную камеру Canon 500D с китовым объективом 18-55мм. В один из дней мой друг, увлекающийся фотографией, позвал меня прогуляться по городу и пофотографировать. Качество зеркалки, конечно, разительно отличалось от качества мыльницы. И в тот момент меня зацепило. Мне захотелось поснимать портреты. Позже я купил объектив 50мм 1.8 и стал фотографировать знакомых. Затем стал приглашать незнакомых людей в соцсетях. Снимал бесплатно. Людям нравилось. Вот так постепенно я и увлёкся фотографией.

Реклама
фотограф: Миша Давыденко

-На какую технику ты снимаешь и какими редакторами пользуешься?

-В настоящее время рабочие и творческие портретные съёмки я произвожу на камеру Nikon D750. Из объективов, испробовав очень многие, я оставил Nikkor 28-70D 2.8 и Sigma 50mm 1.4 HSM.

Так же у меня есть камера Fujifilm X-E3 c объективом Fujinon 15-45мм 3.5-5.6 и китайскими мануальными фикс-объективами 7artisans 25mm 1.8 и Meike 50mm 2.0. Фуджи я обычно беру с собой на прогулки или в поездки. Мне очень нравится в таком крохотном корпусе иметь возможности полноценной камеры, которую можно использовать даже в крайне сложных условиях. Был бы опыт. А он есть)

фотограф: Миша Давыденко

Плюс старенький Iphone SE. На который, кстати, снято большинство моих любимых стрит-фотографий. В ближайшем будущем я планирую обновиться на смартфон с более современной камерой.
Из редакторов на компьютере в основном использую Lightroom, Capture One и Photoshop.
На смартфоне пользуюсь Snapseed, Lightroom и RNI Films.

Я уделяю большое внимание обработке всех своих фотографий, т.к. для меня обработка – это такой же увлекательный творческий процесс, как и съёмка.

фотограф: Миша Давыденко

-Я обратил внимание что ты снимаешь не только стрит, но также и занимаешься портретной фотографией. Какой из этих жанров тебе ближе всего и почему?

-Я не могу выделить какой-то один жанр в качестве любимого. Скажем так, оба этих жанра позволяют мне поддерживать определённый творческий баланс. Если портреты для меня – это нечто выверенное и скрупулёзное, то стрит – это нечто спонтанное.

фотограф: Миша Давыденко

-Если говорить о твоей уличной фотографии, почему больше всего снято в черно-белом формате? Все же цвет или черно-белая фотография у тебя в приоритете и почему?

-Лично я считаю, что чб – это тоже своего рода цвет, просто в иной плоскости. И чб в моём понимании – это непросто обесцвеченное изображение, а способ по-другому передать настроение и расставить акценты.

Чб я в основном использую днём. Но если снимаю вечером, когда загораются огни, то обычно предпочитаю цвет. Впрочем, ни то ни другое не является догмой. 

Недавно прочитал очень интересное высказывание. Цвет – это всё, но чб – это нечто большее. Согласен на все 100%.

фотограф: Миша Давыденко

-Кто вдохновляет тебя на твое творчество? Есть ли фотографы или художники, возможно, другие творческие личности чьи работы или действия сильно повлияли на твой стиль в фотографии?

-Признаться, первые увиденные в интернете стрит-фотографии американских и европейских стрит-фотографов не произвели на меня особого впечатления. Это были просто фото прохожих, в которых не было ни какой-то интересной композиции, ни игры света и тени. В голове возникал вопрос «Я тоже просто могу взять и сфотографировать прохожего, что здесь такого интересного?».

Но затем я увидел кадры китайского фотографа Fan Ho. И это буквально перевернуло моё представление об уличной фотографии. Как человек столько десятилетий назад делал настолько интересные и завораживающие снимки.

Ещё позже мне попались кадры современного японского фотографа Hiroharu Matsumoto. И это окончательно позволило мне понять, что есть для меня настоящая стрит-фотография – это уличная геометрия, минимализм, игра света и тени и наконец человек, вплетённый во всё вышеперечисленное.

фотограф: Миша Давыденко

-Расскажи подробнее об одном из своих стрит изображений (пометь его, чтобы я его правильно прикрепил). Как оно было снято, есть ли какая-то история его появления?

-Прогуливаясь как-то во время поездки в родной город Томск по набережной, я увидел в небе несколько парапланеристов. Сделав несколько снимков, мне уже нравился результат своей лаконичностью и минималистичностью. Но мне захотелось добавить ещё что-нибудь на передний план, чтобы добавить кадру больше разноплановости. Я вспомнил, что давно хотел попробовать сделать фотографию, где человек лишь частично входит в кадр. И, продолжая направлять камеру на парапланеристов, я стал ждать людей, которые будут проходить мимо. Заметив приближающегося прохожего, я зажал кнопку спуска для получения серии кадров, чтобы точно поймать человека в нужном мне месте. В результате получился вот такой кадр, где прохожий хорошо контрастировал на фоне более светлого неба. И это добавило кадру той самой многоплановости, которую я искал.

фотограф: Миша Давыденко

-Твоя стрит фотография больше спонтанна или она продумана до мелочей, нет, я понимаю, что все это моменты, но возможно ты просто поливаешь серией прогуливаясь по улице или же ты специально выискиваешь истории, увлеченно ищешь нужный свет и тени, а после ждешь, когда правильный объект появится. Ты больше документалист или артист когда занимаешься уличной фотографией?

-Знаете, я очень часто замечал, что если выхожу снимать целенаправленно, то практически никогда в итоге не получаю интересных мне кадров. Поэтому изначально да, моя стрит-фотография абсолютно спонтанна. Я просто иду гулять) Обычно, когда я гуляю один, в наушнике у меня играет японский трап-бас или трип-хоп (это что-то вроде смеси традиционной японской музыки с современными битами, как я это понимаю). Это вводит меня в некое состояние медитации, отрешенности, транса, это можно называть, как угодно. Я полностью расслаблен и не концентрируюсь на чём-то определённом. И именно это позволяет мне замечать всё вокруг: свет, интересные естественные рамки, сюжеты. А когда я замечаю нечто интересное, то тут уже в голове включается анализ.

фотограф: Миша Давыденко

Безусловно, бывают кадры абсолютно спонтанные, когда я понимаю, что ждать некогда и момент не повторится. А есть время лишь направить камеру, увести экспозицию в минус (так как я очень люблю тени) и сделать снимок (или серию снимков, если я понимаю, что одним кадром могу не поймать нужный момент, но в целом я чаще всего делаю одиночные кадры-не люблю потом долго сидеть над отбором). Тут я полностью доверяюсь своим ощущениями и интуитивно могу снять от пояса, сверху или наоборот от земли. Но тут важно оговориться, что я хорошо знаю свою камеру, как инструмент. И это очень важно, чтобы вы могли управлять своей камерой не задумываясь.

Но в тех случаях, когда я увидел интересный мне свет, локацию и понял, что есть время обдумать кадр и прицелиться, то тут на помощь приходит отличная техника под названием «фишинг». Когда ты делаешь несколько тестовых кадров с разных ракурсов, выбираешь лучший, а потом просто ждёшь и наблюдаешь, когда в «подготовленном» тобой месте появится интересный прохожий.

Кстати, вот вам очень полезный лайфхак. Если вы живёте в большом городе и гуляете по незнакомым местам, отмечайте на карте понравившиеся локации. Если вы любите делать постановочные фотосессии, вам в будущем это может очень пригодится.

Документалист я или артист в уличной фотографии? Наверное, правильнее будет сказать, что я пытаюсь задокументировать моменты повседневной жизни в максимально художественной форме, на которую способен.

фотограф: Миша Давыденко

-Что вообще заставляет тебя, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать?

-Возможно это прозвучит немного высокопарно, но, как и многим творческим людям прошлого и настоящего, будь то скульпторы, художники, поэты или фотографы, мне хочется оставить в этом мире нечто, что проживёт дольше меня. То, что люди смогут увидеть и вспомнить меня или просто узнать обо мне. Это, видимо, наше неосознанное стремление к бессмертию через творчество. А память потомков – чем не бессмертие? Ну и кроме того, мне это просто очень нравится. Это делает меня более счастливым. И в моменты, когда всё хорошо, и в моменты, когда я чем-то расстроен.

фотограф: Миша Давыденко

-Как на тебя повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Ты стал больше снимать или наоборот? Как вообще на тебя повлияла вся эта история с ограничениями.

-Мне очень помогла моя жена. Она довольно продолжительное время спрашивала меня, почему я не начну делать ретушь на заказ. А я долго не мог принять это. Ну как же, я ведь сам творец, а делать для кого-то ретушь… Ну такое, как говорится. Однако в какой-то момент, когда я уже несколько лет подряд делал много коммерческих съёмок, постановочных и репортажных, я ощутил, что начинаю выгорать. Мне гораздо реже стало хотеться взять в руки камеру, чтобы пофотографировать просто для души. А так как фотографией я начинал заниматься именно для души, а не с целью заработка, то для меня это был весьма тревожный звоночек.

фотограф: Миша Давыденко

И я всё-таки начал делать ретушь на заказ. Ретушировал каталожную съёмку для магазинов, художественную съёмку, репортажную. На свои съёмки стало гораздо меньше времени, и вскоре я вновь почувствовал жажду фотографировать. В тот момент я понял, что сделал правильный выбор. Ведь я с одной стороны остался в любимой сфере фото, но просто в другой плоскости. Делать цветокор с ретушью мне, не поверите, очень нравится. А с другой стороны, мне уже не требовалось брать те съёмки, которые были для меня неинтересны, но которые нужно было брать ради заработка.
По сути я стал снимать меньше, но теперь я снимал и снимаю только то, что мне нравится.

Так что, когда грянула пандемия, она не выбила меня из колеи. Для меня мало что изменилось. Обработка каталогов так и осталась, и стрит-фотографию ограничить никто не мог. Ну а со временем, когда прошёл первый страх неизвестности перед вирусом, вернулись коммерческие и творческие съёмки с людьми.

фотограф: Миша Давыденко

-Хочешь поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается твоя фотография по шагам от и до?

-Я стараюсь получить желаемый кадр сразу из камеры в плане экспозиции и кадрирования.

В первую очередь я ищу интересные тени и свет. Да, именно в такой последовательности. Если свет плоский и неинтересный, я ищу естественные рамки. Нет рамок – ищу геометрию и направляющие линии. Нет геометрии – ищу отражения. Если нет вообще ничего интересного, то просто не делаю кадр.

 Дальше я уже дорабатываю в редакторе на смартфоне то, что не мог сделать во время съёмки. Поправляю света и тени. Накручиваю цвет. И очень важно уделить время доработке кадрирования, если это необходимо. Порой кадрирование влияет на восприятие кадра не меньше, чем свет, сюжет и цвет. Правильнее даже будет сказать, что кадрирование – это такой же столп, как свет, сюжет и цвет. Уберите что-то одно и нужного результата уже не получится.

фотограф: Миша Давыденко

Порой я делаю чб из цветных фотографий. Для этой цели мне очень нравятся чб-фильтры в Snapseed. Их немного, но в сочетании с возможностями программы (которые все бесплатны), они позволяют мне получить желаемый результат.

Если я хочу сделать пленочные цвета, то мой выбор – RNI Films. Там несколько паков. И даже бесплатные плёнки весьма хороши. Я дополнительно покупал некоторые плёнки из каждого пака. Цены на них весьма адекватные и поверьте, они того стоят. Мои любимые паки – это Negative и Vintage. К сожалению, когда я интересовался данным вопросом в последний раз, эта программа была доступна только для Iphone. Надеюсь, она обязательно появится и для Android.

Ну а если вы уже умеете редактировать фотографии в Lightroom на компьютере и вам хочется перенести любимые цвета на свои мобильные кадры, то вам прекрасно подойдёт Lightroom mobile. Вы можете накрутить в компьютере на jpeg-файлах любимый цвет (для большего соответствия, так как в основном в смартфоне мы работаем именно с jpeg-файлами), конвертировать их в формат DNG и перенести на свой смартфон с сохранением всех настроек.

фотограф: Миша Давыденко

-Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

-Постараюсь быть максимально краток, потому что тема очень обширная и её хорошо бы обсуждать в личной неспешной беседе за чем-нибудь вкусным)
1) Насмотренность играет невероятно важную роль. Мы потребляем каждый день гигантское количество контента. Выделите себе хотя бы немного времени, чтобы смотреть не всё подряд, а то, что вас по-настоящему цепляет. Сохраняйте себе кадры, которые вам нравятся из Instagram и Pinterest. Поймите, что именно вы хотите снимать и выберете себе отправную точку. Сюда же относится и выбор объективов для того жанра, который вам по душе.

 Не бойтесь ошибиться. Встав на этот путь, вы потом можете бесконечное количество раз менять направление. Но чтобы сдвинуться с места, а это часто самое трудное, вам для начала нужно выбрать, в какую сторону пойти.

2) Следующий совет проистекает напрямую из предыдущего. Когда вы выберете, что вам нравится, и будете видеть вдохновляющие вас примеры, пытайтесь их повторить. Все так учатся, в этом нет ничего страшного или зазорного. Со временем вы выработаете свой почерк. К счастью, сейчас в интернете просто огромное количество уроков на любую тему. И вы можете бесплатно найти совет буквально по любой схеме света или технике съёмки.

фотограф: Миша Давыденко

3) Не заморачивайтесь на технике. Современные камеры имеют огромный набор технических возможностей. Камера должна удобно лежать в руке и вам должно нравиться её пользоваться. Остальное придёт. Избитая фраза, но она правдива: снимает не камера, а человек.

Да, понимаю, что этот совет утопичен. Чужого опыта, как говорится, не бывает. И человеку свойственно копаться и искать причины не в себе, а в чём-то внешнем. В данном случае в технике. Но получив этот опыт, вы возможно вспомните мой совет под номером 3:) 

4) В фотографии нет догм. Слушайте, читайте и изучайте советы классиков и современников, работы которых вам по душе. Но никогда не возводите их слова в абсолют.

5) По возможности снимайте чаще. Тут всё как в любом другом деле, которому вы хотите научиться. Количество рано или поздно всегда переходит в качество.
6) Но никогда не заставляйте себя. Это не приём пищи и не личная гигиена. Фотография должна быть в кайф.

фотограф: Миша Давыденко

-Можешь дать совет для тех, кто хочет заняться именно стрит фото? С чего им начать?

-Если у вас сейчас нет камеры или нет возможности её купить, снимайте на телефон. Парадокс, но ещё несколько лет назад я бы сам не поверил в то, что сейчас говорю.

 Однако за последние годы камеры в телефонах настолько продвинулись в плане качества и возможностей, что не пользоваться этим было бы просто глупо.  На многих смартфонах уже есть даже сверхширокоугольные камеры, и их качество тоже непрерывно улучшается. А ведь ещё совсем недавно позволить себе снимать сверхширокоугольные кадры могли лишь владельцы зеркальных и беззеркальных камер со сменными объективами. Да и то не все, потому что хорошие автофокусные сверхширики часто стоили заметно дороже хороших портретников.

фотограф: Миша Давыденко

Помните эту знаменитую фразу? «Лучшая камера та, которая у вас с собой.» (с)

А у современного человека смартфон с камерой находится на расстоянии вытянутой руки буквально 24/7. Даже в довольно бюджетных по нынешним меркам смартфонах за 20-30 тысяч рублей камера по качеству и возможностям превосходит камеры стрит-фотографов прошлого, которые наверняка многое бы готовы были отдать за такой инструмент. Прибавьте сюда ещё и кучу разных редакторов в телефоне. У вас в кармане, по сути, целая творческая лаборатория. О чём ещё можно мечтать?)

Плюс камера в смартфоне даёт вам ещё один классный бонус – вы максимально незаметны, что порой весьма важно в стрит-фотографии. На человека с телефоном сейчас просто никто не обращает внимания. И на телефон вы можете снимать буквально везде. В том числе и там, где на обычную камеру вам возможно не разрешил бы фотографировать. Но это на самом деле отдельная тема, так как по закону количество мест, где нельзя фотографировать, намного меньше, чем думают многие люди

Добавьте ко всему вышеперечисленному помещающийся в карман куртки маленький штатив-селфипалку со съёмным Bluetooth-пультом и ваши возможности расширятся ещё сильнее.

Если же вам всё-таки хочется снимать на камеру в традиционном смысле этого слова и в сложных условиях (например, ночью на коротких выдержках), то я бы советовал выбирать небольшую беззеркальную камеру. Типа Fujifilm или Ricoh. Которая так же будет не особо заметна для окружающих, и вы сможете легко взять её с собой. Впрочем, это тоже не аксиома. В мире полно классных стрит-фотографов, снимающих на довольно крупные камеры с крупными объективами. Например, Paola Franqui или Billy Dinh.

Уличная фотография очень многогранна и каждый может найти в ней что-то своё.

фотограф: Миша Давыденко

-Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашел время для него.

-Спасибо! Был рад поделиться своими мыслями. До новых встреч!

Другие фотографы по тегу #Нашилюди

Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.

[@misha.davydenco], [instagram.com/citynikon], [VK]

Следите за новостями в наших социальных сетях

Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube