Эксклюзивное интервью с фотографом Валерией Матирной

фото: Валерия Матирная

Этим интервью продолжаем знакомить вас с талантливыми фотографами, работающими в разнообразных жанрах в рубрике #Нашилюди. В этой рубрике я в свободной форме общаюсь с создателями контента со всего бывшего Союза. Это необязательно знаменитости, хотя и с ними также пообщались. Данная рубрика создана для того, чтобы показать, что у всех нас есть что-то общее – это любовь к фотографии и то, что все мы когда-то родились на территории бывшего самого большого государства.

Сегодня у нас в гостях великолепная портретистка — Валерия Матирная.

фото: Валерия Матирная

Валерия, расскажите о себе чуть больше. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия? Как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?

Меня зовут Валерия Матирная. Я родилась в маленькой сельской местности Краснодарского края, а в 2011 года переехала по учебе в Краснодар. Моя основная работа – это преподавание итальянского языка, а в свободное время я занимаюсь съёмками. Поэтому можно сказать, что фотография для меня — это хобби, которое также иногда приносит заработок. Но и ещё это возможность реализовать свои творческие замыслы и проявить себя в другой сфере.        

Реклама

Помню, как в детстве родители купили первую фотокамеру – полароид. Для меня это было чем-то волшебным! Щёлк, вспышка и тут же видишь, как рождается фотография.  Но родители не разрешали пользоваться камерой, да и мне больше нравилось позировать, а не снимать.

фото: Валерия Матирная

Когда я стала старше, родители доверили мне пленочную камеру, на которую я фотографировала своих кукол и даже сделала мини-альбом. Потом я стала семейным фотографом и с появлением цифровой камеры снимала всё и всех.

 И вот, на 18 –летие родители сделали мне подарок, новый Nikon d3100! Я была безумно счастлива и тут же побежала разбираться с настройками, снимать цветочки, бабочек, сестру …

Спустя 4 года учёбы в университете я не потеряла интерес к фотографии и решила, что хочу двигаться дальше в этом направлении. Я нашла подходящие курсы в Школе творческой фотографии и успешно прошла их. По окончании курса был конкурс среди выпускников на лучшее фото, создатель которого получит дополнительный курс по обработке бесплатно. Моя работа, портрет родного дедушки, стала победителем. И тогда я поняла, что это то, чем я хочу заниматься и какой жанр мне по душе.

фото: Валерия Матирная

Вы могли бы поделиться с нами, на какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно этот выбор?

6 лет снимала на Nikon (d3100, D7100) с китовым объективом 18-55 и nikkor 50 mm f/1.8. Еще был объектив sigma 70-300 f/4-5.6, но на него снимала редко.  В этом году перешла на Sony a7III с Tamron 28-75 2.8.  Для меня переход на другую систему был непростым решением (как в плане цены, так и в плане функционала). Но и Nikon я не продала, оставила как резервную камеру. Работаю в Camera raw и Photoshop.

фото: Валерия Матирная

Валерия, кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать имена, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно — это будут другие фотографы, художники, может, другие творческие личности такие, как писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?

Наверное, фотографу, как и художнику, для каждого этапа становления характерны разные источники вдохновения. Первые работы были похожи на портреты Дмитрия Агеева, так как он был моим учителем на курсах фотографии. Но в основном мне нравились работы иностранных фотографов: Peter Lindberg, Marta Bevaqua, Alessio Albi, Nicolas Fols, Eugenio Recuenco , Lara Jade, Leslie Zhang, Tim Walker и другие Вдохновившись фильмами  Вонга Кар Вая, я пробовала работать с цветным светом. Вообще, люблю смотреть атмосферные фильмы и сериалы, делать скриншоты, а потом пробовать снимать что-то похожее.

Когда начала интересоваться киношной фотографией, то познакомилась с творчеством Сергея Спирина и с ним лично. Это дало новый толчок моему творчеству. Я стала пробовать себя в роли режиссёра для своих проектов: организовывать, стилизовать, делать раскадровки, заниматься поиском моделей, локаций и атрибутики… Это всё очень увлекало, хотя было тяжело делать всё в одиночку, но результат меня радовал.

фото: Валерия Матирная

Валерия, как вы думаете, ваши работы выделяются на фоне других фотографов?

Не мне судить, конечно.))  Но многие незнакомые люди писали, что мои работы им нравятся и портреты цепляют.  Да и с мужем я познакомилась именно благодаря фотографии. Он пришёл ко мне на съемку, потому что ему понравилось моё «видение художника».

фото: Валерия Матирная

Валерия, вы можете согласиться или опровергнуть данное мнение, что фотографу важна самая лучшая камера для того, чтобы создать идеальный кадр? Просто я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересный кадр, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Валерия, вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?

Большинство своих работ я сняла на неполный кадр и недорогие объективы. И для меня было важно постараться снять так, чтобы никто не заметил разницы в качестве. Самое главное, понять свои сильные стороны в работе (интересный свет, необычный типаж модели, красивая локация) и стараться делать упор на это, а техника здесь — второстепенное звено.

Важно на первых порах вкладывать в себя, свои знания, умения, вырабатывать вкус и насмотренность. Психология и работа с людьми тоже является важной частью нашей профессии.

Конечно, с приобретением более новой, продвинутой техники ты видишь, что в некоторых ситуациях она облегчает тебе работу. Но только со временем и опытом понимаешь, какие функции в инструменте для тебя нужны и важны. Тогда и можно задуматься о приобретении новой техники.

фото: Валерия Матирная

Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?

Всё зависит от самой фотографии и настроения, которое я хочу передать через неё. Мне очень нравится чёрно-белая фотография, у неё есть свой особый шарм, она всегда будет вне времени, однако и с цветом я люблю поработать. 

фото: Валерия Матирная

Пленка или цифра, почему?

Я очень бы хотела поснимать на пленку, особенно в путешествиях или на творческих проектах. Это больше для души и неспешной работы. Но пока работаю только с цифрой.

фото: Валерия Матирная

Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно, смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?

Я больше предпочитаю естественный свет, так как человек привык видеть в большинстве случаев весь окружающий мир и людей, в том числе, при естественном освещении. Это комфортно воспринимается зрителем. Но бывают моменты, когда хочется необычности, тогда уже в ход идёт искусственный свет: уличные огни, комнатные лампы, вспышки, цветные фильтры и led- свет.

фото: Валерия Матирная

Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.

Однажды, прогуливаясь в торговом центре, я заметила девушку с необычной афроамериканской внешностью. Мне сразу пришла в голову мысль, что было бы здорово поснимать с ней портреты. Я сначала стеснялась подходить, так как она была в компании подруги, но потом решилась, и оказалось, что она уже состоит в модельном агентстве и подрабатывает моделью. Чутье меня не подвело! Мы обменялись контактами, и через несколько дней я пригласила Стеллу в свою домашнюю студию.

фото: Валерия Матирная

Мы болтали обо всём понемногу, и вдруг, выяснилось, что в моём портфолио есть портрет с другом её папы! Хотя эта фотография была сделана случайно. Это был колоритный магазинчик с африканскими вещичками на побережье Черного моря, а продавец был как джин из лампы, добрый и смешной темнокожий мужчина в красивой вышитой жилетке. Я не могла пройти мимо и попросила разрешения сделать портрет на память. 

Я сделала много кадров Стеллы, которые в дальнейшем оставила для портфолио, но среди них есть любимый. Стеллу я укутала в кусок золотой ткани, а на голове смастерила чалму, добавила пару золотых сережек и, образ был готов. Снимала с естественным светом от окна и отражателем.  Позже эта фотография помогла мне победить в фотоконкурсе 35Awards, попала в портфолио журнала Vogue и привлекла новую аудиторию.

 Благодаря этой истории я поняла, что не нужно бояться подходить к людям на улице и упускать свой шанс сделать ту самую фотографию.

фото: Валерия Матирная

Как проходит ваш стандартный съемочный день, то есть вот вы студии или еще где-то, с чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников, которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?

Обычно я заранее подготавливаюсь к съёмке, обговариваю или ищу одежду для модели, думаю над светом и делаю раскадровки, если есть возможность, посещаю заранее локацию. Также люблю спонтанность в работе, она позволяет расширить рамки и снять то, что не задумывала изначально. В основном работаю сама, но для сложных съемок привлекаю команду.

фото: Валерия Матирная

Валерия скажите, ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?

Я всегда любила искусство в различных его проявлениях. Мне всегда нравилось ходить в музеи, картинные галереи, посещать концерты симфонической музыки. Да и в университете на моей специальности много времени уделялось культуре и мировому искусству. Думаю, что всё это повлияло и на моё видение.  Поэтому к фотографии я, прежде всего, подхожу с художественной точки зрения. Когда снимаю портрет, всегда стараюсь увидеть лучшее в человеке, его красоту, необычность, уловить настроение, найти удачный ракурс, поймать тот самый взгляд…  Еще люблю сидеть за обработкой, нравится процесс преображения фотографии до/после.

фото: Валерия Матирная

Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Мне нужно очень сильно загореться какой-то идеей или когда подворачивается редкая возможность снять что-то или кого-то.

фото: Валерия Матирная

Валерия, как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.

В период пандемии было тяжело, я практически не снимала, заказов не было, поэтому уехала из города и посвятила эти месяцы отдыху и семье. Но зато потом желание творить было ещё больше, чем обычно.

Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы.

У меня обычно три подхода к созданию фотографии. Первое — это когда я вижу интересный типаж модели и пытаюсь придумать под неё/ него подходящую историю, образ, гармонично вписать в локацию (мужчина в баре, девушка в черной шляпе).

Второе, когда мне встречается красивая локация, под которую я ищу своего героя. (Фотография девушки в лотосах, азиатский парень в цветном свете).

И третье, это вдохновиться чем-то (кино, сериал, книга, работы других фотографов или художников) на создание своего проекта. (серия по Шерлоку Холмсу, по фильму «Подмена»).

Один из важных процессов для меня – это процесс отбора фотографий и обработка. Главное, выбрать самые удачные кадры и подобрать правильный для серии цвет, который сделает картинку более атмосферной.

фото: Валерия Матирная

Валерия, есть ли у вас какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией? Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?

Много смотреть, много снимать и не бояться экспериментировать. У каждого будет свой путь, поэтому любые начинания будут правильными.  Быть открытым и коммуникабельным, не бояться неудач, быть самокритичным и всегда совершенствоваться.

фото: Валерия Матирная

Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно, особенно в наших реалиях?

Всё индивидуально. Считаю, что ИП подходит тем, у кого отлаженный бизнес в сфере фотографии.

фото: Валерия Матирная

Валерия, расскажите о ваших наградах, если таковые есть.                     

Ежегодно принимаю участие в международной фотопремии 35Awards, несколько работ вошли в каталог. Но лучшая награда для меня – это люди, которых я встретила в своей жизни, благодаря своему любимому занятию!

фото: Валерия Матирная

Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВконтактеДзенTelegram и YouTube