Антон Шваин: «Фотографией я начал заниматься от безделья»

Фото: Антон Шваин

В  сегодняшнем эксклюзивном интервью для Photar.ru в рубрике #Нашилюди мы пообщались с московским пейзажным фотографом – Антоном Шваиным. Его фотографии действительно интересны и сделаны на высоком уровне, думаю, они смогут вас вдохновить на ваше творчество. Но что меня удивило, что Антон фотограф любитель, а фотография — это его большое увлечение.  

Фото: Антон Шваин

Приветствую вас Антон. Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажи о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?

Приветствую читателей Photar.ru! Спасибо, что пригласили!
Меня зовут Антон Шваин и я пейзажный фотограф. Хотя, чисто пейзажным фотографом меня назвать сложно, так как я еще очень люблю минимализм и арт, а это не всегда пейзаж, но всегда интересно.

Фото: Антон Шваин

Фотография для меня – это хобби, которое увлекло на все 146%. Я не зарабатываю на фотографии, хоть это иногда и приносит определенные деньги, но это не те суммы, которые бы позволили перейти в фултайм фотографию и не страдать. Все-таки это очень сложно монетизируемый жанр, а фототуры и мастер-классы я не провожу.

Реклама
Фото: Антон Шваин

Как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением?

Фотографией я начал заниматься от безделья. Необычное начало, правда? Но на самом деле так и было. Когда я учился в университете, моя девушка, а на данный момент жена, уехала учиться за границу и у меня образовалось довольно много свободного времени, которое надо было чем-то заполнить. И вот однажды взял в руки фотоаппарат, а дальше все, как в тумане: цветочки, котики, фотосайты, форумы и прочие ресурсы в сети, где обитали в то время фотографы.

Так прошло довольно много времени, а хорошие кадры делать я так и не научился, как мне казалось. Все изменилось в один момент, когда я наконец-то понял, что для хорошей картинки мало уметь выставить выдержку, диафрагму и ISO, нужно ещё уметь «проявить» фотографию, так чтобы она зацепила зрителя. С этого момента я начал изучать фоторедакторы.

Фото: Антон Шваин

На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?

Сейчас я снимаю на беззеркальную камеру Canon EOS R, а до этого были 5D mark2 и 1000D. Почему выбор пал на Canon я затрудняюсь дать точный ответ. Наверно в то время этот бренд значился у меня в голове, как лидер среди доступных камер. А когда пришло время менять тушку, то как-то глупо было бы еще и менять стекла, которые меня устраивали, поэтому и остаюсь на этой системе по сей день. И не жалею, кстати.

Фото: Антон Шваин

Проявляю фотографии я в Adobe Camera RAW, а остальные доработки я провожу в Photoshop. Другим софтом я не пользуюсь, мне полностью хватает того функционала, которые есть в этих продуктах. За все время накопил довольно хорошую базу знаний, поэтому не возникает ни потребностей, ни желания в изучении нового для меня софта.

Фото: Антон Шваин

Антон, кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора? Возможно, это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссёры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?

Первое и единственное имя, которое приходит на ум — это Пьер Пеллегрини. Пожалуй, именно этот автор повлиял на меня сильнее всего. Его минималистичные черно-белые пейзажи не отпускают до сих пор и заставляют возвращаться к ним вновь и вновь, если кто-то слышит это имя впервые, то настоятельно рекомендую найти Пьера в сети и взглянуть на его работы хоть одним глазком. Правда, сейчас я нашел себе новый источник для вдохновения в музыкальных обложках — это нескончаемый ресурс для поиска новых образов. Конечно же я слежу и за другими зарубежными и многими российскими фотографами, но кого-то персонально выделять не хочется.

Фото: Антон Шваин

Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?

Все это время продолжаю идти к тому, что называют «узнаваемым авторским стилем» в фотографии, поэтому мне хочется верить, что да. Редко, но получаю подобные отзывы, поэтому надеюсь, что выбрал правильное направление.

Фото: Антон Шваин

Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой?

Мне кажется, это одно из самых распространенных заблуждений у начинающих ребят, что техника решает. Ничего подобного. В связке камеры и фотографа главная роль отведена человеку. Стоит рассматривать более топовые модели камер только в том случае, когда ты на сто процентов уверен, что уперся в потолок возможностей своего инструмента. В первую очередь стоит вложиться в себя, в знания, а уже во вторую или даже третью очередь думать о технике.

Фото: Антон Шваин

Я заметил, что у вас в портфолио преобладает цвет. Антон, всё-таки цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?

Сложно дать простой ответ на этот вопрос. Я очень люблю цветную фотографию. И боюсь даже представить сколько времени я потратил на то, чтобы научиться работать с цветом. Но в то же время очень люблю и черно-белую фотографию за возможность показать картину без той эмоциональной составляющей, которая может быть вызвана цветом.

Фото: Антон Шваин

А что ответите на этот вопрос: плёнка или цифра, почему?

А вот тут все просто. У меня в семье никто не занимался фотографией до меня, поэтому и пленке взяться было неоткуда, а я занялся этим делом уже в эру цифровой фотографии. Цифра — и точка.

Фото: Антон Шваин

Антон, я понимаю, что пейзажный фотограф снимает с естественным светом, но все же вы ведь используете иногда дополнительные источники если речь идёт о ночной фотографии?

Да, иногда нужно сделать подсветку тех или иных объектов, поэтому в ход может пойти любой фонарь, который есть под рукой. У меня в рюкзаке всегда есть два led-фонарика с алиэкспресс. Они довольно мощные и с регулируемой яркостью и световым пучком, поэтому могут служить не только в качестве подсветки для объектов, но и в качестве полноценного источника света, там, где это необходимо. На ночной фотографии с девушкой в шляпе, как раз такой фонарь мы и использовали.

Фото: Антон Шваин

Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.

Пожалуйста, поймите меня правильно, я не из тех, кто своими кадрами пытается заставить поверить в выдуманную историю, которую я попытался зашифровать в одной фотографии. Не хочется навязывать образы, которые могут не совпасть со взглядом зрителя. По той же причине я редко даю названия фотографиям. Так что можно считать, что я просто делаю красивые картинки.

Можно описать историю, которая будет применима почти ко всем моим фотографиям на примере фотографии лодки на закате. Я очень люблю лодки и всегда и везде ищу новые локации с лодками, которые можно снять. Жена в шутку даже предлагает купить какую-нибудь симпатичную лодку, чтобы я не мучился с поиском, а возил ее с собой.

Фото: Антон Шваин

Так вот, недавно в соцсетях у других фотографов увидел подобную лодку на Плещеевом озере, которую ещё не снимал, да и на самой локации вообще не был, хотя я частый гость в тех краях. Ребята любезно поделились местом, я рассказал об этом жене, мы собрали вещи и поехали на выходные в Переславль-Залесский. Днем гуляли и загорали, а вечером достали камеру и сделали несколько кадров. Вот такая скучная история и, надеюсь, не скучная фотография.

Фото: Антон Шваин

Антон, как вы считаете, ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?

Она точно не документальная. Документальная фотография должна быть правдой по своему определению. Я же уделяю огромное внимание художественной составляющей и последующей обработке каждого снимка, поэтому не могу поставить себя рядом с документалистами.

Фото: Антон Шваин

Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Это уже давно из простого увлечения переросло в зависимость, так что когда долго не берешь в руки камеру, то начинается «ломка». Хочется и всё тут.

Фото: Антон Шваин

А почему именно пейзаж?

Мне нравится не только процесс съемки и результат, а также и то, что происходит параллельно. Путешествия, новые места, природные явления, такие как рассветы, закаты, северные сияния, туманы мне просто на просто нравится на это смотреть и ощущать. Именно поэтому я люблю длинные выдержки в фотографии — пока кадр экспонируется, можно просто насладиться моментом.

Фото: Антон Шваин

Антон, как выбираете что именно станет сюжетом для фотографии?

Пожалуй, сегодня это самый сложный вопрос. У меня в голове крутится куча образов, которые я бы хотел воплотить в картинке, но какой именно всплывет во время съемки, это всегда неожиданность. Другое дело, когда я целенаправленно еду за уже придуманной картинкой, как в случае с фотографией с Канонерского острова в Санкт-Петербурге.

Я не был там ранее и перед поездкой пересмотрел сотни фотографий этого места и оказавшись на точке у меня был четкий план съемки, я уже знал куда поставлю камеру и какой фильтр буду использовать, оставалось только подобрать параметры. Но такие съемки бывают не так часто, как хотелось бы.

Фото: Антон Шваин

Вы могли бы поделиться как именно проходит подготовка ваших съёмок? Вы посещаете заранее место будущей съёмки? Как проходит ваш обычный съёмочный день?

Если говорить про ночные съемки, то да, стараюсь обязательно разведать место в светлое время суток, иначе не избежать сюрпризов. Перед съёмками с дрона я всегда изучаю местность по спутниковым снимкам, тут я Америку не открою, очень многие так делают. Ну и конечно же ищу фотографии других фотографов или просто туристов из этих мест.

Фото: Антон Шваин

По большому счету он не отличается от любого другого дня, так как очень часто момент принятия решения отправиться съемки наступает спонтанно. А так как у меня почти всегда рюкзак находится в собранном виде, а штатив живет в багажнике, то на сборы не уходит более двадцати минут. Но это не применимо к съемке на рассвете.

Скорее всего накануне я не лягу спать, а отправлюсь на точку заранее и буду ждать рассвета уже на месте. Для меня проще вообще не ложиться спать, чем проснуться среди ночи и отправиться в путь.

Фото: Антон Шваин

Антон, могли бы вы дать какие-то советы для тех, кто хочет привезти из путешествий хорошие кадры?

Совет только один — не лениться. Под этим я имею ввиду, что в поездках не нужно себя жалеть и оставлять штатив или какой-то объектив дома с мыслью, что рюкзак будет слишком тяжелым, чаще выбираться на рассветы, да и вообще стараться снимать преимущественно в режимное время.

Фото: Антон Шваин

У вас есть свой подход к поиску сюжета и последующей обработке?

Да, конечно. Так как я предпочитаю минимализм, то и кадр пытаюсь сделать такой, чтобы в нем было как можно меньше лишних деталей. Если во время съемки этого сделать не удалось, как мне бы хотелось, то на постобработке скорее всего я удалю все лишнее из кадра, будь то люди или что-то другое.

Фото: Антон Шваин

Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.

Сначала я вообще не снимал, так как все мы были заперты по домам, занимался только разбором и обработкой фотографий из архивов. Но как только появилась первая возможность, то мы тут же умчались в даль. Закрытые границы никак не отразились лично на мне, у нас чертовски большая и красивая страна, я не был и в десятой части, так что мест еще предостаточно. Так что продолжаем открывать для себя Россию и наслаждаемся родными красотами.

Фото: Антон Шваин

Антон, могли бы вы дать совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией? А также совет, для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?

Не забивайте голову техническими особенностями при выборе первой камеры. Современная техника чертовски хороша от любого производителя. Так что выбирайте, что называется, на ощупь. Сходите в магазин и потрогайте камеру руками, что хорошо ляжет в руку, то и выбирайте.

Больше практики. Начинайте неподалеку от дома, а дальше по спирали уже можно искать места и сюжеты на чуть большем удалении.

Фото: Антон Шваин

Расскажите, как вы находите места, которые планируете снимать? Как долго планируете поездку? Расскажите подробнее об этом.

Тут тоже все предельно просто и что-то новое придумать сложно. Поездки планируем задолго до даты отправления. Это позволяет спланировать бюджет, где-то сэкономить, а также продумать какие-то резервные маршруты или точки. Иногда бывает, что какая-либо авиакомпания запускает акцию на определенные направления и мы планируем поездку исходя из этого.

Фото: Антон Шваин

Рекомендую посматривать иногда рассылки от них, экономия должна быть экономной. Именно так получилось с поездкой на Кольский полуостров этой зимой, поездка совсем не ударила по кошельку и проходила в очень комфортных условиях.

Так что сначала находим место назначения, а исходя из этого уже ищем точки для съемок. Далее ищем и бронируем места для ночлега. И, конечно же, не забываем про аренду транспорта.

Фото: Антон Шваин

Есть желание ещё чем-то поделиться?

Хотелось бы поблагодарить вас за то, что позвали. И спасибо вашим читателям. Вдохновения!

Ещё больше работ автора в социальных сетях и на сайте:

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube