В последнее время компанию Canon критикуют с разных сторон: за искусственные и порой бессмысленные ограничения в камерах, за разгромный проигрыш конкурентам по динамическому диапазону флагманской EOS R, за отсутствие стабилизации матрицы, и несбалансированные по весу и форм-фактору объективы с относительно компактными беззеркальными устройствами. Ответы на все эти претензии журнал Фотар получил в эксклюзивном интервью с руководителем отдела продуктовой и потребительской экспертизы Артемом Лежневым.
Люди, которые критикуют Canon, делятся на два типа. Первым не нравится скинтон, форм-фактор или какие-то отдельные моменты. Вторые – не переваривают маркетинговую политику компании. Почему, например, ни в одной из новых камер Сanon – ни в флагманской, ни среднего или начального уровня, нет возможности записи 4К видео без кропа? Компания технологически не может осуществить данную задачу?
— Мы не ставили такую функцию намеренно. У нас есть серия Cinema EOS – кинокамеры. Canon отделяет EOS R и Cinema EOS друг от друга. Эта серия направлена на съемку профессионального видео. Камера Canon C700 – там конечно есть 4К со всего кадра.
Новая камера Canon 250D – никак не смогла бы перетянуть на себя пользователей системы Cinema EOS если бы вы дали ей автофокус Dual Pixel в 4К и при этом считывание без дополнительного кропа матрицы.
— 250D – это камера сегмента Entry. Мы с вами знаем, что для того, чтобы обработать 4К – с одной стороны, помимо камеры, которая умеет это снимать, должен быть еще компьютер, который будет способен все это переживать, смонтировать и провести рендеринг. Macbook Pro желательно, с Adobe Premiere по подписке за 1500 рублей в месяц. Сколько пользователей камер начального уровня имеют такое дополнительное оборудование? Наверное, мало. Ничтожно мало. Поэтому я бы относился к 4К в Entry сегменте как к маркетинговой фиче, которую приятно увидеть глазом на коробке, на ценнике, и купить камеру с 4К и никогда этим не пользоваться.
Возьмите младшую камеру любого производителя, возьмите потребителя, который ее себе купил – спросите, а знает ли он вообще, что такое 4К. Есть ли у него на чем это монтировать, и самое главное – на чем это смотреть? 4К телевизоры появляются, развиваются, но в России на них смотреть пока нечего. 4К телевидение появится очень нескоро – мы только на цифру переходим. Будем надеяться на появление FullHD. Youtube показывает 4К – но опять же это надо на чем-то смотреть. В 4К нечего смотреть, не на чем смотреть и не очень нужно. Но эту возможность хочется всем иметь. Это как помните, раньше значок Dolby Surround везде клеили, а потом уже ее можно было увидеть на заднем стекле жигулей.
Кто в Canon взял на себя ответственность за эти выводы?
— У нас есть огромный отдел в Японии, который называется Research&Development. Любой продукт, который выпускается Canon – выходит на рынок только после анализа потребительских потребностей – это накладывается на собственную стратегию развития компании и развитие линейки.
Если вы думаете, что мы не знаем, что мы выпустим завтра – вы ошибаетесь. Сегодня мы знаем, что выпустят через пять лет. Не мы здесь в России, а головной офис в Японии. Сегодня мы разрабатываем продукты, которые выйдут в 2024 году. Вот, например, все функции и спецификации, которые есть в камере EOS R, начали разрабатываться еще года с 2012. Технология DualPixel Auto-Focus, которая сейчас используется во всех камерах, во всех сегментах практически. Это технология чисто беззеркальная, но мы ее начали использовать впервые на камере 70D. Мы обкатывали ее очень долго на зеркалках – она работала только в режиме Live View. Нам потребовалось время, чтобы обкатать технологию, усовершенствовать ее. Затем с некоторой задержкой мы внедрили эту технологию в Cinema EOS.
Как пример, новый байонет RF-mount, который мы долго готовили. У Canon новый байонет появляется примерно раз в 30 лет. В 1987 мы запустили байонет EF.
От вас никто не ожидал смены крепления. Потому что многие фотографы, переходя на Canon, воспринимали переход на EF как уже на окончательный вариант.
— Обновление байонета – это очень редкое явление, которое обусловлено тем, что мы утыкаемся в предел развития оптических технологий. Мы еще долго можем совершенствовать матрицы зеркальных камер. Мы еще в 2008 году показали APS-H на 120 мегапикселей. Но мы не могли встроить эту матрицу в камеры, потому что нет оптики, которая бы разрешила эти 120 мегапикселей. В фотоаппарат ее можно внедрить технически, но сделать объектив на базе EF-байонета – это достаточно сложная история.
Какое разрешение тянут RF-объективы?
— Узнаем через 5 лет.
Но действительно, очень многое зависит от байонета. У многих есть большое заблуждение о беззеркальных камерах – это то, что все переходят на беззеркалки только потому, что камеру надо сделать меньше и легче. Это ошибочное суждение, которое культивируют маркетологи. Новые байонеты и переход на беззеркальные системы осуществляются, потому что производители зеркалок столкнулись с пределом совершенствования оптики. Мы можем делать крутые матрицы, но оптика не будет их разрешать. Байонет RF – новая оптика, короткий отрезок, новые алгоритмы передачи данных, больше контактов.
Но и сами объективы растут в размерах. Мы с ужасом наблюдали как выглядит связка объектива 28-70mm и камеры Canon EOS RP.
— Да, он огромный, но и полнокадровая камера не может быть маленькой. Либо она может быть небольшой, но у нее будет оптика не такая совершенная.
Например, другие компании предлагают очень хорошие матрицы, но диаметр байонета настолько маленький, что углы матрицы скрываются за этим байонетом. Такие компании не могут разработать нормальную оптику под этот байонет по ряду причин. Либо она будет стоить огромных денег и будет еще больше по размерам чем 28-70, и ее никто не будет покупать. Либо им придется через какое-то время переходить на новый байонет, более широкий.
Canon за полгода с момента выхода EOS R – показал уже 10 объективов RF, из них 4 продаются, 6 – скоро поступят в продажу до конца этого года. Из 10 объективов – 8 линз L-серии. Мы сейчас показываем активность: смотрите, у нас новый байонет, он реально крутой. Народ очень сильно удивляется, когда видит возможности этой оптики – 50mm f1.2 новый, 24-105mm, который идет китовым объективом. Эти объективы, которые появляются для EOS R – по сравнению с существующими стеклами – это огромный шаг вперед. И по разрешающей способности. И по резкости картинки, детализации, по цвету, по артефактам – огромный шаг вперед. Пока потребителю это не очень понятно, поскольку мы только начали это делать. Но вся оптика выпускается, как бы намекая, что у нас серьезные намерения – и дальше мы собираемся еще много всего разработать на RF-байонете.
Посмотрим, что будет в следующем году – потому что следующий год – это год олимпиады в Японии. Я думаю, все японские фотопроизводители представят очень много крутых новинок.
Может ли быть такое, что уже сейчас компания тестирует новую камеру, которая впоследствии будет анонсирована, например, перед олимпиадой?
— Я уверен, что Canon уже разрабатывает камеры следующих поколений, потому что тестирование обычно начинается минимум за год до того, как камера выходит на рынок.
А когда тестирование заканчивается?
— За несколько месяцев перед объявлением камеры. У нас очень серьезная программа амбассадоров, очень жесткий отбор. У Canon на весь регион EMEA – вся Европа, вся Африка, Ближний Восток и Россия – всего человек 40. Это люди с публикациями, участники профессиональных выставок разных жанров, люди, которые реально доказали свой профессионализм, и мы с ними работаем как раз на тестировании.
Какой фидбэк они дали на камеры EOS R и EOS RP?
— Амбассадоры работают напрямую с японским офисом – минуя нас. Мы – продающая организация на территории России. Мы не занимаемся производством камер и мы не занимаемся разработкой камер. Я как технический специалист езжу на тренинги в головной офис за несколько недель до выхода новинок, потому что это находится в условиях жесткой секретности, чтобы никуда ничего не утекало. Насколько я знаю, они тестируют камеры за несколько месяцев до их анонса.
Что они сказали по поводу Canon EOS R вы не знаете?
— Что конкретно они сказали – я не знаю. Из общения с теми амбассадорами, с которыми я лично знаком – у меня есть некоторая информация. В основном там нюансы эргономические – удобно/неудобно. Когда камера разрабатывалась – тестировалось несколько вариантов корпусов, расположения кнопок.
Как относятся амбассадоры к объективам массивного форм фактора?
— На самом деле все зависит от фотографа. Далеко не все гоняются за минимализмом. Если вы посмотрите на наших амбассадоров, львиная доля из них – это журналисты и репортеры. Либо спортивные фотографы. Это люди, которые привыкли ходить с большими телевиками единичками с моноподами. Их размер камеры не смущает. Есть тревел-фотографы – они тоже репортажники. Они привыкли к единичкам и к пятеркам. Стрит-фотографам может понадобиться меньшего размера камера. Но в общем и целом, они все привыкли к большим форматам. Те, кому нужно что-то маленькое, берут кроп-камеры.
Может быть такое, что у вас «замылился» глаз? Все привыкли к большим объективам – и вы стали думать, что работать над их компактностью не надо.
— Все понимают, что полнокадровый светосильный объектив – по определению не может быть маленьким. Либо он может быть маленьким – но тогда он не будет иметь автофокус.
На байонете RF выйдут и компактные объективы. Сейчас главная цель выпуска этих линз – показать серьезность намерений. Средний срок жизни хорошего объектива – 10 лет. В этот цикл жизни укладывается несколько циклов профессиональной хорошей камеры. Сами знаете, как сильно могут камеры изменяться – Canon 5D первого поколения и Canon 5D IV поколения. Эти камеры очень сильно отличаются друг от друга, но были представлены в течение десяти лет. И нам надо выпускать такой продукт, который мог бы работать с камерами, которые разовьются за ближайшие десять лет – мы даже не знаем до каких пределов. Именно с этим заделом все объективы серии и выпускаются.
Почему до сих пор не разработана стабилизация матрицы?
— У нас уже три патента на IBIS – на подвижную матрицу и стабилизацию,
но мы продолжаем над ними работать. Canon никогда не применяет технологии, которые еще не были опробованы. У нас это заняло столько времени, поскольку сама технология требует очень детальной проработки, потому что подвижная матрица – это хорошо, с одной стороны. С другой стороны, зайдите в любой сервис и спросите, сколько у них там камер со сломанными подвижными матрицами. Система стабилизации – это очень хрупкая вещь.
Canon сейчас разрабатывает технологию матричной стабилизации – она скоро появится. У других компаний с этим было огромное количество проблем. Они тестируют ее по сути на пользователях. Почему у них почти на всех объективах есть стабилизация? Потому что матричная не отличается эффективностью.
Вы не перестанете выпускать объективы со стабилизацией после того как будет внедрена система IBIS.
— Как мне кажется, вполне возможно.
К вам сторонние производители объективов не обращались с предложениями сотрудничества?
Байонет у нас закрытый – и весь вопрос в том, смогут ли Sigma с Tamron выпустить линзы для RF-байонета. Я думаю, в ближайшее время нет.
На 250D – понятно почему нет нормального 4К без урезанных функций. Почему его нет на EOS RP например? Добавь вы полноценный 4К – киношники не стали бы снимать на EOS RP.
— Мы с вами живем в Москве. В Москве вроде как люди побогаче. Поедете в регионы – посмотрите на что там снимают коммерческие ролики. Там снимают не на 1DX, не на 5D M4. Многие снимают на 6D – это полу-про полнокадровая. В этом же диапазоне и EOS RP. Все пытаются снимать на такого класса камеры, и фото, и видео. Конечно, все хотят камеру за 100 тысяч рублей и чтобы в ней было все. Когда к нам человек приходит и говорит, что хочет снимать свадьбы в Саратове – мы говорим, возьми 5D Mark 4 или Canon EOS R – твои задачи они с лихвой перекроют, потому что твой свадебный клиент никогда не попросит у тебя картинку 4К, покрашенную из Canon-Log в 10-битном RAW 4:2:2. Хотя эта камера это умеет делать.
По-вашему компания Sony сама себя поедает выпуская, например, камеру A7III, которая пишет 4К с полного кадра?
— Я не буду за них говорить, но в 2012 году, когда не было Cinema EOS, системы Sony занимали практически весь рынок. Были еще RED, ARRI и прочие – теперь посмотрите, как этот рынок изменился с приходом Canon. Хотя у Sony огромная история на видеорынке – изначально они работали как видеокомпания. С другой стороны – Sony купили Minolta и начали развивать сегмент беззеркалок. Им огромное спасибо за это – они сделали нам беззеркальный рынок. Построили его именно они, а мы на него пришли не первыми.
Но могли прийти первыми.
— Могли прийти первыми. Но мы делаем бизнес, мы зарабатываем деньги. Мы работаем с клиентами, мы понимаем их потребности, изучаем потребителя. Наша задача – зарабатывать деньги. Спросите у компании Apple, почему у них такая политика, и они вам ответят тоже самое. Стратегия Canon – это захватить как можно больше сфер рынка и работать в них.
Вы сказали, что многие производители столкнулись с тем, что возможности объективов для зеркальных систем ограничены. Можно это понимать, что 1DX Mark III не выйдет?
— Нет. Серия 1D будет продолжаться. Вы знаете, один мой знакомый – фотограф ТАСС, на вопрос, а что вы снимаете на 1DX, ответил – спорт и войну. Эти жанры будут точно сниматься на зеркальные камеры, потому что беззеркалки не могут обеспечить нужного уровня надежности, в том числе защиты корпуса, нужного уровня работы в жестких условиях, потому что электронный видоискатель очень часто работает с ошибками при съемке динамичных сцен в жестких условиях.
Может ли быть, что Canon первыми представят данную разработку?
— Может. Проблема, как ни странно заключается в том, чтобы сделать именно репортерскую беззеркальную камеру. У 1DX первой версии разрешение 17 мегапикселей, у второй – 22 мегапикселя. Оптика EF, которая существует на сегодняшний день, с лихвой перекроет до 50 мегапикселей разрешение 1DX. Вряд ли эта камера вообще когда-либо будет с разрешением больше 30 мегапикселей если не выйдет новая технология создания матриц.
Эта камера про то, чтобы поймать момент, в каких условиях бы вы не находились.
Один из наших амбассадоров – израильский боевой фотожурналист Зив Корен. Он показывал мне, что он снимает на 1DX. Боевые операции.
У него хорошая военная подготовка, он сотрудничает с армией Израиля. На съемке он в бронежилете, в каске, работает вместе со спецназовцами. Снимает на 24-70mm и 16-35mm. И там не нужно сверхвысокое разрешение – там нужно поймать момент.
Я думаю, в период с 2020 по 2030 мы увидим профессиональную полнокадровую беззеркальную репортажную камеру.
Почему EOS R набрала так мало баллов на тестах DXo? Они утверждают, что камера схожа с Canon 5D Mark 4.
— У них одинаковые матрицы – это не секрет.
Вы говорите, можно так легко матрицу поставить – почему не сделали новый сенсор?
— Потому что это была наша первая полнокадровая беззеркальная камера. Но вы поймите, будут и другие камеры. И они будут гораздо круче.