«Подлинный образ важнее красивого» — с этой философией связана творческая жизнь фотографа и режиссёра Альберто Вензаго из Цюриха. Его история началась поздно, когда ему исполнилось 26 лет. Предварительно изучив терапевтическое образование и освоив игру на кларнете, этот самоучка решил приступить к карьере фотографа. Однако успех пришёл к нему быстро. Вскоре фоторепортажи Альберто Вензаго были опубликованы в таких престижных журналах, как Life, The Sunday Times, Stern и Geo. Кроме того, он проработал четыре года в фотоагентстве Magnum, где завоевал славу «фотографа с горящими глазами». За свою преданную работу он был удостоен нескольких престижных наград, включая ICP Infinity Award (Ex Capa Award).
Для сына образованной семьи практически ни одна история не была слишком опасной — ни организованная преступность в Японии, ни революция в Иране. Однако после многочисленных репортажей с военных конфликтов он осознал, что «это не просто правильное изображение, это просто изображение».
Но даже в менее опасных ситуациях Альберто Вензаго (Alberto Venzago) продолжал использовать свой многолетний опыт фотожурналиста. Он свободно перемещается между мирами кино и фотографии, искусства и коммерции, не зная никаких ограничений. Например, он фотографировал антирасистскую кампанию в Швейцарии и документировал проекты для компаний ABB и Credit Suisse по всему миру. Альберто Вензаго также является официальным фотографом Лондонского симфонического оркестра, работал с Бостонским симфоническим оркестром и даже создал дизайн для сумок швейцарского модного бренда Navyboot.
Около двадцати лет Альберто Вензаго также работает в качестве режиссёра. «Сначала мне нужно было понять, что такое хороший кадр», — говорит он. «Только после этого я почувствовал себя достаточно зрелым, чтобы снимать фильмы. И здесь снова проявляется связь с музыкой, которая является постоянной темой в моей работе». В качестве оператора Альберто Вензаго приносит свой неповторимый стиль в различные проекты, включая «Поездку в Азию» (2007), роуд-муви с сэром Саймоном Рэттлом и Берлинским филармоническим оркестром, премьера которого состоялась на Берлинале 2007 года. В этом же году он снял фильм «Mein Bruder, der Dirigent» о своём брате, дирижёре Марио Венце.
В своей работе над фильмом «Вуду — запряжённые богами» (2003) и одноимённой книгой фотографий, Вензаго нашёл эстетику, которая идеально соответствовала увлекательной теме. Книга, наполненная выразительными чёрно-белыми снимками, была удостоена премии «Немецкая фотокнига» в 2004 году. Многосторонний художник продолжил свою работу в качестве оператора на фильме «Невидимые», документальной ленте Вима Вендерса о Конго, снятой Хавьером Бардемом. Премьера фильма состоялась на Берлинале в 2008 году.
За свои работы в кинематографе Альберто Вензаго был награждён несколькими международными премиями, включая Золотую премию Нью-Йоркского кинофестиваля за антирасистскую кампанию Швейцарской Конфедерации, а также премии EDI (2004, 2007, 2009), самой престижной награды в Швейцарии за рекламу, промышленные и корпоративные фильмы. Помимо визуального языка, которым он так умело общается, важным фактором успеха Альберто Вензаго является его дружелюбный характер: «Может быть, я и волк-одиночка, но съёмка — это командная работа: нельзя насвистывать симфонию», — с улыбкой отмечает он.
Альберто, вы упоминали о своей дружбе с известной певицей Тиной Тернер. Расскажите нам больше об этом.
Альберто Вензаго: мы с Тиной дружим уже много лет, и каждая наша встреча становится для меня особенной. Самой запоминающейся фотографией Тины для меня стала та, которую я сделал сразу после её сеанса медитации в её буддийской комнате. Я наблюдал, как она читала мантры и в то время ощутил невероятную силу её присутствия. Я попросил её остаться неподвижной на мгновение, и это было как будто время остановилось. Я сделал три снимка, и она всё ещё оставалась неподвижной. Этот опыт позволил мне почувствовать, что она взяла меня с собой в своё внутреннее путешествие.
Кажется, вы также имели близкие отношения с известным немецким режиссёром Райнером Вернером Фассбиндером. Расскажите нам о вашей встрече с ним.
Я познакомился с Райнером во время работы над его последним фильмом. Это был странный момент, когда я сделал эту фотографию. Мы обсуждали съёмки, и он предложил мне что-то необычное. Он лёг на пол, надел шляпу и солнцезащитные очки, а рядом стоял бокал пива. Свет проникал через жалюзи и падал на его лицо, как он любил показывать в своих фильмах. Затем он сказал: «Так они меня найдут». Я сделал снимок.
И именно таким образом его нашли, когда он умер в тот же год. Эта фотография стала своего рода предчувствием. К сожалению, оригинальная плёнка исчезла в агентстве «Магнум» и больше никогда не появлялась. Но я всё ещё живо помню этот образ, он запечатлелся в моём сознании, сердце и душе — образ, который навсегда останется со мной, хотя его больше нет физически. Поэтому для меня эта фотография, которую я сделал за пять минут до исчезновения оригинала, стала своеобразной заменой, памятью о потерянном изображении.
Ваши работы часто играют на взаимодействии света и тени. Расскажите нам о значимости этого элемента в ваших фотографиях.
Да, свет имеет особое значение для меня. Это моё уважение к волшебству кино 1940-х годов, когда большая часть кадра оставалась в тени, а каждый зритель мог внести свои собственные идеи в это пространство. Мои работы не являются заказными, я подобен пианисту, который ежедневно отрабатывает движения пальцев — я фотографирую каждый день.
Одна из ваших фотографий притягивает внимание своим освещением и напряжённой атмосферой. Расскажите нам о её создании.
Я люблю свет в Нью-Йорке. Здесь есть удивительно яркий свет и сильные контрасты. Это отражает городскую жизнь — контрасты между богатыми и бедными, верхним и нижним слоями общества, светом и тенью, светлым и тёмным. Фотография, которую вы упомянули, была сделана для обложки альбома. Я не хотел делать стандартный портрет в студии, поэтому решил сфотографировать Лизу на улице. Мне нравится её выразительное лицо, и благодаря прекрасному свету и красоте её лица фотограф получает настоящий дар — образ, который остаётся в памяти зрителя.
Альберто, расскажите нам, как появилась эта фотография с указателем?
Да, это можно интерпретировать по-разному. Для меня, когда я увидел этот указатель, это олицетворяло мою внутреннюю чувствительность. В то время я ехал из Израиля в Египет, и этот указатель стал символом моей влюблённости. Я просто не мог пройти мимо него и решил запечатлеть этот момент.
А как появилась вторая фотография с башнями-близнецами и моделью на пароме?
Эта фотография была сделана, когда я жил в Нью-Йорке и участвовал в рекламной кампании модного бренда. Мне не особенно интересовалась мода, но я хотел показать Нью-Йорк с необычной перспективы. Когда я увидел зрителя на башне и модель на пароме, рядом друг с другом, я понял, что это интересный кадр. Позже, осознавая значение башен-близнецов для Нью-Йорка, я увидел эту фотографию на втором уровне. Она стала символом прошлого и привлекает к себе множество интерпретаций.
Видно, что случайность играет большую роль в ваших фотографиях. Можете ли вы рассказать о ещё одном случайном моменте, влияющем на вашу работу?
На выставке Art Basel Hong Kong я случайно увидел сцену, которую решил запечатлеть. В кадр попал лысый мужчина, хотя пропорции и перспектива не были идеальными. Но именно благодаря этому несовершенству фотография оказалась выразительной. Мой наставник, Рене Бурри, когда-то сказал мне, что для уличной фотографии важен хороший фон и терпение. Величайшие фотографии возникают из момента, и я всегда стремлюсь уловить их.
Ваша карьера в фотографии впечатляет. Расскажите нам немного о своих началах и достижениях.
Я родился в Цюрихе и начал заниматься фотографией самоучкой после изучения коррекционного образования и игры на кларнете. Успех пришёл ко мне довольно быстро, и я проработал четыре года в компании Magnum Photos. Мои работы были опубликованы в таких известных изданиях, как Life, Stern и Geo. Я свободно переключаюсь между фотожурналистикой, художественной работой и коммерческой фотографией. Мои работы были отмечены множеством наград, включая престижную премию ICP Infinity Award. В настоящее время я живу и работаю в Цюрихе, продолжая творческий путь в фотографии.
Ещё больше работ: https://www.venzago.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube