В новом выпуске рубрики #ProСвет мы поговорим о топовой новинке в индустрии импульсного студийного света, генераторе Profoto Pro-11. Что такое генераторный свет? Уверен, многие фотографы слышали о существовании подобных приборов и о том, что они сильно дороже обычных (даже самых дорогих) студийных моноблоков, но далеко не все понимают, в чём их особенность и в каких случаях без них никак не обойтись. Так что давайте разбираться!
Характеристики генератора Profoto Pro-11
Генератор Profoto Pro-11, как нетрудно догадаться пришёл на смену модели Pro-10. Как и предыдущая модель, Pro-11 обладает мощностью 2400 Дж. Регулировка осуществляется в диапазоне 11 ступеней с точностью 0.1 ступени, что на практике даёт диапазон мощности от 2.4 до 2400 Дж. К генератору можно подключить две головы (вспышки) ProHead. Особенность подключения состоит в полностью асимметричном управлении и это означает, что вы можете управлять мощностью вспышек не только в диапазоне 1/2 к 1/2, 1/3 к 2/3 и 1/4 к 3/4, но в любом соотношении в пределах 2400 Дж на обе головы.
Существует две модели генераторных голов – ProHead Plus UV 250W и ProHead Plus UV 500W. Между собой они отличаются мощностью пилотного света — 250 Вт и 500 Вт соответственно. Мощность пилотного света может быть выставлена на постойном максимальном значении либо пропорционально импульсу. Головы поставляются со стандартным Zoom Reflector.
Как и другие студийные импульсные приборы Profoto, ProHead имеет возможность регулировки положения светоформирующей насадки по голове, для контроля распределения светового пятна. Для удобства на приборе предусмотрена шкала с цифрами от 1 до 10, а на Zoom Reflector есть небольшая памятка, указывающая угол пучка света относительно положения рефлектора.
Однако, конструктив лампы ProHead отличается от других приборов Profoto, имеющих встроенный рефлектор. Лампа Perfect ARC способна выдержать интенсивную работу генератора с постоянной цветовой температурой и мощностью до 4800 Дж, что дает высокий запас надежности. Сама лампа прикрыта толстым стеклянным пайрекс-колпаком Frosted UV-coated, который защищает лапу. Вес ProHead 2,2 кг и размеры 10х26 см – довольно компактно для столь мощных приборов.
В комплекте поставки есть кабель длиной 4 метра, а в комплекте с генератором сетевой кабель 5 метров, в некоторых условиях съёмки этого может оказаться недостаточно. Для расширения возможностей расстановки света в продаже имеется удлинительный кабель 5 метров для ProHead.
Генератор Pro-11 является самым быстрым генератором в индустрии. Минимальная короткая длина импульса составляет 1/80 000 секунды, что позволит “заморозить” абсолютно любое движение. Скорость перезарядки составляет рекордные 0,7 секунды на максимальной мощности 2400 Дж и всего 0,02 секунды на минимальной.
У генератора есть два режима работы Normal и Freeze, в которых разнятся скорости импульса и точность цветовой температуры. В режиме Normal фотограф получает 1/800 секунды на 2400 Дж и 1/12000 на 2.4 Дж при этом разница между мощностью вспышек не составит более +/- 1/20, а разница баланса белого на всём диапазоне не превысит +/- 100 Кельвинов. Что касается съёмки в серии, то тут точность ещё больше точность +/- 50 Кельвинов. В режиме Freeze скорость импульса уменьшается до 1/1000 секунды при 2400 Дж, а вот на минимальной мощности вы получите рекордные 1/80000 секунды! Однако при такой скорости импульса придётся пожертвовать точностью баланса белого. Его разброс может достигать 1500 Кельвинов от минимальной до максимальной мощности. Однако очень важно отметить, что в серии разница совсем небольшая и может достигать всего +/- 150 Кельвинов от импульса к импульсу.
Одним из важных нововведений стала поддержка беспроводного соединения AirX. Ранее эта технология была доступна только в приборах Profoto B10/B10Plus/A10/C1/C1Plus и также эту поддержку получили недавно представленные аккумуляторные приборы B10X и B10X Plus. В предыдущих выпусках #ProСвет мы подробно рассказывали об этой возможности (ссылки в конце публикации). Технология Profoto AirX позволяет подключать смартфоны по Bluetooth и не только управлять параметрами проборов, но и даже снимать с использованием вспышек и камеры смартфона. Следует отметить, что синхронизация вспышек пока поддерживается не всеми смартфонами. На текущий момент это iPhone 7 или более поздние версии на базе iOS 14 и выше, а также смартфоны на базе Android OS 8 и выше – Samsung Galaxy модельных рядов S8, S9, S10, S20, S21, Note 9.
Для синхронизации вспышек и камеры смартфона используется фирменное приложение Profoto Camera. Более подробно о приложении Profoto Camera можно узнать в нашем отдельном обзоре.
Также очень полезной возможностью выглядит управление параметрами вспышек при помощи смартфона. Для этого используется отдельное фирменное приложение Profoto Control. Доступны как стандартные регулировки мощности импульса и пилотного света, так и настройки параметров генератора. Работает всё очень быстро без задержек, приложение интуитивно понятное, а подключение происходит без каких-либо проблем – просто запустили приложение и генератор уже определён. Не требуется никаких сопряжение и других действий. Помимо прочего, через приложение можно легко обновить пошивку генератора.
При первом включении генератор, на дисплее отобразится QR-код с предложением регистрации устройства через приложение. Этот процесс необязателен и его можно пропустить, однако пропускать придётся каждый раз при включении.
Для синхронизации с фотоаппаратами используя синхронизаторы Profoto Air, подойдут все модели от простого Air Sync до современного Profoto Connect. Существуют синхронизаторы c поддержкой TTL и SHH для камер Canon, Nikon, Sony, Fujifilm, Olympus и Panasonic.
Внешние особенности Profoto Pro-11
Profoto Pro-11 получил более современный и минималистичный дизайн. Как заявляет производитель, это самый прочный корпус за всю историю Profoto.
Расположение органов управления, дисплеев, разъёмов остались на прежнем месте. Кстати, дисплеи здесь обновили, они стали заметно ярче и чётче.
Вес корпуса и габариты также остались неизменным: 13,2 кг и 21/29/30 см (длина/ширина/высота).
На корпусе предусмотрены две рукоятки для комфортного перемещения. Также по периметру корпуса сверху и снизу есть своего рода бамперы, защищающие устройство от ударов и даже во время падения.
Все разъёмы, дисплеи, ручки и кнопки расположены исключительно на верхней панели. В верхней части панели четыре разъёма – питание, два для подключения голов, USB для обновления прошивки и других сервисных задач, разъём синхроконтакта.
Разъёмы для подключения голов очень надёжные, крепление позволяет даже поднять генератор за силовой кабель, хотя этого и не сто́ит делать, все-таки для этого они не предназначены. Для того, чтобы вставить кабель головы, необходимо ориентироваться по белым меткам на генераторе и на штекере, после того как штекер вставлен в разъём необходимо провернуть фиксатор по часовой стрелке. Соединение герметичное и минимизирует попадание влаги, но это не означает, что генератор может работать под дождём или в помещении где возможно попадание влаги на устройство.
Здесь же кнопка питания. Когда питание подаётся на генератор, кнопка светится.
Ниже информационная панель с отображением текущей мощности каждой из голов, а также дисплей с настройками.
Под дисплеем слева и справа большие ручки для управления мощностью вспышки и пилотного света. Радом с каждой ручкой кнопка включения/выключения пилотного света в виде пиктограммы солнце и кнопка включения/выключения вспышки в виде пиктограммы молния. Посередине под дисплеем колесо для перемещения по настройкам в меню, ниже – кнопка тест.
Меню Profoto Pro-11
Как я уже писал выше, дисплеи у Pro-11 совершенное новые и вместе с этим было переработано меню. Оно также стало более современное и интуитивно понятное. Все основные параметры съёмки выведены на главный экран и позволяют быстро оценить текущее состояние настроек.
Когда пилотный свет включён, на соответствующем дисплее под значением мощности импульса появится пиктограмма в виде солнца. Если та или иная голова выключена, то это также визуально понятно отображается на дисплее.
Верхняя строчка центрального дисплея отображает текущий канал (один для двух голов, всего каналов 20) и группы для каждой из голов (их можно настроить по отдельности, всего 6 групп). Для изменения параметра достаточно повернуть центральную ручку под дисплеем, выбрав соответствующий пункт, нажать на ручку и указать необходимое значение, после опять нажать, тем самым подтвердив выбор.
Вторая строчка – Mode (режим работы вспышки Normal и Freeze) и Cont Light (режим работы пилотного света: пропорционально мощности импульса и постоянный максимальный уровень)
Нижняя строчка – Speed, Bluetooth, Setting. Пункт Speed настраивает скорость перезарядки генератора для предотвращения перегорания предохранителя сети питания, к которой подключён генератор. При максимальном значении скорость перезарядки самая высокая, при этом рекомендуется подключение только одного генератора. При 50% к розетке уже можно подключить два генератора, а при 25% до четырёх. Важно отметить, если нет уверенности в мощности предохранителя, розеток и надёжности проводки помещения, в котором вы работаете, то лучше использовать значение 25%. То же самое относится и к работе на локации с использованием бензинового генератора.
В разделе Setting несколько пунктов:
- Air — включение/выключение синхронизации
- Bluetooth — настройка работы беспроводного подключения для смартфонов (тот же пункт есть и на главном экране)
- Ir Sync — синхронизация по световой ловушке
- Ready Signal — сигнал готовности генератора к следующему импульсу, здесь несколько вариантов: отключён, звуковой сигнал, диммирование пильного света, диммирование и звуковой сигнал
- Control Sounds — включение/выключение системных звуков
- Signal Warning — Сигнал предупреждения вкл/выкл
- Display Brightenss — подсветка дисплея, три уровня: максимальный, средний, низкий
- Advanced — содержит несколько подпунктов:
- Auto Off
- Auto On
- About — прошивка, серийный номер и тд.
- Regulatory info — стандартная нормативная информация
- Factory Reset — если вы «намудрили» с настройками и хотите вернуться к заводским, этот пункт для вас
Практическая съёмка с Profoto Pro-11
Мы решили протестировать возможности генератора Profoto Pro-11 в паре с топовой камерой Nikon Z9, подробный обзор по ссылке. Обусловлено это тем, что она позволяет снимать 20 кадров в секунду при максимальном разрешении 45 мегапикселей в формате RAW. Такое разрешение и скорость серийной съёмки обязательно покажут, присутствует ли смаз от быстрых движений и насколько быстро и точно (без потери мощности) выдаёт импульсы генератор. Сегодняшним сюжетом станет съёмка профессионального BMX райдера в скейт-парке. Схемы света для съёмки экшен сцен не будут отличаться, так как хочется показать работу с разной интенсивностью света.
Итак, в первой сцене райдер будет выпрыгивать с трамплина и исполнять трюк. Оба прибора установлены примерно на одинаковом расстоянии до точки решающего момента, но, поскольку сам трюк займёт порядка тррёх-четырёх метров, они разнесены примерно на расстоянии 5 метров друг от друга. Оба прибора являются контровыми и в моменте перемещения райдера, будет меняться соотношение освещения одного прибора перед вторым. В качестве насадок на головы надеты стандартные Zoom рефлекторы.
Для создания более яркой картинки я решил использовать цветные фильтры. Это были красный эффектный фильтр и компенсационный полный синий. Поскольку у них разная плотность, светопропускание, и, соответственно насыщенность цвета, я свернул синий компенсационный фильтр в 4 раза, это позволило получить примерно такую же отдачу что и у красного фильтра. Как видите по снимкам, оба цвета получились насыщенными и яркими. Что касается настроек, то обе головы стояли на мощности 5,5 (эквивалент примерно 100 Дж). Таким образом, я получил возможность использовать минимальное ISO, прикрытую диафрагму, равномерное освещение на райдере и возможность съёмки 20 кадров в секунду без затухания серии. Признаюсь, что для подбора этих параметров потребовалось время. Сложность была связана с тем, что мне нужно было подобрать мощность, способную без проблем вытянуть достаточно длинную серию. На мощности 6.0 финальные кадры серии оказывались чуть темнее остальных, поэтому я решил установить небольшой запас на 1/2 ступени.
Вторая сцена снималась при таком же освещении, с той лишь разницей, что райдер был сильно дальше от приборов и внизу. Мощность и направление остались прежними. Необычность этой картинки заключалась в расположении источников таким образом, что они создавали интересные световые пятна на полу через круглый проход, в котором прыгал райдер.
Поскольку расстояние от приборов до объекта, относительно первой сцены изменилась, изменилась и интенсивность света. Для того, чтобы это скомпенсировать я открыл диафрагму на 2.8.
В съёмке статичной сцены я решил использовать белую портретную тарелку с сотами в качестве рисующего света на главного героя. Этот комплект наряду с головой ProHead позволяет добиться контрастного, небольшого и однородного пятна света, что отлично отделяет героя от основного плана. Важно отметить, за счёт отличающегося конструктива лампы ProHead (она не скрыта встроенным рефлектором, как у других приборов Profoto) заполнение насадки происходит с большей площадью, что даёт большую однородность света.
Поскольку рисующий свет находился близко к главному герою, его мощность была небольшой. А вот фоновое освещение было выставлено практически на максимум. Для подсветки фона я использовал стандартный рефлектор с красным фильтром. Установлен он был примерно на 4 метра выше главного героя и был направлен чуть в его сторону. Сделано это было для получения большей глубины фона за счёт дополнительных теней.
В этой съёмке я столкнулся с одной важной особенностью, которая существенно влияет на работу в больших локациях. Идущие в комплекте с головами силовые кабели имеют длину 4 метра и для необычного освещения большой сцены с разных сторон, их попросту не хватает. Так что в следующих съёмках я обязательно буду использовать специальные удлинители.
Заключение
В заключение хочу отметить, что генератор Profoto Pro-11 это профессиональный инструмент, который нужен далеко не в каждой съёмке. Но если в ваши задачи входит интенсивная съёмка на больших мощностях и при этом важно качество света (как постоянство цвета, так и мощности), то генератор это то, что вам поможет.
Бытует мнение, что генераторные системы нужны только для освещения быстротекущих процессов, но это не единственное их предназначение. Они также будут незаменимы везде где очень важно качество света: в работе на рекламных съёмках, в профессиональных рентал- и инхаус-студиях, в крупных продакшенах. И не стоит забывать, что несмотря на высокую стоимость этого прибора, его всегда можно взять в аренду под любой из ваших проектов.