Линейка объективов для беззеркальной системы Nikon Z продолжает активно развиваться. На текущий момент насчитывается 20 полнокадровых объективов и три формата DX, а также два телеконвертера. Сегодня у нас на обзоре очередная новинка – Nikkor Z 40mm F/2. Давайте знакомиться!
Фокусное расстояние 40 мм нельзя назвать стандартным. Если объектив 35 мм принято считать наиболее универсальным фиксом, то вот 40 мм является неким средним вариантом между 35 и 50 мм. Это уже не так широко, чтобы, например, использовать в стрит-фотографии, но ещё недостаточно для портретов лишённых искажений линейной перспиктивы. Тем не менее именно в портретной съёмке мы и будем тестировать Nikkor Z 40mm F/2 – любые искажения геометрии могут стать как недостатком, так и преимуществом. Вверху вы можете посмотреть практическую съёмку на Nikkor Z 40мм f/2 в полюбившиеся форманте #ProОбъектив, а в текстовой части, которую вы сейчас читаете, можно подробно ознакомиться с тестами оптических характеристик.
Внешний вид и характеристики Nikkor Z 40mm F/2
Nikkor Z 40mm F/2 получил относительно компактный корпус — длина 45,5 см, а вес всего 170 грамм. Однако, это всё же не самый миниатюрный полнокадровый объектив в линейке Z. В размерах ему соперник лишь Nikkor Z 28mm f/2.8. Экстерьер новинки абсолютно минималистичен. Здесь нет никаких переключателей, никакой градуировки, лишь одно электронное кольцо фокусировки. К слову, функцию кольца можно переназначить в меню на управление диафрагмой (что особенно оценят видеооператоры), а также управление ISO и компенсацией экспозиции.
Как и все бюджетные объективы, Nikkor Z 40mm собран из пластика, в том числе и байонетное крепление. Объектив представляет из себя герметичную, защищенную от попадания пыли/влаги конструкцию. На объективе не предусмотрено крепления для бленды.
Диаметр резьбы светофильтра 52 мм. Кстати, новый объектив 28мм f/2.8, который имеет практически идентичные размеры, также оснащён резьбой 52 мм. Таким образом, вырисовывается интересный набор для видеооператора, работающего со стедикамом – одинаковые вес и размер объективов, одинаковые светофильтры, меньше затрат финансов на светофильтры и не нужно тратить время на перебалансировку стедикама при смене объектива. Так что берём на заметку, тем более, что по оптическим возможностям для видео здесь есть чем похвастаться, но об этом чуть ниже.
Оптическая конструкция Nikkor Z 40mm F/2 состоит из 6 элементов в 4 группах, включая две асферические линзы, призванные уменьшить не только размеры самой конструкции, но и сократить геометрические искажения.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 29 см, что в сочетании с фокусным расстоянием 40 мм на полном кадре дайте масштаб 1:5. Если установить объектив на APS-C камеру, то мы уже получаем эквивалентное фокусное расстояние 60 мм и масштаб приблизительно 1:2.4, что делает этот объектив применимым в макрофотографии. К слову, объектив довольно стильно смотрится на камере Nikon Z fc и нисколько не портит общий ретродизайн.
Максимальная диафрагма, как ясно из названия, f/2, минимальная – f/16. Конструкция диафрагмы состоит из 9 скруглённых лепестков. Также следует отметить, что здесь установлен линейный мотор автофокуса, который работает очень тихо. Автофокусировка внутренняя, это означает, что ни передняя, ни задняя линзы не движутся во время наведения на фокус.
Тестирование Nikkor Z 40mm F/2
Начнём, как обычно, с резкости. Все тестовые кадры были сохранены в формате RAW, далее открыты в программе RawDigger и экспортированы в TIFF-файл. Весь этот процесс требуется для отключения всевозможных внутрикамерных корректировок, от которых нельзя избавиться в стандартных конвертерах типа Lightroom и Capture One. Помимо прочего, ниже мы анализируем не только центр и периферию, но и периферию относительно APS-C матрицы.
f/2.0 | |||
f/2.8 | |||
f/4.0 | |||
f/5.6 | |||
f/8 | |||
f/11 | |||
f/16 |
Nikkor Z 40mm F/2 не может похвастаться звенящей резкостью, тем не менее центр максимально резкий уже на открытой диафрагме. Если сравнить полный кадр и APS-C, то можно заметить резкое снижение качества на периферии полного кадра, тогда как APS-C значительно превосходит по резкости. Таким образом, на кроп-камере мы можем получить более качественную картинку по всему полю кадра, нежели на полном кадре. Максимально возможная резкость по всему полю кадра Nikkor Z 40мм f/2 достигается в диапазоне f/4-11.
Хроматические аберрации
Как правило, я анализирую два типа аберраций – продольные и поперечные, характер их проявления несколько отличается. Однако, Nikkor Z 40mm F/2 в этом аспекте очень порадовал – мы наблюдаем практически полное отсутствие хроматических аберраций. Здорово!
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Астигматизм и кома
Коматические аберрации и астигматизм проявляются в виде искажения световых точек. Это актуально при съёмке звёзд или ночного города. Кома проявляется на периферии кадра и исправляется диафрагмированием, а астигматизм, как правило, ближе к центру на всех значениях апертуры. Итак, смотрим, справа кома, слева – астигматизм:
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Проявление астигматизма для Nikkor Z 40mm F/2 полностью не характерно, а вот коматические аберрации довольно сильно заметны на открытых диафрагмах. Приблизительно после f/4 кома исчезает, что надо сказать неплохо для объектива с таким фокусным расстоянием.
Геометрия
Nikkor Z 40mm F/2 обладает незначительной бочкообразной дисторсией – очень хороший показатель для такого фокусного расстояния.
Виньетирование
Проявление виньетирования на максимально открытой диафрагме в объективе Nikkor Z 40mm F/2 не сильно интенсивное. Эффект виньетки полностью исчезает начиняя с f/4.
Боке
Рисунок боке Nikkor Z 40mm F/2 приятно удивил. Световые диски практически не искажают свою форму, что встретишь не так часто. Более того, диски имеют равномерное заполнение без проявления эффекта луковых колец.
f/2.0 | |
f/2.2 | |
f/2.5 | |
f/2.8 | |
f/4.0 | |
f/5.6 | |
f/8 | |
f/11 | |
f/16 |
Nikkor Z 40mm F/2 для видео
Первое о чём хочется поговорить – дыхание фокуса. Этот эффект проявляется в виде изменения масштаба при перефокусировке. Отсутствие такого эффекта очень ценится видеооператорами и характерно оно, как правило, дорогим специализированным кинообъективом. Тем не менее наш герой при перефокусировке с МДФ на бесконечность даёт изменение масштаба всего чуть более одного процента, что является очень хорошим показателем.
Также видеооператоры оценят красивый рисунок боке, который присутствует даже на закрытой диафрагме. Ну и, конечно же, быстрый и точный автофокус, также является плюсом не только для фотографии, но и для видео.
Галерея Nikkor Z 40mm F/2
Заключение
Несмотря на то что Nikkor Z 40mm F/2 является бюджетным объективом относительно всей линейки Nikkor Z, его оптические характеристики от этого не сильно пострадали. Пожалуй, главным недостатком можно назвать невысокую резкость, которая ограничивает пул используемых камер – с Nikon Z7/Z7 II и Z9 этот объектив не следует использовать, если вы хотите получить максимальное разрешение 45-мегапиксельной матрицы. Но опять же не будем забывать, мы говорим о бюджетном объективе, который не предназначен для камер высокого класса.
Но вместе с тем, мы имеем практически полное отсутствие хроматических аберраций, отсутствие геометрических искажений, минимальное дыхание фокуса и очень красивое боке – всё это характерно для высококлассных объективов. Ну и плюс ко всему мы имеем дело с довольно компактным объективом. Что касается видео, на мой взгляд, Nikkor Z 40mm F/2 может стать идеальным выбором, если вы ищете подобное фокусное расстояние.
Спасибо за внимание! Напомню, что видеообзор доступен вверху этой публикации или на нашем YouTube-канале. Подписывайтесь на наши соцсети: Facebook, Вконтакте, Telegram, Instagram.