Обзор Nikkor Z MC 50mm f/2.8. Макрообъектив в фэшн-съемке

Долгое время пользователи беззеркальной системы Nikon Z были вынуждены обходиться без родных макрообъективов и использовать адаптер FTZ. Почему-то в компании не спешили с выпуском этих объективов. Спустя более чем два с половиной года были наконец-то представлены два полнокадровых макрообъектива Nikkor Z MC 105mm F/2.8 VR S и 50mm F/2.8. В этом обзоре мы подробно протестируем младшую модель Nikkor Z MC 50mm F/2.8. 

Наш сегодняшний герой Nikkor Z MC 50mm F/2.8 пришёл на смену зеркального объектива AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED. Почему было решено выпустить именно 50 мм, а не 60, не совсем понятно, притом что даже в «дорожной карте» объективов Nikkor Z до некоторого времени был указан именно 60 мм. Вероятно, это связано с желанием сделать максимально компактный размер и при этом получить универсальный объектив. 

Если сравнивать новинку с предшественником, то налицо действительно ощутимые различия в габаритах – он короче на 23 мм и легче на 165 грамм. Вес новинки всего 260 г! При этом корпус предшественника был также изготовлен из пластика, однако обладал более сложной оптической схемой, а также внутренней фокусировкой из-за этого собственно и размеры были больше. Помимо этого, «старичок» имел нанокристаллическое просветление оптики, чем сейчас могут похвастаться лишь объективы линейки S-Line. Да, Nikkor Z MC 50mm F/2.8, это один из немногих объективов, который относится не к премиальной линейке. Однако, это совершенно не означает, что по своим оптическим характеристикам он будет уступать зеркальному собрату – смотрите тесты ниже, поверьте, они вас приятно удивят.

Итак, забудем про сравнения, давайте знакомится ближе с нашим героем. Как я уже писал, корпус объектива изготовлен из пластика, фокусировочное кольцо покрыто резиной, а байонетное крепление их металла. В целом сборка очень качественная и совершенно не вызывает ощущение пластиковой игрушки. Объектив не имеет защиты от проникновения пыли и влаги, однако на фланце присутствует уплотнительное резиновое кольцо.

В комплекте поставляется небольшая металлическая бленда, которая крепится на резьбу фильтра 46 мм, а на само́й бленде также присутствует резьба для установки фильтра соответствующего диаметра.

Кольцо фокусировки широкое, работать с ним удобно. Как и полагается для всех новых объективов Nikkor Z кольцо электронное. Если вы не пользуетесь ручной фокусировкой, то функцию кольца можно изменить в меню камеры на управление диафрагмой, коррекцией экспозиции, ISO или вовсе отключить. Движение кольца нелинейное – чем медленнее вы крутите фокус, тем меньше шаг, таким образом, возможна более точна работа с фокусом, чего не могут предоставить механические кольца фокусировки. К примеру, тот же AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G имеет ход кольца от МДФ до бесконечности всего 180 градусов, что не очень удобно при макросъёмке.

На корпусе присутствует два переключателя — авто/ручной фокус и ограничитель дистанции фокуса. Ограничитель очень полезная возможность – при работе на близких дистанциях от 16 до 30 см при активации этой функции объектив будет фокусироваться в несколько раз быстрее. 

Фокусировка внешняя, при минимальной дистанции длина объектива увеличивается где-то в полтора раза. На выезжающей «трубе» есть маркировка масштаба. Пользователи макрообъективов с подобней конструкцией часто жалуются, что так называемая труба, шатается. Здесь она также шатается, но только если её шатать специально, то есть конструкция не максимально плотная, но и самопроизвольно не болтается. 

Минимальная дистанция 16 см, что позволяет снимать в масштабе 1:1. К слову, 16 см это расстояние от фокальной плоскости, а от передней линзы минимальное расстояние всего около 5 см. Мотор работает очень тихо, так что при фотографировании всяческих букашек, их ничего не спугнёт. При работе с портретом автофокус точный, но не самый быстрый. Тот же Nikkor Z 50/1.8 работает быстрее, но это абсолютно разные объективы, у них разное назначение. Во время тестирования было несколько случаев, когда объектив уводил фокус в бесконечность и медленно возвращался обратно в поиске объекта, на котором должен быть фокус. Могу предположить, что тут некоторая проблема в прошивке, которая будет исправлена в будущих обновлениях. 

Оптическая схема состоит из 10 элементов в 7 группах и включает 1 элемент из стекла со сверхнизкой дисперсией и 1 асферический элемент. Передняя линза обладает фторсодержащим покрытием для защиты от грязи и жира. 

Конструкция диафрагмы состоит из 9 лепестков. У Nikkor Z MC 50/2.8 максимальная диафрагма зависит от дистанции фокусировки. Таким образом, значения диафрагмы составляют f/2.8-5.6 и f/22-32. Максимально открытую диафрагму f/2.8 можно получить на расстоянии 30 см и больше. Ниже  перечислены значения максимальной диафрагмы MC 50/2.8 в зависимости от дистанции фокусировки:

  • f/2.8 — 30 см;
  • f/3.0 — 28,7 см; 
  • f/3.2 — 27m см;
  • f/3.3 — 26,2 см;
  • f/3.5 — 24.8 см;
  • f/3.8 — 22,9 см;
  • f/4.0 — 21,8 см;
  • f/4.2 — 20,8 см;
  • f/4.5 — 19,5 см;
  • f/4.8 — 18,3 см;
  • f/5.0 — 17,6 см;
  • f/5.3 — 16,7 см;
  • f/5.6 — 15,9 см.

Тестирование Nikkor Z MC 50mm F/2.8

Практическое тестирование Nikkor Z MC 50mm F/2.8 вы можете посмотреть в видеообзоре на наше YouTube-канале PhotarTV. А здесь мы поговорим больше о лабораторных тестированиях. 

Резкость 

Итак, начнём с резкости. Наша стандартная тестовая мира для этого подходит неочень, поскольку мы говорим о макрообъективе. Поэтому будем использовать денежную купюру, которая лучшим образом продемонстрирует качество изображения нашего героя.

f/14

Прим. ред. Справа — центр кадра, слева – периферия. Переключение диафрагмы осуществляется под таблицей.

f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32

В целом резкость у этого объектива впечатляет. Макальная резкость по центру начинается приблизительно с f/6.3-7,1 поэтому на максимально открытой диафрагме лучше не снимать. Снижение качества изображения по центру кадра наблюдается после f/14-16. На периферии кадра, как и ожидалось, резкость несколько ниже. Максимальную резкость по краю кадра можно получить на значении f/18-22. Таким образом, рекомендуемые значения диафрагмы для получения максимального качества изображения находятся в диапазоне f/16-20.

Геометрия

Наблюдается незначительная подушкообразная дисторсия. Для фокусного расстояния 50 мм это отличный показатель, что весьма ценно для макрообъектива. 

Виньетирование

При съёмке на максимальной дистанции фокусировки эффект виньетирования отсутствует уже с f/6.3! Однако, на значении f/2.8 вьньетка влияет почти на всё поле кадра, а уже на f/3.5 практически незаметна. 

На МДФ эффект виньетирования после f/8, то есть если на бесконечности виньетирование исчезало после 2 и 1/3 стопа, то на минимальной дистанции уже через один стоп. 

Хроматические аберрации

Протестируем Nikkor Z MC 50mm F/2.8 на предмет поперечных и продольных хроматических аберраций. 

Итак, слева продольные, справа поперечные:

f/2.8
f/4
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

Продольные ХА практически полностью отсутствуют, надо очень внимательно присматриваться при большом увеличении. Поперечные хроматические аберрации заметны, но опять же, совсем минимальны. Великолепный показатель!

Астигматизм и кома

Вероятно, это не самые важные аберрации для макрообъектива с фокусным 50 мм, тем не менее давайте проанализируем. 

Слева – кома, справа – астигматизм:

f/2.8
f/4
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

Коматические аберрации заметны на максимально открытой диафрагме, астигматизм отсутствует.

Бликозащита

В процессе тестирования нам так и не удалось поймать блик, под каким бы углом кострового света мы ни снимали. Яркий источник света имеет мягкое рассеивание и не влияет на контраст. Если при архитектурной съёмке, стрит это не так важно, то при работе в студии, где используются яркие источники света, как импульсные, так и постоянные, этот показатель очень важен. И здесь он на высоте!

Глубина резкости

Не совсем тест, а просто демонстрация возможностей. Все макрообъективы на минимальной дистанции фокусировки обладают очень маленькой глубиной резкости. Для теста Nikkor Z MC 50mm F/2.8  мы использовали калибровочную мишень Datacolor SpyderLensCal. На диафрагме f/5.6 глубина резкости около 4мм.

f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32

Боке

Напомню, максимально открытая диафрагма f/2.8 доступна на дистанции фокусировки дальше 30 см. Но если вы хотите снимать портреты с красивыми бликами, большими бликами и сильно размытым фоном, то это не совсем тот объектив, который вам нужен. Тем не менее фон размывается красиво, обладает индивидуальным рисунком, а в сочетании с отличной резкостью и геометрией этот объектив выглядит отличным инструментом для портретов и общих планов. 

Дыхание фокуса 

Дыхание – при переформировке с МДФ на бесконечность изменение масштаба составляет около 60 процентов! Это довольно много. Для фото этот показатель будет немного мешать только при наводке на резкость, во время выстраивания композиции, а вот для большинства сценариев видеосъёмки, такой объектив подойдёт не лучшим образом.

Галерея Nikkor Z MC 50mm F/2.8

Заключение

Nikkor Z MC 50mm F/2.8 очень порадовал. Он обладает выдающимися техническими характеристиками, но оптические возможности, о которых нельзя прочитать в таблице параметров, просто на высоте! Честно говоря даже сложно к чему-то придраться.

Пожалуй, единственный большой минус, который мы смогли обнаружить, это дыхание фокуса, однако для фотографии это не так критично. Резкость, отсутствие хроматических аберраций, отличная геометрия, высокая бликозащита, минимальное виньетирование – всё на высоте! Да, здесь нет защиты от пыли и влаги, нет нанкресталического просветления, при фокусировке выезжает труба, в целом корпус пластиковый, но с этим можно работать и выполнять профессиональные коммерческие задачи.

О цене. Кто-то скажет – «ну вот опять Никон выпустил дорогущий объектив». Заходим в официальный магазин и видим стоимость Nikon 60мм 2.8G 50990 рублей (на момент написания обзора), наш герой дороже — 59990 рублей. На мой взгляд, разница ничтожна. Во-первых, оптические характеристики MC 50/2.8 на голову выше, во-вторых, это новинка, и через некоторое время объектив, вероятно, будет стоить меньше. И ещё пояснение для тех, кто не понимает, почему этот объектив стоит дороже Nikkor Z 50/1.8, притом что тот относится к премиальной линейке S-Line. Это абсолютно разные объективы и MC 50mm F/2.8 является более универсальным объективом, и в то же время более специфическим. Макросъёмка нужна далеко не всем. И опять повторюсь, если вы ищете объектив, который будет размывать фон, давать красивую «бокешечку», то лучше присмотреться к 50/1.8 или 85/1.8, но в этом случае вам будет недоступна макросъёмка в масштабе 1:1. 

Делайте правильный выбор;)

Всем спасибо за внимание. Смотрите практическую съёмку на объектив Nikkor Z MC 50mm F/2.8 на нашем YouTube-канале. Ставьте лайки, оставляйте комментарии и вопросы, всегда рады с вами пообщаться! До новых встреч!

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь