Обзор Fujifilm X-S10 – малышка на миллион

В этом обзоре мы подробным образом протестируем новую компактную беззеркальную камеру Fujifilm X-S10. В видео мы рассказываем о камере, показываем на что она способна и делимся результатами тестирования. А также в видеообзоре мы тестируем работу камеры с объективами Canon через автофокусный адаптер Fringer EF-FX Pro II. В текстовой версии, которую вы сейчас читаете, мы подробно расскажем о технических характеристиках и результатах нашего лабораторного тестирования камеры Fujifilm X-S10.

Знакомство и внешний вид Fujifilm X-S10

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Fujifilm X-S10 унаследовала некоторые характеристики флагмана X-T4 и многие характеристики компактной камеры для энтузиастов X-T30. Однако, новинка получила полностью переработанный уникальный корпус – и это, пожалуй, главное, что отличает камеру от всего, что Fuji делала ранее. Те, кто внимательно следит за «творчеством» компании, могут уловить нотки знакомого расположения элементов управления от камеры X-T200, и будут правы. Однако здесь, организация элементов значительно продуманнее.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Глубокий и удобный хват – это первое, на что обращаешь внимание, когда берёшь камеру в руки. И спустя недели работы, понимаешь, что за всё это время ты просто не замечал того, что с камерой неудобно работать, устаёт рука или какие-то элементы трудно доступны – здесь всё действительно продуманно и удобно.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Единственный отрицательный момент в опыте работы — видоискатель. Он маленький, а регулятор диоптрий расположен неудачно, что приводит к случайному изменению настройки. Тем не менее видоискатель яркий и обладает довольно высоким разрешением для камер этого сегмента.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Вторая галавная особенность X-S10 – диск режимов съемки. Никаких отдельных дисков выдержки, ISO и компенсации экспозиции. Здесь полностью современное управление.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Итак, на верхней панеле слева от блока вспышки: диск переключения плёнок (можно переназначить), под ним рычажок открытия вспышки. Справа – диск режимов съёмки, кнопка спуска совмещённая с рычагом питания, кнопка ISO, кнопка быстрого меню Q и два управляющих диска сзади и спереди.

На задней панели слева от видоискателя кнопка серийной съёмки/ удаления и кнопка просмотра. Справа – блокировка экспозиции, кнопка активации автофокуса, джойстик, меню/ок, кнопка переключения отображения дисплея/возврат обратно. Логика управления простая, долго разбираться не приходится.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

К слову, как и все камеры Fujifilm, в X-S10 можно перепрограммировать практически все кнопки и диски, что невероятно удобно. Плюс ко всему здесь можно даже запрограммировать жесты на се́нсорном экране.

Некоторые отрицательно комментируют джойстик мол он маленький и сильно выступает. Да, он маленький и сильно выступает, но с ним работать удобно. Никаких проблем во время перемещения точки фокусировки или навигации в меню нет, все тактильно понятно и можно работать даже в перчатках.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Поворотный дисплей – это то, немногое, что было унаследовано от флагмана X-T4. Механизм и вся конструкция поворотного дисплея выглядит надёжно.

На нижней грани совмещённый отсек для батареи и карты памяти. Камера не поддерживает интерфейс UHS-II, но оно ей и не надо. Серийная съёмка 8 кадров в секунду и видео 4K 24fps вполне могут писаться через интерфейс UHS-I, причём далеко не на самую топовую карту памяти.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

На левой грани микрофонный вход под отдельной заглушкой, что, надо сказать, удобно. Под отдельной крышечкой mini HDMI и USB Type-C. Выхода на наушники, увы, нет. Но есть в комплекте переходник Mini Jack – Type-C. С одной стороны это не так критично, ведь камера всё равно не поддерживает питание от внешнего источника во время работы. С другой стороны, если мы ставим камеру на стедикам и подключаем её для управления записью с ручки стабилизатора, то мониторинг будет уже недоступен.

Корпус практически полностью металлический, кроме вспышки. Защиты от проникновения влаги и пыли нет. Сборка в целом очень качественная.

Технические характеристики Fujifilm X-S10

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В этом разделе давайте сравним характеристики нашего героя с флагманом X-T4 и младшим братом X-T30.

X-S10 X-T4 X-T30
Матрица 26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4 26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4 26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4
Процессор X-Processor 4 X-Processor 4 X-Processor 4
Стабилизация Матричная, пятиосевая. Эффективность до 6 ступеней. Матричная, пятиосевая. Эффективность до 6,5 ступеней. Нет. Оптическая в объективе.
Автофокус Гибридный, 425 точек Гибридный, 425 точек Гибридный, 425 точек
Серийная съемка 8к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным 15к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным 8к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным
Буфер 17 RAW 38 RAW 17 RAW
Выдержка 15-1/4000, синхронизация 1/180 15-1/8000, синхронизация 1/250 15-1/4000, синхронизация 1/180
ISO 160–12800 с расширением до 80–51200 160–12800 с расширением до 80–51200 160–12800 с расширением до 80–51200
Видео 3840 x 2160 (4K UHD) 30fps до 30 минут; Замедленная 1920 x 1080; 240fps 4096×2160 (4K UHD) 60 fps до 20 минут, 4096×2160 (4K UHD) при 30 fps до 30 минут. Замедленная 1920 x 1080; 240fps 3840 x 2160 (4K UHD) 30fps до 10 минут; Замедленная 1920 x 1080; 120fps
Сжатие видео Long GOP All Intra Long GOP
Доп. возможности видео F-log на карту. Вывод на HDMI рекордер 10bit, 4.2.2. 10bit, 4.2.0, F-log на карту, 4.2.2 на внешний рекордер F-log на карту. Вывод на HDMI рекордер 10bit, 4.2.2.
Видоискатель OLED 2,36 млн точек OLED 3,69 млн точек OLED 2,36 млн точек
Монитор 3-дюймовый 1,04 млн точек. Поворотный 3-дюймовый 1,62 млн точек, Поворотный 3-дюймовый 1,04 млн точек. Наклонный
Разъемы HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 3.5mm HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 3.5mm, 2,5-мм разъём дистанционного пульта HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 2.5mm
Карты памяти UHS- I 2x UHS- II UHS- I
Батарея NP-W126S, до 325 кадров NP-W235, до 600 кадров NP-W126S, до 380 кадров
Размеры 126,0 (Ш) × 85,1 (В) × 65,4 (Г) 134,6 (Ш) × 92,8 (В) × 63,8 (Г) 118,4 (Ш) × 82,8 (В) × 46,8 (Г)
Вес 465 г 607 г 383 г

Итак, что мы здесь видим? Практически во всех аспектах наблюдаются преимущества X-T4, что вполне логично, всё-таки это флагман. Но. Тот же сенсор и матрица, фактически говорят об одинаковом качестве изображения, а также мы видим тот же автофокус и диапазон ISO. Матричная стабилизация, поворотный экран X-S10 позаимствованы у флагмана. Однако следует отметить, что экран и стабилизация всё же проще, чем у X-T4. Об этом мы поговорим в соответсвующем разделе ниже.

По многим пунктам X-S10 похож на X-T30, однако главное его преимущество на младшей камерой — видео. Теперь 4K ограничено 30 минутами вместо 10, а также возможна запись замедленного FHD 240 кадров в секунду. Помимо прочего, в X-S10 есть стандартный микрофонный вход 3.5 вместо 2.5мм у X-T30, что также делает камеру ближе к видеооператорам.

Тестирование Fujifilm X-S10

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Начнём с шумности матрицы. Хотя технические характеристики нам и говорят, что здесь одинаковые матрица и процессор, всё же давайте проведём синтетическое сравнение с матрицей X-T4, чтобы окончательно подтвердить этот факт.

© Photar.ru

Синтетический тест шумности матрицы показал полное соответствие с показателями «взрослой» камеры X-T4. Никаких отличий, что весьма радует.

Теперь давайте сравним с синтетическим тестом кроп-камеры Nikon Z50 (наш обзор).

© Photar.ru

И здесь мы можем наблюдать практически одинаковое поведение до значения ISO3200, а уже выше X-S10 показывает незначительное преимущество перед своим оппонентом. И особенно оно заметно на максимально высоких значениях ISO25600 и ISO51200. При этом для Z50 это не максимальные значения, камера снимает и выше вплоть до ISO204800.

Показатели X-S10 радуют. Давайте посмотрим теперь на реальную картинку.

 80
 100
 125
 160
 200
 250
 320
 400
 500

Первые заметный цифровой шум появляется на ISO400-500 – это монохромный шум, который не влияет на детализацию картинки.

 640
 800
 1000
 1250
 1600
 2000
 2500
 3200
 4000
 5000
 6400

Заметное увеличение зерна происходит на ISO1600-2000. Появляется цветной шум, но это все ещё рабочие значения. И рабочими они остаются приблизительно до ISO6400. На ISO6400 наблюдается скачок в шумах – цветной шум становится более крупным и влияет на детализацию, он заметен как на светлых, так и на тёмных участках кадра.

 8000
 10000
 12800
 25600
 51200

ISO12800 не подойдёт для крупноформатной печати, однако для публикации в сети это вполне пригодное качество. Значения выше неприменимы на практике.

[Исходники теста ISO]

Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела на высоких ISO в видео. Ниже 4K 24fps, f-log без применения LUT.

Подводя итог, можно сказать, что X-S10 обладает хорошим диапазоном светочувствительности. В фото максмаильные рабочие значения – это ISO3200-6400 что очень неплохо для кроп-камеры. В видео также максимальным значением можно считать ISO6400, но при условии съёмки в F-log даже ISO10000 вполне применимы на практике., так скажем, в экстремальной практике.

Динамический диапазон Fujifilm X-S10

Fujifilm X-S10 + Fujinon 18-55/2.4. Параметры: 1/180, f/4, ISO160, 55мм. Модель Александра Влади. © Молчанов Павел / Photar.ru

Камеры Fujifilm обладают программным усилением динамического диапазона, который в некоторых случаях может оказаться полезен. Доступно четыре режима работы 100 процентов (то есть без усиления), 200 процентов, 400 процентов и автоматический. Каждый из форсированных режимов работает начиная с ISO320 и ISO640 соответственно, а автоматический включает определённый из режимов при достижении конкретного минимального ISO. Мы уже убедились в том, что здесь установлена такая же матрица, как и в X-T4, тем не менее давайте всё же проанализируем динамический диапазон и проанализируем, насколько эффективно работает усиление.

-1 EV

DR200/DR400:

-2 EV

DR200/DR400:

-3 EV

DR200/DR400:

-4 EV

DR200/DR400:

-5 EV

DR200/DR400:

Итак, вытягивание 1-2 ступени из теней не приводит к появлению шумов, хотя их наличие при усилении 400 процентов более заметно. 3-4 ступени без искусственного усиления это уже незначительный шум в тёмных и светлых участках кадра, что вполне приемлемо, а вот при искусственном усилении, шумов становится значительно больше. 5 ступеней приводят к проявлению крупного цветного шума даже без системы усиления, а при усилении 200-400 процентов картинка совсем неприемлема.

В светах система усиления показывает себя более занятно. Смотрите.

+1 EV

DR200/DR400:

Пересвет в одну ступень можно втянуть без проблем при любом усилении, однако при внимательном анализе, можно увидеть, что чем больше усиление, тем болше сохраняется полутонов.

+2 EV

DR200/DR400:

Вытягивание двух ступеней в светах без усиления уже приводят к заметной потере полутонов, при усилении такой потери уже незаметно.

+3 EV

DR200/DR400:

Три ступени в светах без усиления уже вытянуть нормально не получается – большее количество цветов теряется. При усилении 200 процентов картинка выглядит лучше, а при 400 почти идеально.

+4 EV

DR200/DR400:

Четыре ступени без усиления не применимы, усиление 200 процентов также показывают значительные потери, а вот при 400 процентах, лишь незначительная потеря полутонов.

+5 EV

DR200/DR400:

5 ступеней в светах ни в одном режиме не дают качественную картинку, те мне менее чем больше усиление, тем больше получается спасти деталей.

[Исходники RAF]

Таким образом, максимальный запас в тенях мы получаем без усиления, а вот максимальный запас в светах обеспечивается при усилении 400 процентов. То есть даже при пересвете в 4 ступени, картинку всё ещё можно спасти! Это просто невероятные запас для APS-C сенсора, но это лишь программная штука. Фактически, картинка, снятая на DR200 на ISO320, это фотография на ISO160 недоэкспонированная на одну ступень и после вытянута программно на одну ступень.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

На самом деле лучше не использовать искусственное усиление и контролировать всё вручную. То есть если вы понимаете, что хотите сохранить больше деталей в светах, просто недоэспонируйте картинку на одну-две ступени, и вы получите тот же результат, что и при усилении в 200 или 400 процентов соответсенно. Просто потом придётся вручную привести в нормальный вид в RAW-концертере. Но это контролируемый результат, контролируемый так как мы привыкли.

Ну а если откинуть все эти программные штуки, то мы получаем чистыми – запас в тенях 4 ступени, а светах 2 ступени, что само по себе очень и очень неплохо!

Автофокус Fujifilm X-S10

Fujifilm X-S10 + Fujinon 50/2. Параметры: 1/200, f/2, ISO100. Модель Александра Влади. © Молчанов Павел / Photar.ru

Fujifilm X-S10 обладает гибридным автофокусом, основанным на фазовой детекции и определении по контрасту. Есть определение лиц и глаз, но нет определения морд животных, что не так критично. Фактически автофокус здесь такой же, как у флагманской X-T4. Заявленная чувствительность автофокуса для контрастной системы –4.0EV, а для фазовой детекции –7.0EV (с присоединённым XF50mm F1.0). Это очень серьёзный показатель. Давайте посмотрим, как справляется система при различном уровне освещения.

Отмечу, что тест проводился с объективом Fujinon 18-55/2.8-4. При недостатке освещения 1-2 ступени прекрасно определяется лицо и глаза в кадре. Недостаток в 3 ступени не показывает каких-либо серьёзных замедлений, автоматика справляется хорошо. При недостатке в 4 ступени наблюдаются сложности с определением глаз, автофокус начинает работать медленнее, но лицо камера все ещё видит. И даже при -6 ступенях, когда уже ничего не различить не экране, камера определяет лицо и иногда глаза.

Теперь посмотрим, как работает автофокус в фото при серийной съёмке. Установки: 8 кадров в секунду, механический затвор, съёмка в RAW+JPEG, автофокус с отслеживанием по лицу и глазам.

Из 17 кадров 5 получились с незначительным фротнт- бэкфокусом. Причём эти кадры были в начале серии, потом камера отслеживала лицо уже без промахов.

Серийная съёмка

Как заявляет производитель, скорость серийной съёмки этой малышки составляет 8 к/с при съёмке с механическим затвором, что меньше чем у флагмана X-T4. С электронным затвором скорость достигает 30 кадров, но с кропом.

В процессе тестирования я так и не смог получить заявленную скорость 8 кадров, реальная скорость — это 7 кадров в секунду. Причём неважно включена ли матричная стабилизация (в некоторых камерах это влияет на скорость). Так же неважно в каком режиме идёт сохранение JPEG, RAW+JPEG или только RAW – это все те же 7 кадров в секунду. Но на самом деле это всё равно неплохо, такой скорости вполне достаточно для большинства сценариев работы.

А вот что не порадовало – это буфер. При сохранении RAW или RAW+JPEG размер буфера составляет 17-18 кадров, что довольно мало. При съёмке в JPEG производитель заявляет объём буфера на 105 кадров, у меня же получилось целых 243 кадра. После заполнения буфера скорость съёмки снижается приблизительно до 1,5 кадра в секунду.

Fujifilm X-S10 + Canon 17-40/4. Параметры: 1/180, f/5.6, ISO160, 39мм. Модель Анна Ржанова. © Молчанов Павел / Photar.ru

Стабилизация

Стабилизация здесь не такая же, как в X-T4, о чём свидетельствуют официальные цифры в характеристиках. Если X-T4 обладает стабилизатором с эффективностью до 6,5 ступеней, то X-S10 уже 6 ступеней. В целом даже 6 ступеней, это очень громадный запас для матричного стабилизатора. При условии наличия оптического стабилизатора в объективе использовать только матричный нельзя, оба стабилизатора работают совместно. А также X-S10 оснащена механизмом амортизации затвора.

Я протестировал стабилизацию на объективе Fujinon 18-55/2.8-4, который оснащён оптической системой стабилизации и на объективе Fujinon 50/2. Для чистоты эксперимента я снимал тест на одинаковом фокусном расстоянии 50 мм, а стартовая выдержка была 1/80 секунды, далее выдержка увеличивалась. Получился следующий график.

© Photar.ru

По сравнительному графику видно, что какого-либо преимущества при использовании объектива с оптической стабилизацией нет. Тем не менее здесь мы видим абсолютно твёрдый запас в виде 5 стопов. Экспериментировать можно и дальше, удлинняя выдержку, но всё же лучше поставить камеру на штатив, или на крайний случай поднять ISO.

Пример работы стабилизатора X-S10 с объективом Fujinon 18-55/2.8-4:

Аккумулятор Fujifilm X-S10

В комплекте отсутствует зарядное устройство, а вместо него присутствует лишь USB-кабель, который надо к чему-то подключить. Соответственно его мы подключаем к зарядному устройству от смартфона либо, как официально рекомендует сама Fujifilm, к компьютеру. Лучше, конечно, всё-таки к зарядному устройству от смартфона. Но судя по текущему тренду скоро у всех закончатся зарядки, так как их в комплекте у многих устройств уже нет и их придётся покупать отдельно. Ну да ладно и с этим смиримся.

Чтобы зарядить аккумулятор от стандартного зарядного устройства смартфона потребуется чуть менее двух часов. Следует отметить, что для зарядки обязательно использовать кабель из комплекта, поскольку USB Type-C для смартфона будет заряжать камеру значительно дольше. Насколько дольше, узнать мне не хватило терпения, но это далеко не 2 и не 3 часа.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Производитель заявляет ресурс батареи 325 кадров. Это проверить довольно сложно с любой камерой, поскольку фактически всегда ресурс выше. Особенно если мы говорим о репортажной, серийной съёмке, или вообще о таймлапс – количество кадров значительно выше.

А вот в режиме видео ресурс батареи проверить проще. Производитель заявляет максимально 55 минут 4K 30fps без определения лиц. Я смог записать 59 минут 4k 24fps, но с детекацией по лицам и глазам. Что в полной мере подтверждает названные производителем значения. Однако, это довольно маленький ресурс на фоне камер одноклассников.

Fujifilm X-S10 для видео

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Тест ресурса батареи фактически стал и тестом перегрева. Камера смогла записать почти 60 минут 4K видео 200Mbps f-log и фактически не перегрелась и уже тем более не отключилась. Спустя 38 минут на экране появился значок предупреждающий о нагреве матрицы, но камера продолжила работу. На 43 минуте появился значок сигнализирующий о низком заряде батареи. А через 15 минут камера отключилась от полного разряда батареи. Второй батарейки у меня не было, а камера не умеет питаться от USB во время работы, так что узнать на какой минуте X-S10 может отключиться или отключится вообще я не смог. Но почти 60 минут это реальные цифры – никакого перегрева и отключений.

Вход 3.5 мм для микрофона под отдельной заглушкой, это удобно. Но нет выхода на наушники, для этого в комплекте переходник USB-C на 3.5 мм. Так что в случае подключения камеры к стедикаму мониторинг будет уже недоступен.

Максимальное качество видео это 4k 30 кадров в секунду, максимальный битрейт, который я смогу получить, это 205 Mbps.

4k, 24fps, F-log, матричный стабилизатор, камера установлена наследникам Zhiyun Weebil-S:

[Исходник видео]

Есть замедленный режим Full-HD 240 кадров в секунду. Его качество оставляет желать лучшего, особенно при съёмке в недостаточном освещении, как это было в нашем примере.

Для записи на кату доступен F-log, для которого есть ассистент, отображающий привычные цвета на экране фотоаппарата. Во время съёмки можно использовать все режимы моделирования пленки. Отдельно следует отметить наличие режима моделирования кинопленки Eterna Bleach Bypass.

Запись 10 бит с субдискритезацией 4.2.2 только на внешний рекордер, напомню, что в X-T4 есть возможность записи 10 бит 4.2.0 на карту.

Как и в других камерах Fuji есть выдержка 1/24, 1/48 и тд, что позволяет установить правильную выдержку для съёмки 24 кадра в секунду.

Во время съёмки видео работает определение лиц и глаз. Помимо хорошей матричной стабилизации, доступна электронная стабилизация и усиленная электронная стабилизация. Но всё же, для достижения максимальной плавности без искажений лучше использовать матричную стабилизацию совместно со стедикамом. Не сто́ит забывать, что электронная стабилизация незначительно кропит кадр и в некоторых случаях искажет картинку.

Rolling Shutter присутствует, но он незначительный. В целом это один из лучших показателей для APS-C камер.

Также я проверил задержку передачи сигнала на экран. Самая высокая задержка происходит во время записи видео и составляет 0,09 секунды, в режиме видео но без записи 0,06 сотых, а режиме фото самая минимальная – всего 0,03 сотых.

Это отличный показатель, ведь у других фотоаппаратов, речь идёт о десятых долях секунды, особенно в видео-режиме.

Галлерея Fujifilm X-S10

[Исходники RAF]

Заключение

Fujifilm X-S10 — камера, которая предлагает хорошее соотношение цена/качество. Удобное управление, шикарный корпус, хоть и компактный, но работать весьма комфортно. Корпус продуманный, а сборка очень качественная.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Здесь прекрасный автофокус. Отличное качество изображения, хороший эффективный стабилизатор. Большой рабочий диапазон ISO и довольно широкий динамический диапазон для корп-камеры. Качественное видео, f-log, возможность записи на внешний рекордер. Возможности видео во многом закрывают потребности оператора, снимающего блоги. А в плане фото, камера может обеспечить даже некоторые профессиональные потребности фотографа.

Fujifilm X-S10 + Canon 17-40/4. Параметры: 1/160, f/6.3, ISO160, 40мм. Модель Анна Ржанова. © Молчанов Павел / Photar.ru

Не понравилось отсутствие отдельного выхода на наушники, приходится использовать переходник. Всё-таки довольно низкий ресурс батареи и довольно маленький буфер для серийной съёмки. Не очень удобный видоискатель. А также снова расстроило отсутствие отдельного зарядного устройства для батареи. Похоже, что с зарядным устройством, как и с выходом на наушники можно уже попрощаться в камерах Fuji.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

На мой взгляд Fujifilm X-S10 можно рекомендовать любому фотографу, любого уровня. Для кого-то она может стать основной камерой, а для кого-то отличной дополнительной компактной камерой. В целом Fujifilm выпустили на свет отличный фотоаппарат, который, на мой взгляд, имеет все возможноси завоевать популярность среди современных создателей фото и видеоконтента.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наши социальные сети: Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь