4 сентября 2019 года компания Nikon представила седьмой объектив для своей новой полнокадровой системы Nikon Z. Им стал NIKKOR Z 24mm f/1.8 S и в этом обзоре мы постараемся найти все недостатки и преимущества нового объектива. А также, если вы пропустили наши предыдущие обзоры объективов Nikkor Z, то в конце этой публикации будет список со ссылками на все обзоры.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Новинка получила классический дизайн корпуса, характерный для всех объективов Line S, соответственно и те же материалы изготовления. Основание объектива изготовлено из метала, что создает надежность крепления к байонету, а для герметичности предусмотрено резиновое уплотнительное кольцо по периметру байонетного крепления.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Корпус нашего героя полностью защищен от проникновения пыли и влаги, компания Nikon демонстрирует это следующей иллюстрацией:

© Nikon.com

Электронное фокусировочное кольцо, функциональность которого можно переназначить в меню камеры, также изготовлено из металла. Кольцо очень широкое, занимает большую часть корпуса, и им удобно пользоваться.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Однако, при работе в мороз без перчаток будет некомфортно из-за того, что это все-таки метал. Остальные детали корпуса изготовлены из пластика. В комплекте поставляется пластиковая лепестковая бленда, которая больше предназначена для защиты передней линзы, нежели от паразитных засветок.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Вес новинки приблизительно 450 грамм, диаметр 78мм, а длина 96,5мм. Если сравнивать с аналогом для байонета Nilkkor F AF-S NIKKOR 24MM F/1.8G ED, то объектив для нового байонета стал заметно больше. Вес увеличился почти на 100 грамм, а длина на 23мм. Это довольно ощутимые изменения, но связано это не только с тем что здесь изменились оптическая схема, а также с материалами изготовления — корпус представителя Nikkor F изготовлен полностью из пластика, кроме непосредственно байонетного крепления.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Среди элементов управления, помимо электронного фокусированного кольца, присутствует единственный переключатель, отвечающий за режим работы фокуса авто/ручной. Кстати, кольцо работает даже при автофокусе, таким образом, можно довести фокус, если камера ошиблась или это необходимо для достижения определенного творческого эффекта.

Параметры: 1/30, ISO5000, f/2.0 © Павел Молчанов / Photar.ru

Технические характеристики NIKKOR Z 24mm f/1.8 S

Прежде чем перейти к тестированию объектива, давайте ознакомимся с техническими характеристиками NIKKOR Z 24mm f/1.8 S.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Минимальная дистанция фокусировки объектива составляет 25 см – это на два сантиметра больше чем у AF-S NIKKOR 24MM F/1.8G ED, что собственно не так значимо. Фокусировка внутренняя – передний элемент не движется. Компания Nikon отдельно отмечает, что здесь многоприводная фокусировка, состоящая из двух шаговых STM-моторов, так называемый, мультифокус. Диаметр резрезьбового фильтра 72мм.

Максимальная диафрагма, как следует из названия, f/1.8, а минимальная f/16. При избытки света минимальной диафрагмы f/16 может быть недостаточно, поэтому заранее следует позаботиться о ND-фильтрах.  Диафрагма состоит из 9 лепестков. Если сравнивать с представителем Nikkor F, то у новинки конструкция диафрагмы имеет на 2 лепестка больше, что должно положительно сказаться на характере размытия фона – это проверим чуть ниже в тестах.

© Nikon.com

Оптическая конструкция NIKKOR Z 24mm f/1.8 S состоит из 12 элементов в 10 группах, включая 1 элемент из низкодисперсионного стекла и двух асферических элементов. AF-S NIKKOR 24MM F/1.8G ED имел также два асферических элемента, но низкодисперсных на один больше, а как известно, ED-элементы главным образом предназначены для снижения хроматических аберраций. Стало ли в этом направлении хуже, постараемся так же выяснить в тестах.

Небольшой тест новой функции фокусировки по глазам животных;) Параметры: 1/60, ISO100, f/1.8 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Некоторые из элементов в оптической схеме имеют покрытие Nano Crystal Coat, которое призвано увеличить устойчивость объектива к бликам. А также передний элемент покрыт фторосодержащим покрытием, которое защищает передний элемент от грязи, воды и жира.

Тестирование NIKKOR Z 24mm f/1.8 S

По традиции начнем с анализа резкости. На этот раз обошлось без неожиданностей, как это было с Nikkor Z 14-30/4. Все по классике – от центра к краю кадра наблюдается снижение резкости. Посмотрим кропы:

Центр Угол
f/1.8
f/2.0
f/2.2
f/2.5
f/2.8
f/3.2
f/3.5
f/4.0
f/4.5
f/5.0
f/5.6
f/6.3
f/7.1
f/8.0
f/9.0
f/10
f/11
f/13
f/14
f/16

 

По центру кадра на максимально открытой диафрагме наблюдается незначительный недостаток резкости, который можно убрать прикрыв диафрагму до значения f/3,2-3,5. А вот угол кадра на максимальной апертуре f/1.8 довольно нерезкий. Такая картина продолжается приблизительно до f/4-4,5. Далее на периферии кадра можно наблюдать максимально возможную резкость объектива. Это довольно неплохой результат, учитывая то, что начиная со значения f/4,5-5,0 наблюдается практически одинаковая резкость по всему полю кадра. На значении апертуры f/14-16 происходит смягчение резкости под влияем дифракции. Таким образом, можно заключить, что максимальную резкость по всему полю кадра объектив NIKKOR Z 24mm f/1.8 S дает в диапазоне значений f/4.5-f/13.

Параметры: 1/25, ISO5000, f/1.8 © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/30, ISO2500, f/1.8 © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/30, ISO4000, f/1.8 © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/80, ISO100, f/1.8 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Хроматические аберрации

Мало кто знает, что существует два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Хотя тем, кто читал мои обзоры объективов, я наверно уже порядком поднадоел, объясняя каждый раз что это и чем отличается. Так что терпите!

Итак. Продольные аберрации проявляются на открытых диафрагмах по всему полю кадра и имеют одинаковый цвет каемки на объекте. Поперечные аберрации немного сложнее, поскольку не исправляются диафрагмированием и имеют разноцветную каемку на контрастном объекте, а также характерны больше для периферии кадра.

Продольные Поперечные
f/1.8
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16

 

С учетом того, что наш герой в оптической схеме имеет всего лишь один низкодисперсионный элемент, результаты удивляют. Даже на максимально открытой диафрагме продольное аберрации проявляются совершенно незначительно, а уже после значения f/2.8 полностью исчезают. Поперечные хроматические аберрации на периферии кадра присутствуют, но также в незначительной форме.

Параметры: 1/25, ISO140, f/3.5 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Параметры: 1/30, ISO4000, f/1.8 © Павел Молчанов / Photar.ru

И еще одно пояснение, почему у кропов в тестах не всегда правильный баланс белого (и это относится не только к данному тесту). Производители стали грешить тем, что в RAW-файл встраивают различные корректировки, которые нельзя отключить даже в RAW-конвертере, наподобие Lightroom. Поэтому для анализа картинки я открываю RAW-файл в программе RawDigger, который убирает все корректировки и далее экспортирую файл в TIFF, что приводит к потере правильного баланса белого.

Боке

Параметры: 1/25, ISO5000, f/1.8 © Павел Молчанов / Photar.ru

Ну куда же без этого всеми любимого боке! Объектив обладает 9 лепестковой диафрагмой и максимальной светосилой f/1.8, однако довольно широкое фокусное расстояние 24мм не дает ему стать «мастером боке». Ниже кадры, снятые при ручной фокусировке на минимальной дистанции фокусировки.

f/1.8 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Снимок выше демонстрирует, что можно максимально выжать из этого объектива. Как видите, на диафрагме f/1.8 NIKKOR Z 24mm f/1.8 S дает не слишком большие световые диски в зоне нерезкости, однако, эти диски обладают идеальной формой круга, причем ближе к периферии кадра форма искажается не сильно. Диски обладают незначительной цветной каемкой, а в заполнении можно заметить эффект луковых колец. В любом случае боке для такого фокусного расстояния великолепное. На f/2.2 картинка мало чем отличается, хотя диски становятся немного меньше:

f/2.2

А вот уже на f/2.5 начинает слегка прорисовываться форма девятиугольника:

f/2.5 © Илья Кайгородов / Photar.ru

f/4

f/4.0 © Илья Кайгородов / Photar.ru

f/8

f/8.0 © Илья Кайгородов / Photar.ru

f/16

f/16 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Астигматизм и кома

Параметры: 1/25, ISO5000, f/1.8 © Павел Молчанов / Photar.ru

Фокусное расстояние 24мм и светосила f/1.8 отлично подходят для фотографирования звезд или ночного города. Соответственно, актуальным становится вопрос наличия таких аберраций, как кома и астигматизм. Данные аберрации проявляются в виде искажения световых точек. Астигматизм характерен по всему полю кадра, кроме самого центра, и на всех значениях диафрагмы. Коматические аберрации – на открытых диафрагмах и ближе к периферии кадра.

Астигматизм Кома
f/1.8
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16

 

Астигматизм отсутствует полностью, а вот кома проявляется вплоть до значения апертуры f/8. Однако, комические аберрации вносят незначительные искажения в характер световых точек. Как правило, подобные широкоугольные объективы обладают более заметными искажениями.

Геометрия

до: RAW без корректировок / после: внутрикамерный JPEG

Наблюдается совершенно незначительная бочкообразная дисторсия, которая идеально исправляется автоматикой камеры. Автоматическое исправление геометрии неизбежно приводит к ухудшению максимального качества, поэтому желательно такие корректировки отключать. Учтите, что данные об исправлении дисторсии вшиваются в RAW-файл и на посте в Lightroom отключить уже не представляется возможным.

Параметры: 1/25, ISO1600, f/3.5 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Виньетирование

Эта аберрация проявляется в виде затемнения углов кадра и характерна для открытых диафрагм. Виньетирование неплохо исправляется внутрикамерно. Для визуального анализа я собрал в небольшой видеоролик кадры на всех диафрагмах:

Надо сказать NIKKOR Z 24mm f/1.8 S продолжает удивляять. На максимально открытой диафрагме виньетирование присутствует, но оно совершенно незначительно. На апертуре f/2.8 наличие виньетирования уже сложно заметить, а начиная с f/4 оно полностью исчезает.

Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S для видео

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Наш предыдущий герой обзора Nikkor Z 14-30/4 является универсальным объективом для съемки видео, благодаря переменному фокусному расстоянию и широкому углу обзора. Однако, его низкая светосила может оказаться значительным граничением в определенных условиях съемки. В таком случае на помощь приходят светосильные фиксы, такие как наш герой. Нижн давайте проанализируем объектив на наличие дыхания фокуса и посмотрим насколько быстро, точно и бесшумно он фокусируется.

В видео выше в камере Nikon Z7 была применена настройка скорости фокуса в стандартном значении 0. Фокус плавный, без дерганий. Точность не вызывает нареканий. Шум мотора на звуковой дорожке не проявляется. Ниже тот же тест, только уже с настройкой скорости фокуса +5.

Характер работы такой же, однако, скорость префокусировки немного быстрее.

Дыхание фокуса проявляется в виде изменения масштаба при перефоксировке. Отсутствие такого эффекта очень ценится фильмейкерами. Ниже первый пример снят на минимальной дистанции фокусировки, второй – на дистанции бесконечность.

до: МДФ / после: бесконечность

При перефоксировке с МДФ на бесконечность NIKKOR Z 24mm f/1.8 S дает незначительное уменьшение масштаба приблизительно 1.1%. Таким образом, изменения дистанции фокусировки при съемке видео будет совершенно незаметным.

Заключение

Если вы начали читать обзор с заключения, то можете обвинить меня в чрезмерной похвале этому объективу, поэтому лучше почитаете обзор и не читайте заключение;) 

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

NIKKOR Z 24mm f/1.8 S получился очень удачным. Единственные минусы, которые можно назвать – это довольно не компактный размер и минимальная диафрагма f/16. Однако, удлиненный корпус объектива и увеличенный вес, по сравнению с представителем Nikkor F, сделал работу более удобной и сбалансированной. Широкое кольцо фокусировки, вохможность установки которого стало благодаря увеличению длины обхектива, предоставляет возможность работать даже в перчатках. А если установить камеру с этим объективом на стедикам, то такое широкое кольцо создаёт место для маневра при установке системы фоловфокуса.

Объектив обладает отличной резкостью и контрастом. Хроматические аберрации на удивление минимальны. Кома и астигматизм не вносят сильного искажения в картинку, как и минимальное виньетирование, которое полностью отсутствует начиная с диафрагмы f/4. Относительно небольшая подушкообразная дисторсия позволяет использовать объектив даже отключив внутрикамерную корректировку, особенно это будет полезно для видео. Абсолютно минимальное дыхание фокуса и быстрый бесшумный автовофокус делают объектив NIKKOR Z 24mm f/1.8 S не только отличным выбором для фото, но и для видео.

Это уже седьмой объектив полнокадровой серии NIKKOR Z, который я протестировал. И, надо сказать, каждый из объективов по-своему уникален и дает отличное качество изображения. Линейка вырисовывается очень интересная и перспективная, посмотрим, что будет дальше. А пока почитайте наши предыдущие обзоры объективов Nikkor Z:

Всем спасибо за внимание и буду рад комментариям! Подписывайтесь на наши социальные сети Facebook, ВконтактеTelegram и YouTube-канал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь