Мы продолжаем серию обзоров линейки полнокадровых объективов ZEISS Batis, которые предназначаются для беззеркальной системы Sony. Точнее сказать, этой публикацией мы завершаем серию, поскольку мы шли по нарастающей и сегодня у нас на тесте самый длиннофокусный объектив линейки – ZEISS Batis 2.8/135. Если вы пропустили предыдущие обзоры, то список со ссылками будет в конце обзора.
ZEISS Batis 2.8/135 был анонсирован в феврале 2017 года. На тот момент это был первый объектив с таким фокусным расстоянием для байонета Sony E. Его появление вызвало бурные обсуждения и обосого внимания была удостоена его высокая цена. Сегодня, на фоне существующих конкурентов, стоимость выглядит уже не столь «вопиющей».
Фокусное расстояние 135мм позволяет добиться красивого размытия фона и тем самым выделить главный объект съемки. Такие объективы применимы не только в портретной съемке, но и в спортивной или для фотографирования природы. Конечно, никто не запрещает снимать пейзаж, к тому же при помощи такого фокусного расстояния можно получить интересный эффект схлопывания пространства. В этом обзоре мы будем придерживаться стандартного сценария тестирования и для начала давайте познакомимся с внешним видом и техническими характеристиками ZEISS Batis 2.8/135.
Благодарим компанию Rentaphoto.com за предоставленную камеру Sony A7r IV для тестирования объективов ZEISS Batis.
Внешний вид ZEISS Batis 2.8/135
Размеры ZEISS Batis 2.8/135 относительно компактные – длина 120мм, диаметр 98мм, а вес 614 грамм. На фоне конкурирующих объективов с таким же фокусным расстоянием размеры сопоставимы, а вот вес у нашего героя самый маленький. Однако, стоит учесть, что у конкурентов светосила на 1 и 1/3 стопа выше.
Внешний вид ZEISS Batis 2.8/135 для нас уже привычный – вся линейка Batis имеет один стиль и одинаковые материалы сборки. Корпус полностью металический, фокусировочное кольцо имеет прорезиненое покрытие без ребрения. В комплекте с объективом идет конусная пластиковая бленда. Корпус обладает защитой от проникновения брызг и пыли. Бленда очень большая и не имеет окошка для регулировки поляризационного/градиентного или переменного nd-фильтра. Таким образом, при использовании бленды работа с такими фильтрами становится очень затруднительной.
Никуда не делся и OLED дисплей, на котором отображается информация о текущей дистанции фокусировки, диафрагма и глубина резкости. Управление настройками дисплея, который можно даже полностью отключить, происходит при помощи фокусированного кольца.
Технические характеристики ZEISS Batis 2.8/135
В предыдущем обзоре объектива ZEISS Batis 1.8/85 я отдельно отметил, что он обладает оптической стабилизацией. Наш герой также получил эту важную особенность, причем оптическая стабилизация здесь еще более актуальна. Оптическая стабилизация в объективе работает совместно с матричной стабилизацией камеры. Никаких надписей или дополнительных переключателей на корпусе, дающих понять что перед нами объектив с оптической стабилизацией, нет. Об этом можно узнать только в технических характеристиках или в меню камеры, где также можно отключить его работу. Кстати, если вспомнить о конкурентах, то только наш герой обладает оптической стабилизацией. Поэтому когда мы сравниваем размеры корпуса с аналогами этот момент тоже стоит учитывать.
Минимальная дистанция фокусировки 87см. Диапазон значений диафрагмы f2.8-f22. Электромагнитная диафрагма состоит из 9 скругленных лепестков. Диаметр резьбы под фильтр — 67мм.
На ободке передней линзы можно увидеть надпись Apo Sonnar. Sonnar – название оптической схемы. На самом деле Sonnar имеет мало общего с изначальной оптической схемой, к тому же эта схема была разработана для зеркальных камер и учитывала соответствующие особенности. Название больше отдает дань истории, нежели несет какую-то техническую информацию. А вот слово Apo (сокращенно от Apochromat) уже имеет технический смысл и говорит нам о том, что в объективе исправлены хроматические и сферические аберрации. Но это мы еще проверим в тестах ниже.
Оптическая схема ZEISS Batis 2.8/135 состоит из 14 элементов в 11 группах. Целых 8 элементов в схеме изготовлены из низкодисперсионного стекла, что уже в теории говорит о низком проявлении или отсутствии хроматических аберраций.
Тестирование ZEISS Batis 2.8/135
По традиции начнем с резкости, а для этого поможет наша стандартная тестовая мира.
Центр | Угол | |
f/2.8 | ||
f/3.2 | ||
f/3.5 | ||
f/4.0 | ||
f/4.5 | ||
f/5.0 | ||
f/5.6 | ||
f/6.3 | ||
f/7.1 | ||
f/8.0 | ||
f/9.0 | ||
f/10 | ||
f/11 | ||
f/13 | ||
f/14 | ||
f/16 | ||
f/18 | ||
f/20 | ||
f/22 |
ZEISS Batis 2.8/135 дает невероятно резкую картинку. Снимать можно уже на открытой диафрагме. Периферия кадра на апертуре f/2.8-4 немного мягче по сравнению с центром кадра. Далее картинка становится качественнее, но все равно сохраняет незначительное различие с центром кадра. Центр кадра максимально резкий начиная с открытой диафрагмы и последующее прикрытие не приводит к улучшению. Незначительное смягчение по всему полю кадра под влиянием дифракции наблюдается на f/20-22. ZEISS Batis 2.8/135, пожалуй, можно назвать самым резким объективом во всей линейке ZEISS Batis.
Центр | Угол | |
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
На реальной картинке различия в резкости уже не так заметны, хотя, конечно, это не самый лучший пример. Этот тест больше предназначается для анализа искажения световых точек. Ближе к центру кадра искажений не замечено, а вот на периферии можно наблюдать слабовыраженный эффект комы, который исчезает при диафрагмировании уже после f/4.
Хроматические аберрации
По традиции проанализируем два вида хроматических аберраций – поперечные и продольные. Продольные аберрации проявляются на открытых диафрагмах, а поперечные, при их наличии, будут заметны на всех диафрагмах и больше всего ближе к краю кадра. Тест проводится в два этапа – первый это мишень DataColor SpyderLENSCAL (центр кадра, продольные аберрации), второй это тестовая мира (угол кадра, поперечные аберрации).
Центр | Угол | |
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Наличие 8 низкодисперсионных оптических элементов в конструкции объектива дают свои результаты! Продольные аберрации заметны только при детальном рассмотрении картинки, причем даже тот кроп который дан в таблице надо еще увеличить, чтобы их хоть как-то увидеть на диафрагме f/2.8. Поперечные аберрации присутствуют, но опять же их проявление очень и очень минимально.
Геометрия
Объективы линейки Batis передают в камеру Sony информацию для исправления дисторсии, поэтому для демонстрации реальной картинки, кадр был открыт в программе RawDigger, который отключает встроенную корректирующую информацию в RAW-файле.
до: исходный RAW / после: внутрикамерный JPEG
ZEISS Batis 2.8/135 имеет незначительную подушкообразную дисторсию. Внутрикамерная корректировка незначительна и полностью геометрию не исправляет. Вообще подобных корректировок лучше избегать, поскольку они неизбежно влияют на итоговую резкость картинки.
Виньетирование
На диафрагме f/2.8 наблюдается незначительное затемнение, которое затрагивает почти весь кадр. На f/4 эффект виньетирования заметно снижается, а на f/6.3 и далее вовсе исчезает.
Боке
Красивое размытие – это главная «фишка» объектива с фокусным расстоянием 135мм. В портретной съемке при достаточном отдалении модели от фона можно добиться настолько сильного размытия, что фон будет почти в виде градиента. Более того, незначительное смещение положения фотографа относительно модели может полностью изменить фон.
Для анализа свойств боке объектива я обычно фотографирую ночной город при минимальной дистанции фокусировки. Итак, вот что выдает наш герой при f/2.8:
По центру кадра можно наблюдать абсолютно идеальную форму круга световых дисков. Сами диски не имеют цветной каемки, заполнение равномерное и полное отсутствие эффекта луковых колец. Смещаясь к краю кадра, форма светового диска приближается к «кошачьему глазу».
Прикрытие диафрагмы на 1/3 стопа приводит к изменению формы диска, теперь это уже не ровный круг по центру кадра. Каждое новое значение все больше приводит к прорисовыванию формы девятиугольника.
Одно из важных свойств фокусного расстояния 135мм, это то, что при любом значении диафрагмы можно добиться сильного размытия фона.
Как видите, ZEISS Batis 2.8/135 даже на значении f/22 дает красивое размытие картинки.
ZEISS Batis 2.8/135 для видео
Вряд ли фокусное расстояние 135мм станет постоянным спутником видеомейкера, однако, в некоторых сценариях его использование может оказаться незаменимым. Как и в предыдущих обзорах, для начала давайте посмотрим как объектив фокусируется и насколько у него «шумная» работа мотора автофокуса.
Фокусировка происходит очень быстро. Однако, стоит пояснить, в некоторых моментах заметно, что фокусировка происходит не всегда правильно на калибровочной мишени, но это уже претензии к камере, а не объективу. Во время этого теста у меня в двух метрах работал светодиодный осветитель с активным охлаждением, а за стеной происходил какой-то минимальный шум – в реальных съемках редко будет идеально тихо. Учитывая довольно чувствительные встроенные микрофоны в A7r IV, шум от работы моторов автофокуса в таких условиях на звуковую дорожку не попадает.
До: МДФ / После: Бесконечность
До: МДФ / После: Бесконечность
Не тестах выше можно наблюдать довольно значительное, я бы даже сказал выдающееся дыхание фокуса. Такого я еще не встречал. При перефокусировке с минимальной дистанции на бесконечность масштаб уменьшается более чем на 30 процентов! Надо сказать, что все объективы линейки Batis обладают дыханием фокуса, причем здесь простая зависимость – чем больше фокусное расстояние, тем больше проявление эффекта дыхания фокуса. Под обзором будут ссылки на обзоры других объективов линейки, так что почитайте обязательно. А теперь передаю слово Паше Молчанову. Он поделится своими впечатлениями о работе с объективом.
Объектив ZEISS Batis 2.8/135 на практике
На мой взгляд, фокусное расстояние 135 отлично подходит для съемки портретов, так как позволяет не так близко подходить к модели для получения достаточно большой круптости портрета. Также подобное фокусное расстояние позволяет минимизировать перспективные искажения, что является весьма критичным моментом в портретной съемке. К сожалению, при тестировании объектива ZEISS Batis 2.8/135 мне не удалось сделать большое количество кадров на улице, чтобы показать его размытие, но даже по одному кадру можно получить прекрасное представление о том, как хорошо он отделяет главный объект от фона.
Что касается остальных важных характеристик, таких как резкость, контраст, точность и скорость фокусировки, то к этому объективу у меня не появилось никаких нареканий. На полностью открытой диафрагме резкость (тем более для портретов) более чем хорошая, особенно это хорошо ощущается на камере Sony a7rIV с разрешением 60 мегапикселей. Контраст, как вы видите сами, очень плавный и естественный даже в условиях пасмурной погоды.
При работе в режиме следящего автофокуса с приоритетом лица/глаз у меня не возникло никаких проблем объектив в паре с камерой отлично справились с этим сюжетом. Другие две съемки, на которых я использовал эту линзу, проходили в условиях недостаточного освещения (пилотный свет от студийных источников), что часто сказывается и на скорости, и на точности фокусировки. Однако никаких затруднений я не испытал, как и все объективы линейки ZEISS Batis 2.8/135 прекрасно себя показал. Все съемки велись в следящем режиме автофокуса по лицу модели. Все подстройки фокуса под изменение положения модели происходили моментально. Также стоит отметить очень тихую (практически бесшумную) работу автофокуса.
Еще одним важным дополнением является наличие оптического стабилизатора у этого объектива, что при использовании встроенного матричного стаба в камере дает возможность работать на достаточно длинных выдержках для такого фокусного расстояния (некоторые из снимков я делал на 1/50 секунды). Управлять стабилизацией, как и у других объективов серии, можно только через меню камеры, никаких физических тумблеров на корпусе объектива нет.
Что касается конструктива и сборки данного объектива, то он полностью повторяет своих собратьев линейки Batis. Компактность, легкость, OLED экран с данными о ГРИПП, не вращающаяся передняя линза, широкое (но без рифления) кольцо фокусировки и бленда, продолжающая корпус объектива, не дадут вам спутать его с другими объективами. Также очень приятно, что почти у все линз серии один и тот же диаметр резьбы под светофильтр.
Никуда не делась и «особенность», касающаяся работы ручной фокусировки, которая выполняется посредством встроенного в объектив мотора.
Мне объектив очень понравился! Он резкий и шустрый, обладает плавным красивым размытием фона, красивым пластичным контрастом и естественной цветопередачей, а фокусное расстояние прекрасно подойдет для съемки портретов!
Заключение
Хотя объектив ZEISS Batis 2.8/135 относительно конкурентов обладает не самой высокой светосилой, однако, ни один из представителей не сможет похвастаться столь высоки качеством изображения. Более того, Batis 2.8/135 обладает самой высокой резкостью и самым минимальным проявлением хроматических аберраций среди объективов линейки Batis.
ZEISS Batis 2.8/135 даже при своей светосиле f/2.8 дает очень красивое размытие фона, причем даже на закрытой диафрагме можно получить интересные результаты. А дополнительный бонус в виде оптического стабилизатора дает возможность работать на более длинных выдержках и не опасаться смаза в кадре.
Благодарим компанию Rentaphoto.com за предоставленную камеру Sony A7R IV.
Обзоры объективов линейки ZEISS Batis:
- Обзор объектива ZEISS Batis 2.8/18
- Обзор объектива ZEISS Batis 2/25
- Обзор объектива ZEISS Batis 2/40
- Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85
Спасибо за внимание и подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы быть в курсе самого интересного из мира фототехники: Facebook, Вконтакте и Telegram и YouTube-канал.