Казалось бы, что стандартных объективов (речь идет о линзах с фокусным расстоянием 50 мм для полнокадровых камер) выпущено разными производителями достаточно много и что рынок в них не нуждается. И зачем тогда японская компания Tokina выпускает еще один экземпляр, да еще и для зеркальных фотокамер? Я уверен, ответ на этот вопрос станет для вас очевиден в процессе прочтения обзора. Так что приступим.
Для начала давайте разберемся с характеристиками и технологиями, использующимися в этом объективе. Ах да, совсем забыл вам сказать, что речь идет о Tokina Opera 50 mm f/1.4 в версии для Canon (он существует также в версии и для Nikon, причем с отличиями, но об этом позже). Итак, фокусное расстояние 50 мм, угол зрения объектива 47,7 градуса. Диафрагма состоит из 9 скругленных лепестков, что давно уже является стандартом, максимальное относительное отверстие f/1.4, минимальное f/16.
Внутренняя конструкция линзы состоит из рекордных (для 50 мм объективов) 15 элементов в 9 группах. Объектив достаточно большой, и имеет диаметр 80 мм при длине 107,5 мм, и весит целых 960 грамм! При этом он хорошо сбалансирован, держать его вместе с камерой достаточно удобно. При надетой бленде он очень напоминает телевик.
Диаметр под светофильтр тоже немаленький — 72 мм. Заявленная минимальная дистанция фокусировки 40 см.
Но, этому объективу есть чем удивить, ведь технологий в нем масса, чего редко ожидаешь от «стороннего производителя»! В блок линз входят три низкодисперсионных элемента и один цельный стеклянный асферический элемент (что, кстати, и влияет на размер и вес линзы). Необходимо добавить, что компания Tokina применила в этом объективе свой новый тип многослойного просветления Tokina ELR (Extremely Low Reflection), которое наносится на все внешние и внутренние линзы (без чего съемка в контровом освещении давала бы не столь качественный результат).
Сам корпус, как и положено премиум объективу, выполнен из магниевого сплава с качественными резиновыми вставками на кольце фокусировки. Смотрится объектив солидно и качественно, конструкция без люфта, плотно прилегает к байонету. Интересной особенностью также является то, что вокруг передней линзы нет никаких надписей и маркировок.
Кольцо фокусировки очень плавное с ходом чуть более 90 градусов. Необходимо отметить, вращения кольца происходит в те же стороны, что у Canon или Nikon, несомненно, это добавляет комфорта при съемке. Отдельного кольца управления диафрагмой нет, она управляется исключительно через камеру. Также линза имеет резиновое уплотнение у байонета, что говорит о ее реальной защите от влаги и пыли.
Кроме этого, есть внутренние защитные вставки, защищающие объектив и камеру от внешней агрессивной среды. На объективе есть переключатель ручной и автоматической фокусировки, и окно с информацией о расстоянии.
Фокусировка внутренняя с ультразвуковым мотором кольцевого типа (что, по слухам, является первым за всю историю объективов для Nikon F). Фокусируется объектив практически бесшумно, с легким шелестом, и достаточно быстро (с учетом веса и габарита внутренней конструкции). Поскольку фокусировка внутренняя, никакие внешние подвижные элементы не “засасывают” пыль в линзу.
В комплекте с объективом идет лепестковая бленда с открывающимся окошком для удобного вращения фильтров. К слову о комплектации, кроме объектива и крышек, в нее входят коробка, пенопластовый кейс, инструкция и бленда.
А теперь давайте разберемся зачем нам это все?
В начале статьи я написал о том, что полтинников вроде как хватает, и что пока неясно зачем нужен новый премиальный объектив в этой серии. Так вот, давайте посмотрим на последние выпускаемые камеры, а особенно на разрешения сенсоров. Большинство камер давно перешагнуло рубеж в 20 мегапикселей, а для профессионалов, разрешение 40 мегапикселей и более это ежедневные реалии. Да только вот объективов, которые способны работать на таких разрешениях, оказывается, не так уж и много… Тем более светосильных и с таким удобным фокусным как 50 мм и автоматической фокусировкой.
Вот и получается что Tokina Opera 50 f/1.4 — линза не только премиальная в своем сегменте, но и важный инструмент для профессионала. На сайте производителя присутствует следующий график MTF:
Он говорит о достаточно высоких показателях резкости. Но как это обстоит на самом деле, предлагаю посмотреть в живых тестах, сделанных специально для этой статьи. Все съемки проводились на камеру Canon EOS 5DsR, имеющую разрешение 50 мегкапикселей, чтобы была возможность «выжать из линзы максимум».
Даже на полностью открытой диафрагме f/1.4 снимки получаются очень резкими, однако если присмотреться, то по самым краям кадра становится заметно небольшое падение детализации. Детализация заметно увеличивается уже с диафрагмы f/2.0, и, растет вплоть до f/8-10, позже слегка начинает проявляться эффект дифракции, а уже на f/16 детализация падает до уровня примерно f/1.6-1.8. Честно говоря, подобной резкости, на других похожих объективах я не встречал.
За «бритвенную» резкость снимка отвечает оптическая схема и качество используемых линз. Из полученных результатов я могу сделать вывод, что при необходимости высокодетализированной съемки, прикрывать диафрагму на значения более f/8-10 не стоит (речь идет о камерах с 50+ мегапиксельным сенсором). Также, обратите внимание на практически отсутствующие хроматические аберрации. Важно отметить, что эти снимки не подвергались никакой обработке, кроме баланса белого. Никаких нареканий к цветопередаче и контрасту нет совсем, за это отвечает новая технология Tokina ELR, о которой я писал выше.
Что касается виньетирования, то, как и у любой другой светосильной линзы, оно проявляется на открытых диафрагмах (как правило, до значений f/4-5.6), но в этом объективе начиная даже с f/2.0 эффект становится практически незаметен, а с f/2.8 исчезает вовсе! Лично я отношусь к виньетированию достаточно спокойно, так как чаще вижу в нем некий художественный элемент, но, я уверен, что в определенных условиях оно просто недопустимо. Согласитесь, что даже при довольно сложных условиях съемки, диафрагмы f/2.8 при отсутствии виньетки вполне хватит практически для любого сюжета. Подобные возможности оценят любители архитектурной и пейзажной фотографии.
Теперь давайте поговорим о качестве снимков в условиях контрового освещения. При столь сложном освещении на снимках часто появляются солнечные зайцы, потеря детализации, контраста и искажение цветов по всему полю кадра или частично.
Как вы видите из примеров, объектив прекрасно справился со съемкой и ни один из вышеперечисленных дефектов не проявился. Да, кстати, еще одним важным аспектом при съемке с контровым или боковым освещением являются сильные хроматические аберрации, которых, как вы видите, приходится тщательно разыскивать по снимку, а с диафрагмы f/4.0 они практически исчезают. Снова хочу отметить, что снимок не подвергался никакой коррекции. А если уж стоит необходимость избавиться от хроматики на 100%, то делается это в один клик в Adobe Lightroom, никаких ручных манипуляций проводить не нужно (опять же по причине незначительного проявления аберраций).
А теперь я должен открыть вам один секрет, В начале статьи, в характеристиках, я указал, что этот объектив имеет минимальную дистанцию фокусировки 40 см. Это может запутать начинающего фотографа. Так вот, с линейкой я не хожу, но, расстояние до цветка на примерах ниже было около 20-23 см! Что позволяет использовать эту линзу еще и в предметной (не очень мелкой, само собой) съемке. А для предметных фотографов, нуждающихся в резкой картинке, но обладающими камерами с кроп-матрицами, это прям находка!
Эти примеры я специально не снимал на закрытых диафрагмах, чтобы вы смогли воочию убедиться в резкости, пластичности размытия фона и боке. Я считаю подобное сочетание резкости и возможности близкой фокусировки огромным преимуществом объектива!
В своей работе я достаточно часто снимаю портреты, поэтому не мог не провести несколько съемок на этот объектив. Как все вы понимаете, в портретной фотографии очень важно, чтобы объектив обладал точной и быстрой фокусировкой. Признаюсь, изначально я был настроен довольно скептически, мне почемуто казалось, что с динамичными сюжетами этому объективу (с учетом габаритов и внутренней «тяжелой» начинки), будет непросто работать. Однако, первый же сюжет, в котором модель неожиданно запрыгнула на клумбу был очень шустро и точно отработан! К слову, даже в условиях недостаточного освещения объективу требуется около 1,6 секунды, чтобы перевести фокус с бесконечнсти на 1 метр и около 1,3 секунды с минимальной дистанции фокусировки на удаленный объект.
Дальше сомнения развеялись и съемка прошла гладко. В условиях городской суеты приходилось часто менять локации и ждать «тот самый момент», когда в кадре не будет лишних прохожих, так вот процент технического брака по фокусу был весьма незначителен. Конечно, объектив не отработал все 100% снимков, но такого и не бывает. И это с учетом того, что я снимал только на полностью открытой диафрагме (а это я делаю крайне редко)! Что касается промахов фокуса, то они были незначительны, и для использования в печати даже вплоть до А0 вполне бы подошли, но я их отправил в корзину, после того как увидел настоящую резкость этой линзы. Самым сложным в съемке на открытой диафрагме (как для зеркальной камеры, так и для объективов) является смещение точки фокусировки от центральной. Как раз все ошибки и неточности фокуса были именно при использовании крайних точек фокусировки камеры. Поняв эту слабость, я стал использовать центральную точку и перекадрирование снимка, с таким подходом промахи исчезли. Однако, такой подход может накладывать некоторые ограничения при съемке, и это стоит учитывать.
В других съемках я уже чувствовал себя уверенно с этим объективом. Помимо резкости, линза обладает очень плавным и приятным размытием, которое прекрасно подходит для съемки портретов.
Еще одной немаловажной характеристикой для меня является геометрия объектива в контексте съемки крупного портрета. Да, я прекрасно понимаю, что портретные фокусные расстояния больше 50 мм, но иногда так не хочется тащить с собой кучу оборудования. Как вы можете убедиться по снимкам, линза обладает прекрасной геометрией, что позволяет разумно ее использовать даже для съемки крупных портретов.
При съемке на прикрытой диафрагме никаких проблем с резкостью не происходит, любая точка фокусировки отрабатывает отлично, даже с учетом не самого яркого пилотного света студийных вспышек. Однако, при смещении точки фокусировки, увеличивается время настройки фокуса. А сама резкость, конечно, очень впечатляет! Ни хроматических аберраций, ни потери контраста при съемке я не заметил, что, несомненно, говорит о высоком качестве объектива.
Поскольку объектив светосильный, то необходимо, хотя бы даже вкратце поговорить о размытии фона и боке. Как я писал выше, размытие очень плавное и мягкое. Закручивания, линий и каких-либо других заметных геометрических форм я не заметил. Круги боке в центре визуально имеют идеальную круглую форму, к краям приобретая более ощутимое овальное исполнение. Эта особенность проявляет себя более всего при съемке близкорасположенных объектов.
На минимальной дистанции фокусировки и большом отдалении источников света от камеры проявляются слегка заметные «луковые кольца», что не сильно влияет на красоту боке.
Сейчас мне сложно представить сюжет, в котором это могло бы стать браком, но все же, приглядевшись их можно увидеть.
Заключение
Объектив Tokina Opera 50 mm f/1.4 — прекрасный инструмент для тех, кто хочет получать очень резкую картинку даже на полностью открытой диафрагме. Несомненно, ожидать от линзы фантастической скорости и 100% точности при максимально открытой диафрагме на зеркальных камерах нельзя (с беззеркальной техникой, к сожалению, протестировать пока не удалось) по причине проблем в самих камерах и их автофокусах, но получаемый результат на высоте. Безусловно, качество снимка и точность автофокуса при диафрагме f/2.8 затмят любую зум-линзу. За счет удобного фокусного расстояния ему можно найти огромное количество жанров для применения. На мой взгляд, он прекрасно подойдет для рекламной фотографии (предметная, фуд-, фэшн-фотография, пейзажная, интерьерная и архитектурная съемка), особенно если в своей съемке фотограф использует камеру с разрешением более 20 мегапикселей.
Так же, как и профессионалы, любители смогут оценить эту линзу по достоинству! Это отличное вложение в будущий апгрейд до камеры с бо́льшим разрешением. Несмотря на немалый вес, она хорошо сбалансирована. В процессе съемки ее очень удобно придерживать за бленду для компенсации движения и стабилизации (как с телеобъективами).
Эта модель объектива стала первой в профессиональной линейке Opera от Tokina, и, на мой взгляд, это прекрасное начало! Как я писал в начале статьи, модель Opera 50 mm f/1.4 доступна как для Canon, так и для Nikon, причем они даже отличаются внешне. У объектива с байонетом Nikon F более закругленная нижняя часть (что мне кажется более симпатичным), а также кольцо фокусировки вращается справа налево – в соответствии с фирменными объективами Nikon.
Не понравилось:
- Отсутствие стабилизатора. Хотя это добавило бы еще веса и размера.
- Не очень удобная конструкция окошка бленды для работы с фильтрами. Ее сделали съемной, а не отодвигающейся.
- Хотелось бы получить чехол в комплекте с линзой.
- Кольцо ручной фокусировки имеет довольно узкий короткий ход, что ограничивает применение объектива в видеосъемке.
- Не хватает шкалы глубины резкости для выбранной диафрагмы. Хотелось бы даже электронной на дисплее.
- Отсутствие f/22.
Понравилось:
- Прекрасная резкость.
- Очень качественный конструктив.
- Высокое качество изображения.
- Способность разрешать камеры более 40 мегапикселей.
- Возможность съемки с расстояния 20-25 см.
- Бесшумная работа.
- Защита от пыли и брызг.
- Точность и скорость фокуса.
- Плавное размытие фона.
- Геометрия объектива.