Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет. Вы всегда можете попросить модель занять ту или иную позу, подстроить освещение и сделать несколько снимков без особой спешки. Если же вы снимаете что-то, что не зависит от вас, будь то прохожие, спектакль или животные, то момент съёмки очень важен, так как если он будет упущен, второго шанса не предоставится.

Для репортажного фотографа важно видеть, как обстановка изменится через секунду. В этот момент нужно быть готовым к фотографированию. Следите за движением людей, возникающими у них на пути преградами, повадками животных.

Медлить нельзя. Доля секунды и момент упущен.

Одно событие может быть не столь эффектным, как взаимодействие нескольких персонажей. Когда в кадре сойдутся и займут своё место все участники событий, тогда и нужно успеть сделать снимок. Медлить нельзя. Доля секунды и момент упущен.

В такой работе полагаться нужно только на свою интуицию и способность наблюдать. Следите за событиями, предугадывайте возможные варианты взаимодействия людей и животных, подбирайте удачный ракурс. Сцена, созданная в кадре и сфотографированная в решающий момент станет примечательной и интересной для зрителей.

Реклама

Для примера рассмотрим снимки самого Анри Картье-Брессона:

Улица Rue Mouffetard, Париж, 1952.
Улица Rue Mouffetard, Париж, 1952.

Снимок наполнен эмоциями мальчика. Мы можем лишь догадываться что и куда он несет, но именно это заставляет нас размышлять над сюжетом. Выражение лица парня привлекает внимание, но почему он так доволен… Каждый сам для себя найдёт свой ответ.

Ребенок, освобожденный из концлагеря, Дессау — Германия, 1945.
Ребенок, освобожденный из концлагеря, Дессау — Германия, 1945.

Этот снимок не столь радостный. Ребёнок, одетый в то, что можно было найти идёт по улице. Мы даже не знаем, есть ли у него дом. Куда он идёт. Что ему пришлось пережить и что ждёт в будущем.

Снимок демонстрирует как две пожилые женщины увлечённо общаются или спорят. Их взаимодействие цепляет своей энергетикой. собака делает фотографию более интересной тем, что она тоже включена в это взаимодействие. Это действительно хороший пример решающего момента, так как в следующее мгновение собаку что-то могло отвлечь и фотография приобрела бы уже другой смысл.

1952г
1952г

И ещё несколько примеров работ Брессона, которые вы можете проанализировать самостоятельно:

Дети, играющие в ковбоев, Рим — Италия, 1951.
Дети, играющие в ковбоев, Рим — Италия, 1951.
В поезде, Румыния, 1975.
В поезде, Румыния, 1975.
Йер — Франция, 1932.
Йер — Франция, 1932.
Без названия, 1969
Без названия, 1969

Фотар в социальных сетях: FacebookВконтакте и Telegram