Зола Чен: «Живу ради подводной фотографии»

Фото: Zola Chen

Продолжаем знакомить вас с женщинами фотографами в рубрике «Женщины в фотографии». Сегодня таким фотографом будет — Зола Чен (Zola Chen), фотограф в области морской экологии из Тайваня. Она стала известной благодаря фотографии одной очень редкой акулы.

«Мы собираем видео и фотографии, снятые под водой, чтобы показать их людям, у которых нет возможностей увидеть всю эту красоту самостоятельно», — делится Зола Чен.

Она одна из немногих кто сумел задокументировать очень редкую акулу под названием «Мегамут». Этот вид акул впервые был замечен в 1976 году у острова Кахуку Пойнт на острове Оаху, Гавайи, и является одним из самых редких задокументированных видов акул. Тогда Вайкики Лейтон Тейлор дал ей название — «Megachasma pelagios», что в переводе с греческого означает «гигантский морской зёв». Пасть этой акулы может расширяться примерно до 30% длины её тела, и это одна из трёх видов акул, питающихся исключительно планктоном. На сегодняшний день её официально видели менее 100 раз и Зола одна из этих немногих счастливчиков.

Фото: Zola Chen / та самая акула

Когда вы слышите слово «акула», первый образ, который приходит на ум — это образ Брюса, искусственной большой белой акулы, с блокбастера Стивена Спилберга «Челюсти» 1975 года. Один только этот фильм очернил весь биологический порядок рыб под названием Euselachii, к которому относятся акулы. В фильме их представили как диких, безжалостных хищников, охотящихся на людей в море. Однако на самом деле акулы больше боятся человека, чем наоборот. По оценкам 2016 года, в среднем 100 миллионов акул в год прямо или косвенно погибают от рук человека.

Реклама

Основной причиной этого служит спрос на акульи плавники, затем идут коммерческие рыболовные суда, случайно заманивающие акул в ловушку. Зола заметила мегамута, когда была в экспедиции на Тайване с исследовательским фондом Deep Blue. Эта экспедиция была первой в истории, в ходе которой была проведена успешная дата-метка акулы-мегамута, и участники экспедиции надеются вернуться на Тайвань в будущем году, чтобы продолжить свои исследования.

Фото: Zola Chen

Расскажите, как вы пришли в фотографию, в частности, подводную.

По профессии я фотограф, специализирующийся на морских экосистемах. Ранее я работала мультимедийным дизайнером. В 2010 году я освоила дайвинг и фридайвинг. С того времени я погружаюсь под воду с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть удивительные экосистемы под поверхностью моря, а также разнообразную культуру и привычки на суше. Каждый раз, куда бы я ни отправлялась, я непрерывно фиксирую изображения морских экосистем.

Фото: Zola Chen

В 2015 году я участвовала в двухмесячном учебном лагере в Хуайлиене и познакомилась с его основателем, Фондом океанического образования «Курошио». Я очень ценю их усилия по продвижению защиты морской и окружающей среды. До сих пор я являюсь их волонтёром и работаю подводным фотографом.

Фото: Zola Chen

Чтобы лучше понять китов и дельфинов на Тайване, мне довелось совершить погружения в различных морских районах, включая Хуалиен и Тайтунг на Тайване, королевство Тонга, острова Шри-Ланка, Новой Зеландии и других. В 2018 году я приняла участие в подводных съёмках документального фильма Пола Клеркина об акуле-мегамуте, а также присоединилась к программе Kuroshio Rafting Plan и Kuroshio’s Beyond the Blue.

Фото: Zola Chen

Насколько сложен процесс экспонирования и замера под водой? Так ли он прост, как на суше, или вам приходится делать дополнительные настройки и компенсации, чтобы получить правильно экспонированный снимок?

Для определения экспозиции под водой используются различные режимы замера, в зависимости от глубины воды и темы съёмки. Под поверхностью моря находятся коралловые рифы, затонувшие корабли, а также различные объекты, в том числе микроорганизмы. Свет становится тусклее по мере увеличения глубины, поэтому интенсивность света варьируется от яркого светло-голубого у поверхности до тёмно-синего в глубине моря, особенно если вы хотите сделать вертикальное изображение.

При широкоугольной съёмке под водой обычно лучше использовать центрально-взвешенный замер по сравнению с матричным, так как он может информировать камеру о правильной области для экспонирования, компенсируя при этом интенсивность окружающего света. Это помогает усреднить экспозицию, например, при переэкспонировании под солнцем или недоэкспонировании в некоторых тёмных областях, таких как дно коралловых рифов, которое имеет тёмно-синий цвет.

Фото: Zola Chen

При широкоугольной съёмке под водой матричный замер — не самый лучший выбор. Например, при съёмке в условиях контрового освещёния область у поверхности очень яркая, что приведёт к недостаточной экспозиции изображения, поскольку камера будет стараться избежать переэкспонирования ярких областей. При съёмке освещённых объектов эти участки всегда переэкспонированы, поскольку более тусклые области в нижней части изображения заставят камеру перекорректировать экспозицию.

Для макрофотографии режим замера не важен, поскольку источник света исходит от вспышки, и вы можете получить показания, основываясь на интенсивности окружающего света, с помощью замера вашей камеры.

Точечный замер очень полезен при большом контрасте объекта. Экспонирование нужной области чрезвычайно важно. Если вы хотите сделать недоэкспонированный снимок силуэта, но при этом не превратить солнце в белый шарик, выбор правильного места для экспозиции — ключ к успеху.

Фото: Zola Chen

Не могли бы вы рассказать нам немного о своём снаряжении для подводной съёмки?

В настоящее время я использую Canon 5D Mark IV в качестве основного оборудования для съёмки, а также GoPro для записи процесса съёмки. Чаще всего при съёмке под водой я использую широкоугольные объективы. В основном я выбираю между широкоугольным объективом 16-35 мм, который не искажает изображение, и объективом «рыбий глаз» 8-15 мм с эффектом увеличения.

Фото: Zola Chen

Съёмка под водой полностью отличается от съёмки на суше, особенно в плане используемого оборудования. Вы должны подготовить водонепроницаемые чехлы, которые подходят для разных моделей камер, и разные бленды для ваших объективов соответственно. Выбирая между беззеркальной и зеркальной камерой, я в основном учитываю тематику съёмки. Кроме того, вам понадобятся подводная вспышка, лампа подсветки автофокуса, кронштейны и зажимы и т.д.

Чтобы предотвратить попадание воды внутрь корпуса камеры, необходимо каждый раз, надевая чехол, очищать резиновое или силиконовое кольцо, которое не пропускает воду. Попадание на него пыли или волос может привести к попаданию воды внутрь корпуса. Водонепроницаемый корпус состоит из передней и задней крышки, на внутренней стороне можно увидеть его точный дизайн и кнопки. Существуют также различные водонепроницаемые футляры для самых разнообразных типов объективов.

Фото: Zola Chen

Как правило, используете ли вы много дополнительных осветительных приборов, и сильно ли изменилась система освещения с тех пор, как вы начали работать?

Помимо камеры, источник света является вторым по важности оборудованием в подводной фотографии. Освещение под водой очень необычно, поскольку солнечный свет теряет свой красный свет после прохождения через 5 м морской воды. Всё выглядит голубоватым или зеленоватым. Для восстановления цветов, помимо использования фильтра, необходим видео свет более яркий, чем солнечный.

Фото: Zola Chen

Тема вашей съёмки определяет, какой источник света вы используете. Самая большая разница между фото- и видеосъёмкой. На примере акул-мегамутов, съёмки документального фильма в основном проходили в ночное время, рыболовные суда имели свои собственные лампы для работы, поэтому использование источника света было ещё более сложным. Помимо того, что мы взяли с собой под воду видеосвет, необходимо было добавить систему кронштейнов к основной камере и вспомогательное освещение на корабле.

Я обратилась к капитану судна с просьбой дать мне постоянный источник света тёплого цвета. Обычно при съёмке огромных китов или млекопитающих мы свободно ныряем и снимаем при естественном освещении, но я беру с собой видеосвет или вспышку, чтобы компенсировать отклонение интенсивности света при обычном погружении.

Фото: Zola Chen

Есть ли любимое время суток или года для фотографирования морских обитателей?

Если говорить о Тайване, то я с нетерпением жду нереста кораллов в мае. В действительности в каждом месяце есть разные виды организмов для съёмки. В мае и июне можно будет увидеть акул-мегамутов и китовых акул. Зимой я хочу запечатлеть подводную сцену маркировки рыбы-меч. Мой личный фаворит — ежегодный визит в сентябре в Вава’у, Королевство Тонга, для съёмки горбатых китов.

Фото: Zola Chen

Что влияет на ваш выбор при принятии этих решений?

Обычно на меня влияет то, есть ли у меня компания, с которой можно поехать, и приглашение на различные проекты по подводной фотографии. В основном я выбираю те, которые посвящены крупным животным и взаимодействию между человеком и морской средой.

Фото: Zola Chen

С тех пор как в 1976 году вас впервые заметили, вы были одним из немногих людей в истории, кому удалось сфотографировать неуловимую акулу-мегамута. Расскажите нам, каким был этот опыт и как появилась такая возможность?

Пол Клеркин, американский исследователь акул, и режиссёр Скотт ДеГроу приехали на Тайвань, чтобы записать видео с мечеными акулами-мегамутами. Меня познакомил с ними один из морских исследователей. Я подумала, что это ценная возможность, и поэтому присоединилась к проекту подводных съёмок. Это был бесценный опыт — встретиться с таким редким и огромным морским животным, особенно в моей собственной стране.

Фото: Zola Chen

Как человек, много фотографировавший подводную жизнь, скажите, какой из морских видов является самым сложным для съёмки и почему?

Сардинный набег в южной Африке — тема, которую я уже пыталась снять, но не смогла. Он представляет собой феномен преследования множества видов. Предпосылкой является то, что обыкновенные дельфины загоняют сардин в косяки, которые, в свою очередь, привлекают китов Брайда, акул, тюленей и морских птиц для охоты на них.

Фото: Zola Chen

Чувствуете ли вы себя постоянно в состоянии благоговения, когда находитесь рядом с этими существами?

Конечно! С тех пор как я начала заниматься подводной фотографией, я ныряла с крупными морскими животными, такими как горбатые киты, кашалоты, киты Брайда, большими белыми акулами, акулами-мегамутами и прочими. Оказавшись с ними лицом к лицу под водой, меня охватило восхищение. Это действительно прекрасные существа.

Фото: Zola Chen

Говорят, что на Тайване существует фантастическое сообщество подводных фотографов. Помогло ли сотрудничество с ними распространить информацию о сохранении морской среды в регионе?

Хотя на Тайване не так много подводных фотографов, есть фотографы, специализирующиеся на морских черепахах, и я знаю друзей, которые занимаются макрофотографией. Я специализируюсь на акулах, скатах манта, китах и дельфинах. Я часто общаюсь с другими подводными фотографами, и мы хорошие друзья. Я также являюсь членом тайваньского общества подводной фотографии, и мы отдельно проводим различные совместные сессии для людей, которые хотят узнать больше о подводной фотографии, чтобы они могли лучше понять красоту морских организмов.

Фото: Zola Chen

Как в такие редкие моменты сдерживать своё эмоциональное возбуждение, чтобы получить наилучшие снимки?

Продолжайте обращать внимание на то, что вам нравится в океане и его обитателях.

Есть ли какое-то конкретное животное, которое ускользало от вас все эти годы и которое вы всё ещё ищете, чтобы сфотографировать?

Конечно, я всегда мечтала попробовать заняться ледовым дайвингом в полярных регионах, понырять в разных условиях и поснимать нарвалов. Хотя это очень сложно осуществить, я с нетерпением жду возможности сделать это.

Фото: Zola Chen

Если бы вы могли выбрать только один подводный снимок из вашего портфолио в качестве любимого, какой бы он был и почему?

Подводные съёмки с матерями и их детёнышами — это очень особенная и восхитительная часть процесса погружения в воду вместе с тонганскими горбачами. Связь между ними очевидна и сильна, а матери очень осторожны и опасаются потенциальных хищников. Нахождение рядом с таким огромным существом — это опыт, который останется с вами навсегда!

Фото: Zola Chen

Поделитесь мудростью с фотографами, которые хотят снимать глубоко под поверхностью океана?

Профессия подводного фотографа необычайно сложна, особенно если он специализируется на экологической фотографии. Мы переносим видео и изображения, снятые под водой, на сушу, чтобы показать людям, которые не умеют плавать и не имеют возможности нырять, истории об океане.

Как эта акула продолжает оставаться неуловимой — загадка сама по себе. Хочется надеяться, что в ближайшие годы мы узнаем о них больше. Делайте то, что вам нравится, но не нарушайте экосистему тех мест, которые вы снимаете.

Ещё больше работ: zola-studio.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube