Самый первый стедикам был изобретён в 1977 году кинооператором Гарретом Брауном и он предназначался для ручных кинокамер. Новая технология стабилизации камеры произвела такое впечатление, что была мгновенно принята на вооружение самыми известными режиссёрами Голливуда. А уже спустя год Гаррету Брауну даже присудили Оскар за технические достижения. И только вдумайтесь: до 2013 года эти устройства были механическими без каких-либо электронных приводов. Действительно, первый электронный стедикам был представлен на выставке NAB 2013 года, это был Movi M10. С тех пор прошло не так уж и много времени, однако, ассортимент электронных стедикамов значительно расширился. Существуют стабилизаторы не только для видеокамер/фотоаппаратов, но и небольшие модели для экшн-камер и смартфонов. Компания Zhiyun не исключение, она также производит несколько моделей стедикамов для смартфонов и экшн-камер. Причём это были первые устройства компании и только в марте 2016 года был выпущен первый «взрослый» стедикам CRANE.

В ассортименте электронных стабилизаторов  для камер (на момент написания этого обзора) числится 6 устройств. Модель Zhiyun Weebill Lab совершила своего рода прорыв, отказавшись от стандартного форм-фактора и получив совершенно новые элементы, упрощающие работу с устройством. Стедикам получился не только с уникальным экстерьером, но и довольно компактным, при этом выдерживающим нагрузку до 3-х килограмм.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Weebill с английского переводится как «короткоклювка» — это самый маленький вид птиц, населяющий Австралию. Не совсем понятно почему для названия стабилизатора была выбрана именно австралийская птичка, ведь компания китайская, но звучит очень оригинально, согласитесь.

Впервые, когда открываешь чемоданчик, в котором поставляется устройство, первым делом удивляешься его компактности и уже позже простотой его настройки (но о настройках чуть позже).

Реклама
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Кстати, о комплектации. Стедикам поставляется в небольшом кейсе, который изготовлен из прессованного пенопласта.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Этот чемоданчик не совсем удобен для транспортировки, да и вряд ли материал выдержит частое к нему обращение, как по мне, лучше возить в рюкзаке, а вот для хранения он действительно очень удобен. Тем более что здесь довольно много деталей, которые будет легко потерять. Так что же внутри кейса помимо самого стабилизатора?

  • Быстросъёмная площадка
  • Дополнительная площадка для камеры
  • Миништатив-рукоятка
  • Два аккумулятора 18650
  • Зарядное устройство
  • Три кабеля и Адаптер Type-C в небольшом футляре
© Илья Кайгородов / Photar.ru

К нам в редакцию приехал минимальный комплект (описанный выше) и дополнительно две коробочки, в которых были крепление для смартфона/планшета и сервопривод для фокусировки/зуммировния. В упаковке с сервоприводом — сам мотор, принадлежности для крепления, кабель подключения и два регулируемых зубчатых ремня. Все эти дополнительные принадлежности имеют собственные места в кейсе, так что их не придется хранить в отрыве от основного комплекта.

Экстерьер Zhiyun Weebill Lab

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Экстерьер стедикама можно по-праву назвать уникальным. Ранее ни Zhiyun, ни какие другие компании не выпускали устройства с таким дизайном. Благодаря переработанной эргономике теперь стабилизатором можно пользоваться в двух положениях — вертикальном и в режиме подвеса.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Более того, если приобрести ещё одну рукоятку, то можно оперативно менять хват, не теряя время на переустановку ручки. Держать устройство можно сразу за две ручки, таким образом, распределяя нагрузку и минимизируя возможное дрожание от рук. Двуручный дизайн позволяет легче работать с тяжёлыми камерами, если помните, Weebill Lab выдерживает нагрузку до 3-х килограмм, а это очень много, с таким весом долго не поработаешь.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Устройство изготовлено практически полностью из металла, исключением являются лишь отдельные пластиковые детали на самом подвесе и основной блок управления, который также изготовлен из пластика.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В транспортном состоянии Weebill Lab имеет очень компактные размеры, не превышающие по площади лист формата A4.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В горизонтальной рукоятке отсек для двух аккумуляторов 18650. Их ёмкости, как заявляет производитель, хватает на 10 часов непрерывной работы стабилизатора. При подключении совместимой камеры, стабилизатор может заряжать камеру, что весьма удобно, так как камера при видеосъёмке гораздо быстрее разряжается, чем стабилизатор. Также заявлена поддержка питания стабилизатора с помощью внешнего источника — я проверил только на внешних блоках питания, и это не сработало. Скорее всего, внешним источником может быть только пауэрбанк.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Панель управления будет во многом знакома пользователям Zhiyun Crane 2. Здесь есть информационный дисплей, на котором отображаются не только текущие настройки самого стедикама, уровень заряда, но и настройки подключённой камеры. Параметры экспозиции будут отображать столько в том случае, если подключена совместимая камера. Список совместимых камер можно посмотреть здесь. Weebill Lab я тестировал с Nikon Z6, совместимость с которой была добавлена в последнем обновлении. Кстати, обновление прошивки происходит очень легко, можно сказать, даже на автомате. При подключении смартфона, приложение ZY Play само предложит обновить прошивку, если текущая не является актуальной.

Но я немного отвлёкся. Вернёмся к панели управления. Как я уже сказал, на дисплее отображаются настройки подключённой камеры, но они непросто отображаются. На самом деле с помощью кнопок под дисплеем можно оперативно управлять настройками камеры: выдержка, диафрагма, iso, компенсация экспозиции. Это невероятно удобно.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

На рукоятке присутствует диск управления фокусировкой/зумом. Здесь я должен уточнить, что не каждый объектив получится использовать с этой функцией. Список совместимых объективов можно посмотреть здесь. Но, к примеру, в этой таблице для объектива Nikkor Z 35мм. сказано, что его необходимо использовать с дополнительной площадкой, однако, мне удалось настроить только без этой площадки и необязательно снимать наглазник. И также там не указан объектив Nikkor Z 24-70/4, хотя мне удалось вполне удачно использовать как с фокусировкой, так и с зуммированием через сервопривод. Так что лучше не смотреть таблицу, а попробовать самостоятельно проверить совместимость.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Помимо знакомой панели управления, здесь появилось множество дополнительных физических кнопок переключения в различные режимы работы. Появилась кнопка GO — активирует режим PhoneGo, отличающийся более высокой скоростью отклика всех трёх осей. Появился переключатель режимов PF/L (отслеживаемое панорамирование / режим блокировки).

© Илья Кайгородов / Photar.ru

А также появилась многофункциональная кнопка на обратной стороне под второй палец руки — при удерживании активируется режим слежения, при двойном нажатии возврат в исходное положение, при тройном — разворот на 180 градусов. Мне очень не хватило блокировки элементов управления, так как во время съёмки высока вероятность случайных нажатий.

В Crane 2 переключение режимов происходило с помощью одной кнопки Mode, сейчас на её месте находится кнопка POV. Она также многофункциональная — включает режим от первого лица при однократном нажатии, при двукратном — режим Vortex, а при удерживании в течение 2-х секунд включается/отключается режим ожидания.  

Помимо нового форм-фактора, Zhiyun Weebill Lab получил ещё одну уникальную особенность — фиксаторы осей. Они делают балансировку камеры невероятно удобной и быстрой. Итак, давайте поговорим о первоначальной настройке стабилизатора. 

Настройка Zhiyun Weebill Lab

Наше тестирование стабилизатора происходило с камерой Nikon Z6 и двумя объективами Nikkor Z — 35мм/2.8 и 24-70мм/4. Сложнее всего оказалось сбалансировать Z6 с объективом 24-70/4 вместе с сервоприводом, но всё же возможным.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Чтобы установить камеру на стабилизатор для начала необходимо прикрутить быстросъёмную площадку. В Zhiyun Weebill Lab даже этот элемент стал более усовершенствованным. Теперь быстросъёмная площадка состоит из двух модулей.

Нижний крепится к стабилизатору, верхний элемент к камере. После первой балансировки нижний модуль фиксируется на стабилизаторе, таким образом, при снятии камеры со стабилизатора балансировка не теряется. Это серьёзно минимизирует время сбора до полной готовности к съёмке.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Если между объективом и площадкой недостаточно расстояния для крепления зубчатого кольца на объектив для сервопривода, в комплекте есть дополнительная площадка.

Итак, камеру на площадке разместили. При надобности сразу прикрепляем сервопривод. Прикручиваем штатив-ручку к стабилизатору и ставим стабилизатор на стол или любую плоскую поверхность.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Теперь о балансировке. Качество работы стабилизатора в первую очередь зависит от правильной первоначальной балансировки. Я очень часто встречаю жалобы новичков владельцев стедикамов о том, что у них плохо стабилизируется камера и они попросту не могут снимать плавное видео. Проблема заключается именно в неправильной балансировке. Zhiyun Weebill Lab имеет фиксаторы осей, которые не только делают безопасной транспортировку стабилизатора, но и невероятно упрощают балансировку камеры. Это первый стабилизатор, использующий такие фиксаторы.

Установив стабилизатор на плоскую поверхность и предварительно заблокировав все оси, мы крепим к стедикаму фотоаппарат. После этого начинаем балансировку одной оси — оси наклона.

Блокиратор оси наклона. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Для этого снимаем блокировку оси и, ослабив зажим быстросъёмной площадки, двигаем камеру до достижения баланса, после этого надёжно зажимаем быстросъёмную площадку.

И тут я столкнулся с первой досадной проблемой: зажим не фиксировал быстросъёмную площадку совсем. То есть фактически работа со стабилизатором оказалась невозможной. Пришлось проявить смекалку. Мне помогла изолента, благодаря которой я смог увеличить толщину зажима, но это решение временное. Конечно, это оставило очень неприятное впечатление. Я обсудил эту проблему с производителем и как они меня заверили, они знают, что эта проблема иногда встречается. Решают они это, отправляя покупателю комплект сменного зажима. Причём эти комплекты есть и у официальных российских дистрибьюторов.

Но не будем зацикливаться на этой проблеме, продолжим настройку балансировки. После первой балансировки оси наклона переворачиваем камеру объективом вверх и находим баланс в этом положении ослабив зажим оси наклона.

Важно не забыть перед балансировкой снять крышку с объектива, выдвинуть его в рабочие положение (это актуально для объектива Nikkor Z 24-70/4). Если используете зум-объектив, то сразу установите необходимое фокусное расстояние. Подключите все необходимые провода к камере и к сервоприводу. При работе с Nikon Z6 необходимо использовать переходник на USB Type-C. Это конечно здорово, что производитель предусмотрел такой переходник, но лучше было бы положить отдельный кабель для камер с USB Type-C.

Блокиратор оси поворота. © Илья Кайгородов / Photar.ru

После балансировки оси наклона снимаем блокировку оси поворота и находим. Теперь, ослабив винт, расположенный под быстросъёмной площадкой, двигаем камеру влево-вправо до достижения неподвижного состояния параллельно поверхности, на которой установлен штатив. Зажимаем винт обратно.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Во время прокручивания винтов зажима может что-то мешать вращению рукояток. Zhiyun предусмотрели этот момент — для этого необходимо потянуть рукоятку вниз и провернуть её.

Две оси у нас уже сбалансированы. Теперь самое сложное — балансировка оси панорамирования.

Блокиратор оси панорамирования. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Здесь стабилизатор придётся взять в руки и повернуть его параллельно полу. И также отключив фиксатор оси панорамирования и, ослабив винт, достигаем неподвижного положения камеры и зажимаем винт.

балансировка оси панорамирования. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Стедикам имеет настройки силы моторов — это очень важная часть первоначальной настройки. Так как если вы выберете неправильное усилие, то моторы могу заводиться, трястись — в общем, работа стабилизатора будет неправильной. Для Nikon Z6 с объективом 35/2.8 или 24-70/4 я использовал среднее усилие моторов. Настройки меняются в разделе меню motor — три режима работы: low, medium, high. Чем выше усилие, тем меньше стабилизатор проработает на одном заряде батарей. После изменения усилия моторов в меню все моторы переходят в режим ожидания, активировать моторы необходимо удержанием кнопки POV в течение двух секунд.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

На этом всё, камера и стабилизатор готовы к работе. Важно помнить, что стабилизатор нельзя включать без камеры и нельзя включать при заблокированных осях иначе можно повредить моторы.

Zhiyun Weebill Lab в работе

Weebill Lab имеет целых 6 режимов работы! Для тех, кто уже работал с электронными стедикамами наверно мало что будет новым. Но всё же описать имеющиеся режимы считаю своей обязанностью.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Сбоку на стедикам есть переключатель PF/L — это два основных режима работы, которые используются чаще всего. Режим отслеживаемого панорамирования (PF) — камера перемежается в соответствии с движением стабилизатора при этом заблокированы ось наклона и ось крена.

Режим блокировки (L) — камера фиксируется в одном положении, для изменения угла наклона и поворота используется джойстик.

Режим PhoneGo (GO), который активен, когда удерживается кнопка GO, и режим слежения (F), который активируется во время удержания кнопки на задней стороне ручки стабилизатора. Эти два режима очень похожи и используются как дополнительные к режимам PF/L. PhoneGo делает стабилизатор более чувствительным к наклону и панорамированию. Режим F следит за осью наклона и панорамирования, но в стандартной скорости реакции. Эти режимы включаются временно во процессе съёмки в PF или L и позволяют перевести камеру в новое положение.

Режим съёмки от первого лица (POV) включается соответствующий кнопкой на панели управления. В этом режиме камера следует за движением стабилизатора во всех направлениях.

Режим Vortex (V) — включается двойным нажатием кнопки POV. Эффектный режим, в котором камера наклоняется на 90 градусов и с помощью джойстика влево-вправо управляется поворотом по оси панорамирования. Количество оборотов не ограничено.

Во всей этой истории мне не хватило возможности настроить скорость работы моторов при управлении джойстиком. Если такая функция предусмотрена для кольца управления сервоприводом, то вот для джойстика, увы, нет.

Для того, чтобы протестировать насколько качественно Zhiyun Weebill Lab справляется со своей основной задачей — стабилизацией, я снял несколько роликов при подъеме и спуске по лестнице. Причем тестирование проводилось как с включенным матричным стабилизатором в Nikon Z6, так и с выключенным. Результат ниже:

Как видите, стедикам справляется на отлично. Шагов практически не заметно, при том, что лестница довольно крутая и я особо не старался смягчить походку. Разница при включенном матричном стабилизаторе Z6 и выключенном почти незаметна, хотя Nikon Z6 имеет очень качественный стабилизатор.

Ниже еще один тест работы стабилизации Weebill Lab, который был снят в машине во время движения.

И ещё отдельно стоит поговорить о приложении ZY Play. Доступно оно как для iOS, так и для Android. Смартфон подключается к стедикаму с помощью Bluetooth, после подключения, если необходимо включить трансляцию изображения с камеры, дополнительно подключается по Wi-Fi. И как обычно, не все камеры поддерживают прямую трансляцию, смотрите список совместимых камер. Nikon Z6 входит в этот список, так что мне удалось потестировать приложение в полной мере. С одной стороны, я могу сказать, что остался доволен функциональностью приложения, с другой стороны, чувствуется «сырость» программы.

Через приложение помимо визирования, можно управлять всеми аспектами экспозиции, управлять сервоприводом, положением камеры и режимами работы стабилизатора.

Доступна экспериментальная функция отслеживания объекта. Включив эту функцию можно выделить в прямоугольник определённый объект, за которым стабилизатор будет следить. Функция работает, но пока не очень точно.

В заявленных функциях есть управление положением камеры с помощью гироскопа смартфона — то есть стабилизатор отслеживает повороты вашего смартфона и соответствующим образом поворачивает камеру. Забавный способ управления, но, к сожалению, мне так и не удалось найти этот функционал в приложении.

Ещё из приятных «фишек», что меня больше всего интересовало в этом приложении — создание таймлапсов. Здесь можно запрограммировать стабилизатор на определённую траекторию, шаг снимков и длину сессии. Было бы вообще круто, если можно было запрограммировать ещё и работу сервопривода для зуммирования.

К сожалению, с помощью стедикама невозможно создать плавный таймлапс, ну или по крайней мере мне не удалось. Однако в Adobe Premiere Pro видео легко можно сделать плавным с помощью эффекта «Искажения» > «Стабилизатор деформации». Ниже пример видео с постобработкой в Premiere Pro.

Один из минусов создания таймлапсов — нельзя выключать телефон. То есть если вы запрограммировали таймлапс на 5-6 часов, то смартфон должен быть постоянно включён с приложением ZY Play. Если вы свернёте приложение или вам банально позвонят на него, то съёмка  таймлапса прекратится. Это не очень удобно.

А вот из серьёзных минусов — это постоянные обрывы в прямой трансляции изображения. Предполагаю, проблемы, скорее всего, связаны с тем, что я использовал камеру Z6, которая появилась в поддержке этим стедикамом только в последнем обновлении и не до конца проработана. Очень надеюсь, в будущем проблема будет исправлена.

Заключение

На нашем рынке стедикамов довольно большое количество моделей. Есть давно признанные, такие как тот же Zhiyun Crane 2. Zhiyun Weebill Lab является уникальной моделью во всех смыслах. Да, сейчас уже вышел новый Crane 3, который позаимствовал главные особенности у Weebill Lab, но он дороже и размеры его также впечатляют.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Zhiyun Weebill Lab получил очень компактные размеры, по сравнению с другими стабилизаторами для камер. Новый двуручный дизайн создаёт не только удобной опыт работы с устройством, но также снимает нагрузку с рук и минимизирует возможные дрожания во время ходьбы. Фиксаторы осей придутся по душе не только новичкам, ранее не работавшим с подобными устройствами, но и профессионалам, ведь фиксаторы создают удобство и для балансировки, и для надёжного хранения/транспортировки. Модульная быстросъёмная площадка также даёт дополнительное преимущество — не нужно каждый раз проводить заново балансировку, если вы вдруг решили снять камеру со стабилизатора.

Конечно, не обошлось и без недостатков. Попавшийся мне бракованный зажим быстросъёмной площадки, безусловно, расстроил, но брак бывает со всеми, тем более что эта проблема решается заменой одной детали, которую может прислать производитель или дистрибьютор. Не хватает блокировки физических кнопок от случайного нажатия, дополнительного контроля скорости работы моторов. Осталось много вопросов к работе мобильного приложения. В ZY Play заложен большой функционал, который следует дорабатывать. Будем надеяться, что обновления приложения не заставят себя долго ждать.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В целом Zhiyun Weebill Lab — это отличный стабилизатор, который прекрасно справляется со своей основной задачей. Если вы ищете для своей камеры стабилизатор и ранее подобный устройствами не пользовались, то Weebill Lab станет лучшим выбором. Но не забывайте — перед покупкой обязательно проверьте вашу камеру и объективы на совместимость. И лучше не по списку, который указан на сайте производителя, а лично в магазине.