Мы уже протестировали 3 объектива серии Batis и в этом обзоре продолжим знакомство с линейкой. Напомню, линейка Batis это автофокусные объективы исключительно с фиксированным фокусным расстоянием созданные только для байонета Sony E. В этом тесте мы познакомимся с портретным объективом ZEISS Batis 1.8/85, который был представлен в 2015 году одновременно с объективом Batis 2/25, тем самым открывая абсолютно новую линейку объективов легендарного немецкого производителя Carl Zeiss.

Объективы с фокусным расстоянием 85мм, как правило, относят к портретникам, но не следует ограничивать область применения исключительно съемкой портретов. Пейзаж, архитектура, репортаж, даже предметная фотография, для чего можно использовать макрокольца, – направлений много, главное, чтобы фантазии хватило. Но мы решили пойти «классическим» путем или, может быть, нам как раз фантазии не хватило, так что в этом обзоре будем демонстрировать, помимо тестовых кадров, только портреты.

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/60, f/1.8, ISO200. © Павел Молчанов / Photar.ru

А для начала давайте познакомимся с нашим героем поближе.

И сразу хочу поблагодарить компанию Rentaphoto.com, предоставившую нам для теста объективов камеру Sony A7R IV, которая, как известно, обладает самым высоким разрешением в 61Мп среди существующих полнокадровых камер.

Внешний вид ZEISS Batis 1.8/85

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
© Photar.ru

На самом деле если вы читали наши предыдущие обзоры объективов этой линейки, то ничего нового в этом разделе не встретите. Каждый объектив линейки обладает схожим дизайном – полностью металлический корпус, прорезиненное электронное кольцо фокусировки, пластиковая бленда. Никаких дополнительных органов управления, исключением является только объектив ZEISS Batis 2/40, у которого есть физический переключатель ограничения области фокусировки.

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
© Photar.ru

Ах да, не забываем про стильный и полезный LED-дисплей, на котором отображается текущая дистанция фокусировки, глубина резкости и значение апертуры. При желании дисплей можно отключить. Управление настройками дисплея происходит при помощи кольца фокусировки, но не через меню камеры.

По размеру ZEISS Batis 1.8/85 немного больше своих «младших» собратьев, которые мы обозревали ранее. В длину с блендой он 105мм (без бленды — 95мм), а в диаметре 92мм, диаметр резьбового фильтра 67мм. При этом вес не такой уж большой – всего 452 грамма (и это при том, что корпус полностью металлический!). Вообще, если сравнивать с конкурентами, объектив обладает довольно компактными размерами и небольшим весом, однако, для нас главное качество изображения, но об этом чуть позже.

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/400, f/1.8, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru

Технические характеристики ZEISS Batis 1.8/85

Главная особенность и важный плюс ZEISS Batis 1.8/85 это то, что он обладает оптической стабилизацией. Это важно подчеркнуть, поскольку никаких упоминаний об этом на корпусе объектива нет, как и отдельного переключателя, отвечающего за его работу. Управление стабилизатором происходит непосредственно через меню камеры.

Минимальная дистанция фокусировки ZEISS Batis 1.8/85 составляет 80 см. Максимальная диафрагма, как ясно из названия, f/1.8, а минимальная f/22. Диафрагма состоит из 9 скругленных лепестков.

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
© Павел Молчанов / Photar.ru

На переднем ободке объектива можно увидеть надпись Sonnar (от слова солнце, светосильный) – это название оптической схемы, которая была разработана компанией ZEISS еще в 1930 году, патент на эту схему был получен в 1931 году, а первые объективы начали выпускаться в 1932 году. Еа тот момент это был самый светосильный объектив для 35мм камер. На основе этой схемы и построена современная версия объектива.

Конструкция ZEISS Batis 1.8/85 состоит из 11 элементов в 8 группах. Оптический дизайн включает три элемента из низкодисперсионного стекла и блок с плавающими элементами.

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/250, f/1.8, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru

Тестирование ZEISS Batis 1.8/85

По традиции сразу начнем с анализа резкости объектива, а для этого будем использовать нашу стандартную тестовую миру.

Центр Край
f/1.8
f/2.0
f/2.2
f/2.5
f/2.8
f/3.2
f/3.5
f/4.0
f/4.5
f/5.0
f/5.6
f/6.3
f/7.1
f/8.0
f/9.0
f/10
f/11
f/13
f/14
f/16
f/18
f/20
f/22

 

В центре кадра даже на самой открытой диафрагме объектив дает великолепную резкость, однако, максимальная резкость достигается приблизительно на f/3.5-4. На периферии кадра, как и следовало ожидать, дела обстоят иначе. На самой открытой диафрагме картинка не очень резкая, к тому же эффект виньетирования ухудшает ситуацию. Максимальную резкость на периферии можно получить приблизительно с f/3.5-4 до f/7.1-8, далее начинается постепенное снижение резкости. Начиная с f/18 можно наблюдать общее смягчение картинки по всему полю кадра.

Для портретного объектива не так важна «звенящая» резкость, но тем не максимальная резкость по всему полю кадра достигается при значении апертуры приблизительно f/3.5–8.

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/250, f/1.8, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru

Хроматические аберрации

Как правило, я разбираю два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Продольные проявляются на открытых диафрагмах, соответственно исправляются путем прикрытия диафрагмы. Для анализа таких аберраций будем использовать калибровочную мишень Data Color.

© Photar.ru

Кропы:

f/1.8
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

Проявление продольных хроматических аберраций абсолютно минимально. Их можно заметить на значении апертуры f/1.8-4.

Поперечные хроматические аберрации немного сложнее – проявляются они на всех диафрагмах и, как правило, ближе к периферии кадра. Таким образом, исправить такие аберрации можно только в RAW-конвертере. Для анализа поперечных аберраций будем использовать следующую тестовую миру:

© Photar.ru

Кропы:

f/1.8
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

Виньетирование

На f/1.8 можно наблюдать значительное проявление эффекта виньетирования в углах кадра, однако, уже начиная с f/3.5 происходит заметное уменьшение эффекта. Окончательно эффект пропадает приблизительно с f/9.

Геометрические искажения

ZEISS Batis 1.8/85 обладает заметной подушкообразной дисторсией, которая совершенно незначительно исправляется внутрикамерно. Это демонстрирует сравнение выше – изображение до это RAW, открытый в RawDigger, изображение после это JPEG с внутрикамерной корректировкой.

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/60, f/1.8, ISO200. © Павел Молчанов / Photar.ru

Кома и астигматизм

Астигматизм и коматические аберрации, как правило, заметны на световых точках (звезды или фонари) и проявляются в виде искажения их естественной формы. Отсутве таких искажения очень ценится при фотографировании звезд или ночного города. Если для фотографирования звезд фокусное расстояние 85мм не совсем подойдет, то вот для ночного города, который изобилует светящимися окнами, фонарями, фарами машин, такое фокусное вполне применимо.

Для анализа будем использовать следующий кадр:

© Photar.ru

Коматические аберрации проявляются, как правило, на открытых диафрагмах и на периферии кадра. Астигматизм не исправляется диафрагмированием и проявляется по всему полю кадра кроме центра. Соответственно ниже кропы: угол – кома, около центра – астигматизм.

Около центра Угол
f/1.8
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

На диафрагме f/1.8-2 в углу кадра можно заметить совершенно незначительно искажение, которое полностью уходит на дальнейших значениях апертуры. Проявление астигматизма полностью отсутствует.

Боке

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO160. © Павел Молчанов / Photar.ru

Вот мы и подошли к самому интересному – «бокешечка»! Как же обойтись без эффектного красивого размытия в портретах! Для более наглядной демонстрации и анализа мы сделали на МДФ фотографии ночного города на всех значения диафрагмы.

f/1.8. © Photar.ru

И что мы видим на f/1.8? Да, здесь практически идеально боке! Равномерное заполнение светового диска, полное отсутствие даже намека на луковые кольца, отсутствие каемки. По центру кадра световой диск имеет идеальную форму круга, которая довольно сильно искажается к краю кадра и приближается к форме кошачьего глаза.

f/2.0. © Photar.ru
f/2.5. © Photar.ru

Уже на диафрагме f/2.5 форма светового диска приобретает очертания девятиугольника. И с каждым новым значением эта форма становится все более выраженной.

f/4.0. © Photar.ru
f/8.0. © Photar.ru

ZEISS Batis 1.8/85 для видео

Возможно, фокусное расстояние 85мм не столь популярно для съемки видео, как, например, фокусное расстояние героя нашего предыдущего обзора ZEISS Batis 2/40, однако, его применение не исключено в работе фильммейкера.

Для видео существует множество так скажем правильных характеристик, которыми должен обладать объектив, но здесь мы протестируем только самые важные. Безусловно, те же самые качества картинки как резкость, боке, виньетирование, дисторсия тоже влияют и на видео. Автофокус немаловажен и для фото, но для видео, если вы снимаете с использованием автофокуса, то скорость работы моторов является очень важной характеристикой. А если вы записываете на встроенный в камеру микрофон, что, конечно, не есть правильно, то также становится важным характеристика шумности работы этих самых моторов. Встречаются такие объективы, у которых шум работы моторов настолько сильный, что даже попадает на звуковую дорожку при записи видео с использованием накамерного внешнего микрофона.

На видео выше можно наблюдать высокую скорость работы моторов, никакого «ерзания» фокуса или потери объекта в кадре нет. Шум от работы моторов незаметен.

А вот, дыхание фокуса, абсолютно не важно для фото, но для видео, для большинства сценариев съемки, эта характеристика довольно существенна.

Первый кадр снят на МДФ, второй не бесконечности:

И еще один пример, который демонстрирует, что при увеличении дистанции фокусировки, уменьшается бочкообразная дисторсия. На бесконечности геометрия становится практически идеальной.

Как видите, объектив имеет значительное изменение масштаба при перефокусировке. При изменении дистанции с МДФ на бесконечность происходит уменьшение приблизительно на 23 процента! Это очень много.

Объектив ZEISS Batis 1.8/85 на практике

Передаю слово Паше Молчанову.

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/60, f/1.8, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru

В продолжении цикла обзоров объективов Carl ZEISS линейки Batis, сегодня я расскажу о своем опыте съемки на ZEISS Batis 1.8/85. Необходимо отметить, что объектив полностью повторяет конструктивном и внешним видом другие линзы серии. Несмотря на легкий вес и компактность, качество сборки внушает доверие, способствует этому и железный корпус. Поскольку я достаточно часто снимаю портреты, фокусное расстояние 85 мм для меня очень актуально. На полном кадре такое фокуссное позволят вести съемку на комфортном расстоянии от модели. 

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/125, f/1.8, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru

Я провел на этот объектив 2 съемки в разных условиях и везде объектив проявил себя с хорошей стороны. При съемке в условиях достаточного освещения и при динамичном позировании моделей ошибок в фокусировке практически не было, даже несмотря на то, что в кадре было 2 модели. Объектив фокусируется быстро и цепко, подстраивается под изменения расстояния так же быстро. Ввсе съемки проходили в режиме следящего автофокуса с приоритетом по лицу/глазам модели.

В условиях недостаточного освещения также не возникло никаких проблем. Да еще и встроенный стабилизатор помог. Большинство кадров было сделано на 1/40-1/60 секунды, так что без стабилизатора смазанных кадров было бы больше. Важно отметить, что функция стабилизации включается только из меню камеры, на самом объективе никаких переключателей нет. 

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/50, f/2.8, ISO200. © Павел Молчанов / Photar.ru

К резкости, контрасту и цветопередаче у меня тоже не возникло никаких претензий, все снимки получились очень натуральными. В портретных объективах многие обращают внимание на то, как размывается фон, так вот, у Batis 1.8/85, на мой взгляд, размытие довольно плавное, но контрастное. Никаких закручиваний и прочих искажений я не заметил. В целом вся картинка объектива мне показалась пластичной, но контрастной.

Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/250, f/1.8, ISO100. © Павел Молчанов / Photar.ru

Ручная фокусировка реализована через мотор автофокуса и имеет те же «особенности», что и у всей линейки Batis, так что при съемке видео с ручной фокусировкой придется привыкнуть. В заключение хочу отметить, что объектив будет прекрасным инструментом для портретных (и не только фотографов), так как обладает широкой диафрагмой, приятным размытием и очень хорошей резкостью.

Заключение

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
© Павел Молчанов / Photar.ru

Фокусное расстояние 85мм очень популярно. Судите сами, у каждого стороннего производителя есть своя версия этого фокусного для полнокадровой беззеркальной системы Sony, а у самой Zeiss, как и Sony их даже по два. На фоне этого «многообразия» ZEISS Batis 1.8/85 выглядит очень привлекательно — это не самая высоко цена, однако, качество картинки лучшее из того что я видел.

Обзор объектива ZEISS Batis 1.8/85 - лучший портретник для Sony?
Sony A7R IV + ZEISS Batis 1.8/85. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO160. © Павел Молчанов / Photar.ru

Объектив обладает очень красивым боке, отличной резкостью на открытой диафрагме и даже «звенящей» резкостью при f/4-5,6. Минимальное проявление аберраций дает нам возможность получить картинку, не требующую последующей обработки. Возможно, не самые лучшие характеристики для видео, но с учетом вышеперечисленных характеристик с этим можно мириться.

И плюс ко всему сказанному – отличный дизайн, компактность, великолепное качество материалов и качество сборки. Все это, пожалуй, делает ZEISS Batis 1.8/85 лучшим объективом среди себе подобных для полнокровой беззеркальной системы Sony.

Благодарим компанию Rentaphoto.com за предоставленную камеру Sony A7R IV.

Обзоры объективов линейки ZEISS Batis:

Обзоры объективов ZEISS Batis
© Павел Молчанов / Photar.ru

Спасибо за внимание и подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы быть в курсе самого интересного из мира фототехники: Facebook, Вконтакте и Telegram и YouTube-канал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь